Конституционное
развитие Пруссии: 1801 - 1870 годы
8 июня 1815
представители России, Англии , Австрии, Пруссии, Франции на заседании Венского
конгресса приняли немецкий союзный акт об учреждении Германского Союза из 38
самостоятельных государств.
Цель союза -
обеспечение внутренней и внешней безопасности.
Высший орган -
Союзный Сейм в Франкфурте-на-Майне - постоянный конгресс послов государств -
членов. Сейм устанавливал основные законы и образовывал учреждения Союза для
управления иностранными , военными и внутренними делами.
Каждое
государство сохраняло правительство и армию - Германия стала конфедерацией.
1850 - Прусский
король Фридрих - Вильгельм4 пересмотрел дарованную им в 1848 году конституцию.
Эта конституция
напоминала французскую хартию 1814 года.
Парламент -
Ландтаг - имел право законодательной инициативы.
1. - Палата
господ - аристократия + представители от городов, университетов и союзов
крупных землевладельцев.
2. - Палата
представителей избиралась на основе трехклассной системы.
Король -
исполнительная власть - право вето, назначал министров, не отвечали перед
Ландтагом.
Армия присягала
только королю, а не конституции.
В конституции
провозглашались основные свободы личности, но они могли быть приостановлены в
чрезвычайной ситуации.
Образование
Германской империи. Конституция империи 1871 года
Общая
характеристика
К середине 19
века Германия представляла собой некоторое количество раздробленных государств.
К 60-м годам самым сильным и крупным государством стала Пруссия. Единственный
ее противник - Австрия. Произошла война, 1866 - разгром Австрии с союзниками -
гегемония Пруссии в Германии.
18 августа 1866
-договор о создании союза германских государств во главе с Пруссией - все герм.
гос-ва севернее Майна-под верховенством прусского короля. 1867 - принята
конституция этого союза.
1870-1871 война
против Франции (успешно) - включены земли южнее Майна.
С 1.01.1871
Германия - империя.
16.04.1871 -
рейхстаг утвердил конституцию.
Германия -
конституционная монархия. Высшие органы - КАЙЗЕР и 2-х палатный парламент.
Вопрос о разграничении власти не решен.
По Форме
государственного устройства Германская империя была федерацией (союз 22-х
монархий и 3-х городов - республик).
Особенности
этой федерации: 1)неравенство членов; 2) широкие полномочия федеральных
органов; 3) отсутствие имперской администрации (были только у государств -
членов империи).
Государственное
устройство империи по Конституции 1871 года. Государственный строй империи
16.04.1871 -
рейхстаг утвердил конституцию.
Германия -
конституционная монархия. Высшие органы - КАЙЗЕР и 2-х палатный парламент.
Вопрос о разграничении власти не решен.
По Форме
государственного устройства Германская империя была федерацией (союз 22-х
монархий и 3-х городов - республик).
Особенности
этой федерации: 1)неравенство членов; 2) широкие полномочия федеральных
органов; 3) отсутствие имперской администрации (были только у государств -
членов империи); 4) делегаты отд. государств в союзном совете были
представителями не парламентов, а правительств.
Раздел 4
конституции посвящен императору. Титул Кайзера получал прусский король, кот.
осуществлял президентство в империи. Компетенция кайзера: 1) исключительные
права в области внешних сношений; 2) контроль за деятельностью парламента
(исключительное право созывать, открывать, закрывать союзный совет),
разработанные в союзном совете законопроекты вносились на рассмотрение в
рейхстаг от имени Кайзера + право обнародовать имперские законы + право
издавать указы и распоряжения. 3) исполнительная власть, право назначения и
смещения имперского канцлера, министров и других имперских чиновников.
Ст. 5 -
имперское законодательство осуществляется союзным советом и рейхстагом.
Рейхстаг -
депутаты избирались населением на основе равных всеобщих выборов при тайном
голосовании (397 округов по 1 депутату) на 5 лет без зарплаты. Р. обладал
правом законодательной инициативы.
Союзный Совет -
представители правительств государств и вольных городов. Он решал споры между
федеральным правительством и членами федерации, высшая апелляционная инстанция,
мог давать толкования конституционных законов. Заседания СС проходили негласно.
Веймарская
конституция 1919 года: общая характеристика
31 июля 1919 -
Национальное собрание в городе Веймаре приняло новую конституцию, кот. вступила
в силу 11 августа.
Германия -
Парламентская Республика с буржуазно-демократическим политическим режимом.
Германия -
республика с федеративной формой государственного устройства. Каждая земля
имела свою конституцию, свой законодательный орган и свое правительство.
К
исключительному ведению федерации относились: внешние сношения. эмиграция,
таможенное дело, оборона, финансы, колонии, почта и телеграф. Все остальное
подлежало ведению как федерации так и ведению отдельных земель.
Высший
законодательный орган - Рейхстаг - 4 года. Он имел право издавать законы по
всем вопросам. отнесенным к ведению империи.
Вторая палата -
Рейхсрат - орган представительства земель - имел право отлагательного вето.
Президент
избирался на 7 лет - имел довольно сильную власть, противопоставленную
Рейхстагу. Он имел право досрочного роспуска Рейхстага и правом введения
чрезвычайного положения - в этом случаен он мог издавать чрезвычайные декреты.
Правительство:
- Рейхсканцлер
( председательствовал в правительстве, определял руководящие линии
правительства, по его предложению президент назначал министров)
- имперские
министры
Правительство
ответственно перед Рейхстагом. Судебная система осталась прежней:
- участковый
суд;
- земский суд;
- высший
земский суд;
- имперский
суд, но конституция ввела суд присяжных.
Часть 2 отдел 1
- права и обязанности личности:
Ст.114 -
неприкосновенность - свобода личности.
Ст.151-153 -
хозяйственная свобода отд. личности.
Кодификация
германского частного права. Общая характеристика Германского Гражданского
Уложения
С образованием
Германской империи возникла необходимость унификации гражданского права - летом
1896 принят проект Германского Гражданского Уложения (вступило в силу
1.01.1900). Сохранилось значительное влияние римского права. Книга 1 - Общая
часть - общие институты гражданского права - много внимания юридическим лицам,
о которых в Кодексе Наполеона не упоминается. Различаются юридические лица (ЮЛ)
публичного и частного права.
- ЮЛ публичного
права создаются законом либо административным актом.
- ЮЛ частного
права общества или учреждения, основывающиеся на частноправовом или
частноправовом уставе.
Сохранились
остатки сословного строя. Дворянство (высшее и низшее) имело ряд привилегий.
Кн.2 -
обязательственное право - сильное влияние РП.
Новое -
взаимоотношения, возникающие при биржевых операциях, вопросы о банковском
денежном переводе.
ГГУ содержит
подробную регламентацию различных договоров, купли-продажи, найма, залога,
поручительства и др. Двадцать параграфов ГГУ регламентируют найм рабочей силы.
Кн.3 -
институты вещного права. Главный - институт частной собственности.
Кн.4 - семейное
право - 1558 обязательная гражданская регистрация брака. Муж - глава семьи.
Решение о
разводе выносилось судом после тщательного разбора дела. - только в случаях,
определенных законом.
Кн.5 -
наследственное право.
Наследование по
закону- в порядке очередности по степени родства. При наследовании по завещанию
оставляется обязательная доля законных наследников.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/