БАЛТИЙСКИЙ РУССКИЙ ИНСТИТУТ
Контрольная работа
По дисциплине:
“Общая психология”
Выполнила
студентка 2 курса
юридического факультета
заочного отделения
Фолкмане Даце
студ. билет N RI1A078
Преподаватель:
И. Плотка
Рига – 2002 г.
Вопрос 1
Какова роль воображения в жизни человека. Какое различие существует
между воображением и памятью?
Ответ:
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются
воспроизведением непосредственно воспринятого. Таким образом, не всякий
процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс
воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и
воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным,
видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции
воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве,
вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если
воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование
становится основной характеристикой воображения. Иными словами: воображать
– это преображать.
Под воображением в самом широком смысле слова иногда подразумевают
всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память,
воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется лишь одним из
видов воображения. Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и
творческого воображения и отождествлению первого с памятью.
Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с
иным отношением к действительности. Образы памяти – это воспроизведение
прошлого опыта. Функция памяти – сохранить в возможной неприкосновенности
результаты прошлого опыта, функция воображения – их преобразовать. Но и эта
противоположность существует и осуществляется в конкретной деятельности
человека лишь как единство противоположностей.
Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может
быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной
практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В
процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той
деятельности человека, посредством которой он реально изменяет
действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен
кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования
действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в
практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.
Вопрос 2
Назовите основные функции воображения.
Ответ:
Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование
данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами
творческой деятельности человека и прообразами для нее.
На основании вышесказанного мы можем понять, что основной функцией
воображения является преобразование результатов прошлого опыта.
Для воображения является характерным другое отношение к прошлому
опыту вообще и непосредственно к данному – сознание известной свободы по
отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по
отношению к данному означает прежде всего известную психологическую
независимость по отношению к прошлому.
Деятельность воображения естественно и закономерно порождается
преобразующим воздействием направленности личности на образы сознания,
отражающие действительность.
Вопрос 3
Взаимосвязаны ли между собой воображение и эмоции. Почему?
Ответ:
Переживание отношения человека к окружающему составляет сферу чувств
или эмоций. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он
испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Так же и восприятие действительности часто преобразуется воображением
под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования
приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию
действительности.
Воображение под влянием чувств иногда по своему капризу произвольно
порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ
человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином,
созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется
другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под
воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом
человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может
уготовить нам немало горьких разочарований. Но бывает и иначе: образ,
складывающийся при равнодушном отношении к человеку на основании обыденных
впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный его
облик мелкими и несущественными штрихами, а большое чувство может оказаться
мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в
человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.
Как мы видим, на основании вышеизложенного, эмоции и воображение
очень тесно взаимосвязаны друг с другом.
Вопрос 4.
Назовите виды и формы воображения.
Ответ:
В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности;
они порождают и различные уровни воображения.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в
непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием
малоосознанных образов.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно
формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе
сознательная творческая деятельность человека.
Поэтому говорят иногда о пассивном и об активном воображении.
Различие пассивности и активности является не чем иным, как именно
различием в степени намеренности и сознательности.
Различают также воображение воспроизводящее и творческое. В первом
случае – это воссоздание заданных образов (например, в художественном
тексте) и во втором - выражающееся в самостоятельном создании новых, как
это имеет место, например, в творческой деятельности художника.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение,
различают иногда конкретное и абстрактное воображение.
Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к
действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в
действительность. Здесь приходится проводить различие между пустой
мечтательностью и действенным воображением.
Вопрос 5.
Какие существуют основные приемы творческого воображения.
Ответ:
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе.
Преобразование действительности в воображении не является чисто
произвольным ее изменением , оно имеет свои закономерные пути, которые
находят выражение в типичных способах или приемах преобразования. Различают
следующие приемы творческого воображения:
1. комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях;
2. агглютинация – частный случай преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов;
3. акцентуирование – это подчеркивание черт;
4. типизация – специфическое обобщение.
Все основные формы творческого преобразования действительности,
которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном
виде те преобразования, которыми пользуется воображение.
Задачи и задания
1. Сгруппируйте приведенные ниже материалы по их отнесенности к различным вопросам темы «Воображение».
А) Воображение проявляется в умении представить деталь по чертежу героя
художественного произведения – по тексту, картина отдыха знакомого человека
по его рассказу.
В) Образ Наташи Ростовой создан Л.Толстым путем слияния черт двух женщин –
жены писателя Софьи Андреевны и ее сестры Татьяны Андреевны.
С) Воображение имеет место и во сне, и в полудремотном состоянии, и при
расстройствах психики, когда оно обретает форму галлюцинаций.
D) «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил Манилов о том, как
бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд
выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и
чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для
крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо
принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и
оканчивались только одними словами».
Ответ:
Сгруппировать данные материалы мы можем следующим образом:
А) можно отнести к воспроизводящему воображению;
В) можно отнести к комбинированию;
С) можно отнести к низшим, примитивным формам воображения, т.к. в данном
случае образы трансформируются самопроизвольно.
D) можно отнести к мечтательности.
2. Развитию какого вида воображения способствует следующий прием?
Любимым занятием на уроках географии были путешествия по карте.
Учитель показывал какую – нибудь точку на карте, а учащиеся должны были
описать флору, вид городов, жилищ, людей данной местности.
Ответ:
Данный прием способствует развитию конкретного воображения с одной
стороны и ассоциативного – с другой.