Уголовный
закон
Вопросы применения уголовного
закона представляют собой часть общеправовой проблемы. Поэтому
уголовно-правовая наука в основном детализирует положения общей теории права
относительно нормативных юридических актов. Однако в теории уголовного закона
имеются некоторые специфические черты. Именно они будут предметом рассмотрения
данной главы.
Уголовный закон — это принятый
высшими органами государственной власти нормативно-правовой акт, нормы которого
устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие
опасные для личности, общества или государства деяния признаются
преступлениями, и какие виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера
за них следуют.
Признаки уголовного закона:
1. Уголовный закон — это
федеральный закон. В соответствии с Федеративным договором о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами власти субъектов Федерации, текстуально включенным в
Конституцию России, уголовное законодательство отнесено к ведению федеральных
органов власти. Согласно ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской
Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы,
которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией. По всем остальным вопросам, отнесенным к ведению федеральных
органов государственной власти, в том числе и по уголовно-правовым, принимаются
федеральные законы. Никакие другие органы не вправе принимать
утоловно-пра-вовые акты. Уголовный закон, как и любой другой федеральный акт,
не должен противоречить Конституции. Таким образом, Уголовный кодекс Российской
Федерации (УК) является федеральным законом, имеющим юридическую силу на
территории всей России.
2. Уголовный закон принимается
высшими органами государственной власти по процедуре, строго регламентированной
Конституцией. Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от
общего числа ее депутатов. Принятые Думой законы в течение пяти дней передаются
на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом, если за
него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если
он не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, либо если в результате
повторного голосования квалифицированным большинством голосов (двумя третями)
Дума преодолела отклонение Советом Федерации данного закона. Принятый закон в
течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации. Президент в
течение четырнадцати дней подписывает и обнародует его в соответствии с
Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания'4.
3. Уголовный закон обладает высшей
юридической силой. Юридическая сила есть свойство нормативного акта
действовать, порождать юридически правовые последствия. Высшая юридическая сила
заключается в том, что: а) ни один другой орган не вправе отменять или изменять
закон; б) все другие нормативные акты не должны противоречить закону; в) в
случае противоречия закону иных нормативных актов приоритет должен принадлежать
закону.
4. Следующий признак уголовного
закона — его норжа-тивностъ. Уголовный закон содержит нормы права, т. е.
общеобязательные правила поведения людей, рассчитанные на неопределенное
количество случаев подобного рода и неопределенный круг субъектов.
Уголовно-правовая
норма
Уголовно -правовая норма — это
правило поведения, предоставляющее участникам данных общественные отношений
юридические права и возлагающее на них юридические обязанности. Нарушение или
несоблюдение этих норм влечет за собой применение мер государственного
принуждения в виде уголовного наказания. Уголовно-правовые нормы отражаются
(формулируются) в статьях УК. Таким образом, статья У К — это письменная форма
выражения уголовно-правовой нормы. Причем уголовно-правовая норма и статья
уголовного закона могут не совпадать между собой. Можно выделить следующие
варианты соотношения нормы и статьи закона:
1. Уголовно-правовая норма
содержится в одной статье закона (или одна статья содержит одну норму).
Примером может служить ст. 109 УК, содержащая одну норму о причинении смерти по
неосторожности.
2. Уголовно-правовая норма
формулируется в нескольких статьях УК. Например, норма об умышленном убийстве
формулируется законодателем в четырех статьях УК — 105 106, 107, 108.
3. Одна статья УК содержит две (и
более) уголовно-пра-вовые нормы. Так, ст. 204 УК "Коммерческий
подкуп" содержит одновременно норму о незаконной передаче взятки и
незаконном получении взятки должностными лицами коммерческих и иных
негосударственных организаций.
Структура
уголовно-правовой нормы
В общей теории права принято
выделять три элемента нормы права: гипотезу, диспозицию и санкцию. Однако ни
одна уголовно-правовая норма не содержит терминологической обрисовки всех трех
элементов: в статьях Общей части нет санкций и зачастую нет гипотез; статьи
Особенной части "умалчивают" о гипотезах. Поэтому в уголовном праве
общепринята двучленная классификация: диспозиция и санкция, хотя такое мнение
нам представляется не бесспорным.
Диспозиция указывает деяния,
которые признаются преступлениями и за совершение которых устанавливается
наказание. Различают диспозиции четырех видов.
Простая диспозиция только называет
преступление, не раскрывая его признаков. Такие диспозиции встречаются так же
редко, как и общепризнанные (бесспорные) термины, содержание которых очевидно и
не требует пояснений. Примером может служить диспозиция ст. 126 УК — похищение
человека.
Описательная диспозиция не только
называет преступление, но и описывает его основные признаки. Например, клевета
определяется как распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и
достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. А кража — как тайное
хищение чужого имущества. Это самый распространенный вид диспозиций в уголовном
законе, что совершенно правильно, ибо уголовный закон должен предельно
формально определять все основные объективные и субъективные признаки деяний,
за которые устанавливается уголовная ответственность.
Ссылочная диспозиция для
установления признаков преступления предлагает обратиться к другой статье УК.
Например, ст. 117 УК определяет истязание как "причинение физических или
психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными
насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в
статьях 111 и 112 настоящего Кодекса".
Бланкетная диспозиция отсылает к
нормам других отраслей права — трудового, гражданского, административного и т.
п. Именно с помощью бланкетных диспозиций сформулированы почти все преступления
в сфере экономической деятельности, большинство должностных преступлений,
преступлений против общественной безопасности, связанных с нарушением
специальных правил (горных, строительных и иных) либо правил обращения с
предметами, представляющими повышенную общественную опасность (оружие,
боеприпасы, радиоактивные вещества и т. д.).
Санкция — часть уголовно-правовой
нормы и часть статьи УК, определяющая вид и размер наказания.
Абсолютно-определенные санкции
устанавливают точный вид и точный размер наказания. Действующее
законодательство не содержит абсолютно-определенных санкций, ибо они не
позволяют индивидуализировать наказание в зависимости от обстоятельств
конкретного преступления и личности виновного.
Относительно-определенные санкции
устанавливают конкретный вид наказания и его пределы, в связи с чем можно
выделить три разновидности относительно-определенных санкций:
с указанием минимального размера
наказания ("от трех лет лишения свободы"). Их максимальный предел
установлен в статьях Общей части для данного вида наказания;
с указанием максимального размера
наказания ("до пяти лет лишения свободы"). Их минимальный предел
установлен статьями Общей части для данного вида наказания;
с указанием минимального и
максимального размеров наказания ("от трех до десяти лет лишения
свободы"). Именно данная разновидность наиболее распространена в статьях
Особенной части.
Альтернативные санкции указывают
два или более вида наказания, которые могут быть назначены за совершенное
преступление ("лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет или
смертная казнь или пожизненное лишение свободы"). Когда виды наказаний
имеют в альтернативной санкции минимальные и/или максимальные пределы, она
становится комбинированной (альтернативной и относительно-определенной).
Абсолютно -неопределенная санкция
не содержит указания ни на вид, ни на размер наказания. В действующем УК данный
вид отсутствует, но многие международные договоры, посвященные борьбе с
преступлениями, имеют такие санкции.
Толкование
уголовного закона
Под толкованием понимается
объяснение уголовного закона, уяснение его смысла, определение того содержания,
которые вложил в него законодатель. Толкование (интерпретация) включает в себя
два элемента: уяснение смысла закона и разъяснение его для других
правоприменителей. Эти элементы взаимосвязаны. Однако они позволяют говорить о
толковании как методе познания права, с одной стороны, и о толковании как виде
юридической деятельности, с другой. Необходимость толкования уголовного закона
вызвана, во-первых, общим характером норм права, во-вторых, использованием
специальной юридической техники для построения уголовно-правовых норм
(бланкетных диспозиций, оценочных терминов и т. д.), в-третьих, системностью
уголовно-правовых норм, их взаимосвязью и взаимозависимостью с нормами права
других отраслей.
Толкование обеспечивает
единообразное применение норм права, способствует устранению недостатков в
законе.
Виды толкования зависят от
различных классификационных оснований.
По субъектам толкования оно бывает
официальным и неофициальным.
Официальное толкование
осуществляется специально уполномоченными государственными органами, и его
результаты обязательны для всех субъектов применения права. Официальное
толкование подразделяется на два вида:
1. Нормативное толкование, которое
в свою очередь бывает:
аутентическим, т. е. осуществляемым
тем органом, который принял данный закон. Применительно к уголовному закону
аутентическим будет толкование уголовно-правовых норм, данное Федеральным
Собранием РФ;
подзаконным, которое в уголовном
праве, в силу специфики его источников, невозможно;
правоприменительным, т. е.
осуществляемым правоохранительными органами. Именно нормативное
право.приме-нительное толкование, осуществляемое судебными инстанциями,
наиболее значимо в уголовном праве. Согласно Конституции РФ Верховный Суд
России, являющийся высшей судебной инстанцией по уголовным делам, имеет право
издавать разъяснения по вопросам применения уголовного права. По закону данные
разъяснения носят обязательный характер для всех судов. Поскольку все иные
правоохранительные органы, применяющие нормы уголовного права (органы дознания,
следствия, прокуратуры), в конечном итоге работают на суд, то следует признать,
что разъяснения Верховного Суда РФ имеют обязательный характер и для них.
2. Казуальное толкование, под
которым понимается разъяснение закона, нормы права, обязательное только для
конкретного случая. Применительно к уголовному праву речь идет о решениях
судебных инстанций по конкретным уголовным делам.
Неофициальное толкование
подразделяется на:
доктринальное, осуществляемое
научными работниками, преподавателями юридических учебных заведений, высококвалифицированными
практическими работниками в результате теоретического анализа норм права;
профессиональное, даваемое юристами
не по конкретным уголовным делам;
обыденное, которое может
осуществляться любыми непрофессиональными участниками правоотношений, любыми
гражданами.
По объему выделяется:
а) буквальное, адекватное
толкование, возможное при полном совпадении текста ("буквы") и
содержания ("духа") закона;
б) распространительное толкование,
которое возникает, когда смысл нормы шире ее текстуального выражения;
в) ограничительное толкование,
которое возникает, когда смысл нормы уже его текстуального выражения.
По способам толкования выделяют
грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое,
специально-юридическое и функциональное толкование.
Выдача
лиц, совершивших преступление
Проблема выдачи преступников не
имеет отношения к вопросам уголовного закона и действия уголовного закона во
времени или пространстве. Лишь то обстоятельство, что законодатель поместил
статью о выдаче преступников в главу 2 УК "Действие уголовного закона во
времени и в пространстве", определяет необходимость рассмотрения здесь
этого вопроса. Строго говоря, проблема выдачи преступника (экстрадиция)
относится к международному, а не национальному законодательству. Именно там
разработаны ее основные положения.
Под экстрадицией понимается
передача лиц, совершивших преступления, одним государством (запрашиваемым), на
территории которого они находятся, другому государству (запрашивающему), на
территории которого было совершено преступление либо гражданином которого
является преступник.
В международном праве выделяют две
разновидности выдачи преступника: для осуществления уголовного преследования и
для исполнения наказания.
Приведем нормативные основания
экстрадиции.
1. Многосторонние соглашения по
борьбе с отдельными видами преступлений. Так, согласно ст. 7 Конвенции о
предупреждении преступления геноцида "в отношении выдачи виновных геноцид
и другие перечисленные в статье 3 деяния не рассматриваются как политические преступления.
В таких случаях Договаривающиеся Стороны обязуются осуществлять выдачу в
соответствии со своим законодательством и действующими договорами".
2. Многосторонние конвенции об
оказании правовой помощи по уголовным делам. Примером может служить Конвенция о
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам, подписанная 22 января 1993 г. в Минске государствами — членами
Содружества Независимых Государств. Ст. 56 Конвенции устанавливает, что
"Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями,
предусмотренными настоящей Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц,
находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или
для приведения приговора в исполнение".
3. Двусторонние договоры о правовой
помощи по уголовным делам либо о выдаче преступников. В послевоенные годы СССР
заключил такие договоры со всеми бывшими социалистическими государствами и с
некоторыми капиталистическими государствами. После распада СССР Российская
Федерация стала его правопреемником в международных отношениях, в том числе и
по данным договорам. После 1992 г. Российская Федерация заключила договоры о
правовой помощи со всеми государствами, образовавшимися на территории бывшего
СССР, и с некоторыми государствами так называемого дальнего зарубежья. Примером
может служить Договор с Китайской Народной Республикой о правовой помощи по
гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. Все они содержат нормы о
выдаче преступников.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.chat.ru/~kuraguga