Кыргызско- Российский Славянский Университет
Кафедра психологии
Выполнила:
Рыбальченко.Ю.
ГП-2-01
Общие и специальные способности.
(реферат по общей психологии.)
Проверила:
БИШКЕК
-2002-
ПЛАН:
1.Понятие способностей.
2.Классификация способностей
-природные и естественные сп.
-специфические человеческие сп.
-общие и специальные сп.
-теоретические и практические сп.
-учебные и творческие сп.
-социально- обусловленные сп.
3.Общие и специальные способности.
4.Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.
5.Основные положения по теме «способности».
6.Заключение.
1.Понятие способностей.
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека в различных видах деятельности.
Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим,
психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность –
мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы,
наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс
способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, —
одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые
свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).
Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в
высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных
качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в
которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую
еще никто не видит.
Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к
поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди
отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и
гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие
нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных
социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.
Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной
деятельности, выступают как регуляционные особенности психической
деятельности индивида.
Задатками способностей являются особенности нервной системы,
обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и
полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования
временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй
сигнальных систем.
Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть
сформированы различные способности, они поддаются перестройке
(рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической
регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется
силой других компонентов.(«1»)
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно
встретить разные определения понятия «Способности»:
1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков.
=====================================================================
(«1») .М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая
психология.–М.,1997
3.Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее
распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх
(автор Б.М. Теплов) («2»)
Наиболее полным мне кажется третье определение, предложенное Тепловым Б.М..
Можно его уточнить, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии
"способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под
способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют
не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют
отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих
деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем
знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного
человека"(«3»)
Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе
развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек
перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным
упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами
человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное
творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем
дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо
одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее
один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При
отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит
может быть восполнен за счет более сильного развития других.
2.КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь
необходимо различать природные, или естественные, способности и
специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое
происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека
и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными
способностями являются восприятие, память, мышление, способность к
элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности
непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а
формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через
механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности,
обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и
специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие,
предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные
способности,
тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и
ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в
специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы
задатки особого рода и их
(«2») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.
(«3»)Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.
развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие,
спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает
развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности
сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. ( более подробно
общие специальные способности рассмотрены в пункте 3)
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в
отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,
вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что
первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком
знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как
вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство
новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в
различных областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-
деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей
степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого
вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее
коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и
оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к
различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми,
располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на
предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного
характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека,
его социализации и приобретения им необходимых форм общественного
поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения
адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их
поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в
различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие
человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода
способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения
его из биологического существа в социальное.
И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг
друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться
полноценно и гармонично.
Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные
способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной
деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в
которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны,
относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает
возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана,
так как недостающая способность может быть компенсирована другими,
входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое
зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной
чувствительности.
Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но
и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание
различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта
характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам
деятельности.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые
одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий
комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи
следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности,
развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий
характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя,
должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в
ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то
она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно
привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая
деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для
себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само
по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к
приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих
трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает
уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности,
т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его
способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального
развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в
меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком
проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же
она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не
приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию
означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального
научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и
закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без
соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие
способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем
быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального
настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в
деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами
(они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального
развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их
количество в целом является большим, чем число неудач.(«4»)
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов
деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по
видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить
на общие и специальные.
3.Общие и специальные способности
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов
деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по
видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить
на общие и специальные.
Одной из задач психологической теории является определение сущности
способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их
формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии,
исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема
способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее
психическое явление.
Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления
общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.
=====================================================================
(«4») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.
В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд
работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова - о
летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И.
Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических
способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что
для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под
которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной
деятельности способностей. Основными способностями, составляющими
музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух
компонентах - звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная
способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-
ритмическое чувство.
Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к
выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые
присущи способным организаторам: 1) способность "заряжать" своей энергией
других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3)
способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4)
критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7)
инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к
организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12)
наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15)
настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18)
организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской
деятельности необходимо единство этих качеств.
Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной
деятельности идет по линии пересечения более частных способностей,
совокупность которых, по мнению авторов, и составляет способность к тому
или иному конкретному виду деятельности. («4»)
4. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к
музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу
умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную
одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к
математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием
ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление
индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков,
окружающей среды и от характера деятельности.
Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности,
успешности.
Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой - легко
складывает в уме пятизначные числа, третий - высказывает мысли, достойные
философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и
ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях
любимым делом.
Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий
ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал,
что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических
достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск
"вундеркиндов" как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-
прежнему существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие
дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и,
объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они
затрачивают меньше сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от
успеха, чем прекрасно компенсирует энергетические затраты. И еще в чем
выразилась озабоченность А.В. Петровского - поддерживая проявления ярких
способностей, нельзя упускать из виду формирование личности.
Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая, что
истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого
нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось
бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки
к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила
воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей
позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный
старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес
подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как
можно ярче в раннем детстве. Н. Лейтес заметил одно важное обстоятельство в
развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью и
одаренностью - потребность реализовать себя. Он обращал внимание на то, что
побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и
талантливого, и что это важно поощрять.
Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с
возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую
предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний.
Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология
еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая
на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком
уровне умственного развития и многих других особенностях.
Воспользуемся термином "одаренность" в наиболее употребительном его
значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых - общих
и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей
значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и
одаренными.(«5»)
5. Основные положения по теме «способности»:
Способности- свойства и качества (индивидуальные особенности) человека,
делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-
полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и
быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
3. Наличие границ способности;
4. Нестандартность результатов;
5. Мера общественного признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов
отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
(«5») Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия
человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая
предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для
дальнейшего развития, способности более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе
взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм
человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с
условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает
знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне
оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной
системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей
(Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для
формирования способностей
Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не
определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации
соответствующих психических процессов.
Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у
человека происходит обобщение).
Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые
открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему)
и масштабом. Существует общая одаренность - способностей к обучению - и
специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие
- талант и гениальность).
Талант - это способность к достижению высшего порядка.
Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:
- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;
- осознание способности;
- включенность способности в характер.
Показатели одаренности:
- темп и легкость усвоения материала;
- широта переноса;
- время проявления;
- соотношение результатов с условиями.
Факторы, влияющие на развитие способностей:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество.
6.Заключение
Из рассмотренного материала можно сделать выводы о том, что способности –
это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-
психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от
которых зависит успешность деятельности. В состав каждой способности,
делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда
входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта
деятельность осуществляется. При развитии способностей в процессе
деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и
умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. 2.М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая
психология.–М.,1997 3.Общая психология под ред. В.В.Богославского, А.Г. Ковалева,
А.А.Степанова.-М.,1981 4.Психология. Словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-
М.,1990 5.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.,200. 6.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961. 7. Сайт в Интернете: www.azps.ru 8. Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.