Реферат по предмету "Право"


Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"

Политическая
концепция  -- "Москва -- третий
Рим".

Автор теории,
вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва--третий Рим”, был
иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и
уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти,  ее назначении, взаимоотношении с подданными
и церковной организацией.

О самом авторе,
монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее,
известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижи-
тельной формулой: “человек сельский, учился буквам, а еллин- ских борзостей не
токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”.
Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей
постоянно  жил в монастыре (“той старец
неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес
знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его
нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения  к государю... боярам и наместникам”,
бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он
сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Муне- хину и великим
князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Наиболее
подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для
всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит
династическое родословие русских князей к византийским императорам,
указывая  Василию III, что править ему
следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе
которых называются “великий Константин... Блаженный святой Владимир и великий и
Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до тебе”.

Многократно
обращается Филофей к описанию образа держателя 
верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто
отступает от “правды”, но заботлив и справедлив в отношении всех своих
подданных, в его обязанности  входит
утешать “плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих”.

Высокое
представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного
подчинения ей со стороны подданных.  По
мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его “творити и заповеди
хранити во всем”, а если и придется кому-либо понапрасну терпеть “царское
великое наказание”,  то возможно только
выразить свою печаль “горьким стенанием и истинным покаянием”. В обязанности
государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях.
Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными
пастырями права “говорить правду” лицам, облеченным высокой властью. Он, как и
его предшественники,  настаивает на
необходимости законных форм реализации 
власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно  и следить за тем, чтобы и подданные его жили
по законам.

Сохранившая
верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне
успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и
благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России ФилЕ- фей
сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех
русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не
исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем.

Развитая
Филофеем в политическую теорию формула “третьего  Рима” была не нова для литературы XV--XVI столетий. Сказания о
наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны
еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условияш политико-
правовой жизни русского общества.

Современники
так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила --ни во время
жизни мыслителя, ни впоследствии --оправданием или обоснованием каких-либо
агрессий.

Теория Филофея
“Москва -- третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно
воспроизводилась средствами  живописи,
включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и
литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением.
Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство,  и в этом плане вполне возможно считать ее
доктриной, получившей официальное признание.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация программы дисциплины учебного плана и программ учебной и производственных практик Аннотация программы дисциплины «Теоретическая механика. Механика сплошных сред»
Реферат Роль малых городов в экономике России 2
Реферат Функціональний генератор інфранизької частоти на базі мікропроцесорної системи
Реферат Governmental Banning Of Human Cloning Essay Research
Реферат Макроэкономические показатели
Реферат Биологические ритмы
Реферат Work And School Essay Research Paper Many
Реферат Первая Камчатская экспедиция Беринга - Чирикова
Реферат Оценка технологических и технико-экономических показателей изготовления деталей на машиностроительном
Реферат Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению
Реферат Христос в Масульманстве
Реферат Глобализация- смена политических акторов и типа управления
Реферат Західноукраїнські землі в першій половині ХІХ століття під владою Австрійської імперії
Реферат Философия права в России во второй половине XIX начала XX века
Реферат Любовный треугольник Печорин, Грушницкий, Мери.