Реферат по предмету "Биология"


Проблема опустынивания

Опустынивание на данный моментявляется одной из самых значимых глобальных проблем человечества.Во время распашки полей мириады частиц плодородногопочвенного покрова поднимаются в воздух, рассеиваются, сносятся с полей потоками воды, осаждаются в новыхместах, в громадных количествах безвозвратно уносятся в Мировой океан.Естественный процесс разрушения водой и ветром верхнего слоя почвы, смыва иразвеивания его частиц многократно усиливается и ускоряется, когда люлираспахивают чересчур много земель и не дают

почве отдохнуть . Под воздействием живых организмов,воды и воздуха на поверхностных слоях литосферы постепенно образуется важнейшаяэкосистема, тонкая и хрупкая, почва, которую называют кожей Земли . Этохранительница плодородия и жизни. Горсть хорошей почвы содержит миллионымикроорганизмов, поддерживающих плодородие. Чтобы образовался слой почвымощностью в 1 см, требуется столетие. Он может быть потерян навсегда за одинполевой сезон.

По оценкам геологов, до того как люди начали заниматьсясельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, рекиежегодно сносили в Мировой океан около 9 млрд. т почвы. Ныне это количествооценивают примерно в 25 млрд. т.Почвеннаяэрозия сугубо местное явление ныне приобрела всеобщий характер. В США,например, около 44 обрабатываемых земель подвержено эрозии.

В России исчезлиу4никальные богатые черноз мы с содержанием гумуса в 14-16 , которые называлицитаделью русского земледелия. В России площади самых плодородных земель ссодержанием гумуса 10-13 сократились почти в 5 раз. Почвенная эрозия особенно велика всамых больших и густонасел нных странах. Река Хуанхэ в Китае ежегодно сносит вМировой океан около 2 млрд. и почвы. Почвенная эрозия не только уменьшаетплодородие и снижает урожайность.

В результате почвенной эрозии гораздобыстрее, чем обычно предусматривается в проектах, заиливаются искусственносооружаемые водные резервуары, сокращаются возможность орошения получения электроэнергии отгидроэлектростанций. Особенно тяж лая ситуация возникает,когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой онразвивается. Тогда наступает порог необратимого разрушения, возникаетантропогенная пустыня.

Поразительную картину представляет собой плато Шиллонг врайоне Черапунджи, расположенном на северо-востоке Индии. Это самое влажноеместо мира, где в среднем за год выпадает больше 12 м осадков. Но в сухойсезон, когда прекращаются муссонные ливни в октябре мае , район Черапунджинапоминает полупустыню. Почвы на склонах плато практически смыты, обнажилисьбесплодные песчаники.

Одиниз самых глобальных и быстротечных процессов современности расширениеопустынивания, падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожениебиологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условияместественной пустыни. Естественные пустыни и полупустынизанимают более 1 3 земной поверхности. На этих землях проживает около 15 населения мира.

Пустыни это территории с крайне засушливым континентальнымклиматом, обычно получающие в среднем всего 150-175 мм осадков за год.Испарение с них гораздо выше, чем их увлажнение. Наиболее обширные массивыпустынь располагаются по обе стороны от экватора, между 15 и 450северной широты, а в Средней Азии и Казахстане пустыни достигают 500северной широты. Пустыни естественныеобразования, играющие определ нную роль в общей экологическойсбалансированности

ландшафтов планеты. В результате деятельности человека кпоследней четверти XX в. появилось ещ свыше 9 млн.км2 пустынь, и сего они охватили уже 43 общей площади суши. В 90-х гг. опустынивание сталоугрожать 3,6 млн. га засушливых земель. Это составляет 70 потенциальнопродуктивных засушливых земель, или frac14 общей площади поверхности суши,прич м эти данные не включают площадь естественных пустынь.

Около 1 6 населениямира страдает от этого процесса. Опустынивание может происходить в разныхклиматических условиях, но особенно бурно оно протекает в жарких, засушливыхрайонах. В Африке находится почти треть всех аридных областей мира они широкораспространены также в Азии, Латинской Америке и в Австралии. Опустыниванию подвергаютсяв среднем за год 6 млн. га обрабатываемых земель, которые полностьюразрушаются, и свыше 20 млн. га снижают свою продуктивность.

Такова скоростьприближения к порогу необратимого разрушения. Как считают эксперты ООН, современныепотери продуктивных земель приведут к тому, что к концу столетия мир можетлишиться почти 1 3 своих пахотных земель. Такая потеря в периодбеспрецедентного роста населения и увеличения потребности в продовольствииможет стать поистине гибельной. Опустынивание это процесс деградациивсех природных систем жизнеобеспечения

чтобы выжить, местное население должноили получить помощь со стороны, или уйти в поисках земель, пригодных для жизни.В мире вс больше людей становится экологическими беженцами. Процесс опустынивания обычновызывается совокупным действием природы и человека. Особенно губительно этодействие в аридных районах со свойственными им хрупкими, легко разрушающимисяэкосистемами. Уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпасаскота, вырубки деревьев и кустарников, распашка

земель, малопригодных дляземледелия, и другие виды хозяйственной деятельности, нарушающей хрупкоеравновесие в природе, многократно усиливают действие ветровой эрозии, иссушениеверхних сло в почвы. Резко нарушается водный баланс, снижается уровеньгрунтовых вод, колодцы пересыхают. Разрушается структура почв, усиливается ихнасыщение минеральными солями. Вследствие избыточной хозяйственной нагрузкисложно организованные бассейново-речные системы превращаются

в примитивно организованныепустынные ландшафты. Опустынивание и опустошение могутвозникнуть в любых климатических условиях как результат разрушения природнойсистемы. Но в аридных областях двигателем опустынивания становится ещ изасуха. Опустынивание, развивающееся в результате неумелой и неумереннойхозяйственной деятельности, не раз разрушало целые цивилизации. В школах всегомира на уроках истории детям объясняют, что людям надо знать

е для того, чтобыизвлекать уроки на будущее. Извлекло ли человечество уроки из истории гибелипрошлых цивилизаций, засыпанных песком? Основное отличие опыта истории отсегодняшнего дня состоит в темпах и масштабах. Чрезмерно активная хозяйственнаядеятельность, давление которой накапливалось столетиями и даже тысячелетиями,ныне оказалась спрессованной в десятилетия. Если раньше погибали отдельныецивилизации, погреб нные песками, то теперь процесс опустынивания, зарождаясь

вразличных местах и имея разное регионально проявление, принял глобальныемасштабы. Накопление в атмосфере углекислого газа, усиление запыл нности изадымл нности атмосферы ускоряют аридизацию суши. Этот процесс охватывает нетолько аридные области. Расширяющаяся площадь пустыньспособствует возникновению сухих климатических условий, которые, вероятно, вбольшой мере влияют на учащение многолетних засух.

Порочный круг замыкается. Сахель на арабском берег,окраина так именуется переходная зона шириной до 400 км, которая простираетсяк югу от пустыни Сахара до саванн Западной Африки. В конце 60-х гг. в этой зоне разразилась многолетняязасуха, которая достигла своего апогея в 1973 г. В результате этой засухи вафриканских странах сахельской зоны Сенегале, Гамбии, в Мавритании, Мали идр. погибло около 250.000 человек.

Произош л массовый пад ж скота а скотоводствосоставляет основу хозяйственной деятельности и источник существованиябольшинства населения этих районов. Пересохли многие колодцы и даже такиекрупные реки, как Нигер и Сенегал. Поверхность озера Чад сократилась до 1 3 его нормальных размеров. В 80-х гг. бедствия,приносимые засухой и опустыниванием, приобрели в Африке общеконтинентальныемасштабы. Последствия этих процессов испытывают 34 африканские страны и 150млн.

людей. В 1985 г. в Африке погибло около 1 млн. человек и 10 млн. человекстали экологическими беженцами . Темпы продвижения границ пустыни в Африкеместами составляют до 10 км в год. Судьба лесов и история человечеств навсех континентах были между собой теснейшим образом взаимосвязаны. Леса служилиосновным источником продовольствия для первобытных общин, живших охотой исобирательством. Они являлись источником топлива и строительных материалов длясооружения жилищ.

Леса служили убежищем для людей и в большой мере основой ихэкономической деятельности. Жизнь лесов и жизнь людей, связи между ними нашлиотражение в культуре, мифологии, религии большинства народов мира. Около 10тыс. лет назад, до зарождения сельскохозяйственной деятельности, густые леса идругие покрытые лесом пространства занимали более 6 млрд. га поверхности суши.К концу XX столетия их площадь сократилась почти на 1 3 и нынеони занимают лишь немногим более 4 млрд.

га. Во Франции, например, где лесаизначально покрывали около 80 территории, к концу XX в. их площадь сократилась до 14 в США, где лесами вначале XVII в. было покрыто почти 400 млн. га, уже к 1920 годуэтот лесной покров был на 2 3 уничтожен. Все рассмотренные аспекты не лучшимобразом влияют не только на наше общее благосостояние, но, главным образом, наблагосостояние наших детей и вообще потомков.

Поэтому мы должны обеспечить имславное и безоблачное будущее разрабатывать и внедрять проекты по ограничениюи искоренению вообще таких нежелательных процессов. Список литературы 1. Энциклопедия длядетей Т.3 География . М Аванта , 1994. 640 с.2.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.