ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Студентка 1-го курса 14 группы
Кузнецова Олеся Сергеевна
Р Е Ф Е Р А Т
по Истории государства и права зарубежных стран
ТЕМА: Право Древней Греции
г.Оренбург
1998 г.
ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего
Востока.
Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества,
сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до
нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности,
в том числе и в политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им
использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не
сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности
основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень
развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом
активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся
светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.
Древней историей и права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности
руководствовался старинными обычаями, в том числе и обычаями первобытнообщинного строя. В 621 году архнот Драконт впервые издал законы. Эти
первые писаные нормы права, были не чем иным, как записью обычаев, получивших отражение в судебной практике, в силу чего Драконт именуется в источниках
фесмофетом, в отличие от Солона, который именуется законодателем номофетом. Законы эти до нас не дошли, кроме той части, которая относилась к убийствам.
В начале шестого века обширное законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. То,
что известно о его законах, даёт основание заключить, что Солон учитывал интересы укрепляющейся частной собственности и способствовал своими законами
развитию ремесла и торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой
«буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под
влиянием женщины». Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками
средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.
В V-IV веках законы становится главным источником права. Законами считаются
постановления народных собраний, содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы, которые касаются каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты
греческих государств, относящиеся к рассматриваемому периоду (VI-IV века) в большинстве не дошли.
Правами афинских граждан пользовались лишь лица, у которых как отец, так и мать –
граждане Афин. По достижение 18-ти летнего возраста они зачислялись в списке членов дема – демотов. Граждане пользовались политическими правами, то есть
правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность совета пятисот, а также на судебные
должности. Афинское гражданство давало право на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах.
Отдельные граждане могли быть ограничены в своих гражданских правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестию (atimia).
Не смотря на значительное развитие частной собственности, в Афинах в V-IV
веках ещё не сложились представления о широких правах частного собственника, подобных римскому dominium. Нет даже термина, который обозначал бы эти
права. Понятие «ousia» означает имущество, совокупность вещей, благ которыми владеет собственник, но не право собственности. Захват земли никогда
не играл в Греции большой роли в качестве источника частной собственности.
Право собственности защищалось несколькими исками. Сначала предъявлялся иск о доходах
с участка или дома, истребуемых от владельца. Затем предъявлялся иск о собственности -dike ousias. Здесь истец обращался к
доказательству своего права, к установлению титула, на котором покоится его требование о признании за ним права собственности.
Возможно, что в первом случае доказательства для истца были легче, здесь он мог
ограничиться предъявлением свидетельских показаний; напротив, его доказательства были значительно сложнее во втором случае. Поэтому начинали с
первого иска. Возможно, однако, что для собственника была обязательна последовательность при использовании различных средств судебной защиты.
Наконец, перед собственником была открыта третья возможность: он мог начать спор о нарушенном владении в порядке особого иска, который, по-видимому, помимо
удовлетворения требований иска, влёк за собой для проигравшей стороны штраф в пользу государства.
Аристотель в «Этике Никомаха» различает два вида обязательств – вольные и невольные, имея
в виду два различных источника обязательств: договоры и деликаты. Всякое соглашение любого содержания могло послужить основанием договорного
обязательства. Никакой обязательной формы для действительности договоров не существовало. Однако, в целях облегчения доказательства сделки чаще всего
прибегали к письменной форме. По крайней мере, договоры, заключаемые в гомеровской Греции, то есть накануне образования государства, насквозь
проникнуты преклонением перед формой, перед силой сакраментальных слов.
Не исполнение договорных обязательств, влекло за собой до реформы Солона личную
ответственность должника, которому грозила долговая кабала.
После реформы Солона в качестве средств обеспечения договорных обязательств
сохраняются задаток, залог и поручительство.
Задатком называется сумма, уплачиваемая при заключении соглашения или вслед за ним в
счёт предстоящих платежей и в подтверждение совершённой сделки. Для обеспечения обязательства пользовались также поручительством. Третьи лица брали на себя
поручительство за исполнение должником его обязательств. При не исполнении им обязательств возникала дополнительная ответственность поручителей перед
кредитором. Залоговое право получило широкое развитие в Древней Греции вместе с питавшим его ростовщичеством. Движимы вещи в случае их залога передавались во
владение кредитора, который сохранял их у себя до уплаты долга, а при неуплате продавал для удовлетворения своих требований.
Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон.
Предметом договора могли быть не только движимые вещи, но и различного рода недвижимости – поле, дом, сад. Предметом купли-продажи были также рабы. Продажа
свободных людей в рабство была не возможна после реформы Солона. Необходимым условием купли-продажи признавалась цена, которая могла быть выражена не только
в деньгах, но и в каких-либо продуктах. Договор купли-продажи без особых формальностей влёк за собой переход права собственности на продаваемую вещь.
Однако предварительным условием перехода права собственности являлась уплата покупной цены. Если вещь была передана до уплаты полностью покупной цены,
продавец в случае не выполнения покупателем своих обязательств мог истребовать обратно проданную вещь.
Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи. В наём отдавали
скот, рабов, суда, землю, дома. Особенно распространённа была аренда домов, тем белее, что метэки, как правило, не имели право приобретать дома в
собственность, и вынуждены были селиться в помещениях, взятых в наём. По договору найма наймодатель обязан предоставить в пользование нанимателя вещь на
срок, установленный договором. Что бы предотвратить продажу вещи наймодателем, наниматели добивались включения в договор оговорки, запрещавшей наймодателю
продавать вещь до истечения срока найма. Главная обязанность нанимателя своевременный взнос наёмной платы. Как правило, арендная плата вносилась
деньгами. В сельском хозяйстве встречались договоры найма, допускавшие плату натурой.
От договора найма отличался договор ссуды, то есть бытовой договор безвозмездного
пользования вещью. Этот договор обозначался наименованием «chresis».
Наёмный труд играл не значительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к
труду рабов. Тем не менее, договоры личного найма совершались, как и в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также
на общественных работах.
Договор займа был широко распространён. Как правило, заём предоставлялся с условием
уплаты процентов. Однако существовал и беспроцентный займ.
В VII-VI веках до реформы Солона широко практиковались кредитные операции в деревни,
приводившие не редко к закабалению свободных крестьян. В IV веке появляются специальные менялы, предприниматели, занимающиеся кредитными
операциями, так называемые трапезиты, от слова «трапеза». Ростовщичеством занимаются также храмы. Договор займа не требовал никаких формальностей. Он мог
быть заключён устно и даже без свидетелей.
В Афинах были весьма распространены различного рода объединения граждан, связанных между
собой договором товарищества. Этот договор, как правило, оформлялся в письменном акте. Участники договора делали вклады для образования общего имущества
товарищества. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки, причинённые умышленным или небрежным ведением дела. Доходы и убытки делились
между членами товарищества согласно условиям договора, а при отсутствии таких условий – пропорционально ценности их вкладов.
Всякий вред, причинённый имуществу, давал основание для предъявления иска dike blabes.
Этот иск предъявлялся, например, к соседу, по вине которого оказывалось залитым водой поле. Характерно, что отец семейства отвечал за имущественный вред,
причинённый его детьми, хозяин – за вред причинённый его рабом.
Вступление в брак считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло за собой никаких
наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению рода. В гомеровскую эпоху, брак
заключался с помощью договора купли-продажи невесты, сторонами в котором выступали отец девушки и её жених. Установление приданого не было обязательным
для отца; ели же девушку выдавал замуж её брат, он обязан был дать приданое. Различались две формы заключения брака:
Engiesis – обычный договор жениха с отцом или опекуном
невесты;
Epidikasia – заключение брака перед должностными лицами или перед судом.
Афинская семья – семья моногамная. Женщина занимала в ней подчинённое, приниженное положение. В
действительности семья была моногамной лишь для женщины. Однако для связи мужчин с другими женщинами, кроме своей жены, не порождали никаких юридических
последствий.
Развод для мужчины был свободен. Муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он
обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены.
В наследственном праве ситуация складывалась следующим образом:
Если умерший не составлял завещания, наступало наследование по закону. Наследовали в
первую очередь сыновья умершего. Дочь при наличии сына не считалась наследницей. Между сыновьями наследство делилось поровну. Наследование по завещанию
появляется в Афинах начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, что бы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому
или психическому принуждению. Завещать мог лишь тот, у кого не было детей мужского пола.
Право в вопросах о преступлениях и наказаниях сохраняло не мало пережитков
первобытнообщинного строя. Это сказывалось в том, что убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не органов государства. В тех
случаях, когда родственники возбуждали преследование против убийцы, их иск носил характер частного обвинения. Убийца мог избегнуть наказания, добровольно
удалившись в изгнание. Однако, в случае возвращения, он считался вне закона и мог быть убить безнаказанно.
Наказание применялись следующее: при наиболее серьёзных преступлениях, таких, как
умышленное убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причём осуждённому представлялось привести приговор в исполнение
саморучно (путём принятия яда).
Большое место в карательной политике занимали государственные преступления: государственная
измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и другие.
Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи.
Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а самим обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого или
ответчика явиться в назначенный день или час в суд. При неявке дело слушалось заочно.
На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе.
Для исполнения решения ответчику назначался срок. При неуплате в этот срок истец
мог захватить имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения, проигрыш которого ответчиком влёк для
него штраф в пользу казны, равный сумме иска.