Оглавление
Пути дальнейшего развития России. 2
Новые элементы во внешнеполитическом положении России 2
Проблемы и перспективы. 7
Политика в отношении стран бывшего СССР 8
Политика в отношении внешнего мира 12
Организационные меры 14
Возможные прогнозы на будущее и будущий президент России. 17
Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент России 19
Литература 23
Пути дальнейшего развития России.
Перемены во внешнеполитическом курсе России, происшедшие с конца
1992 года, сделали его гораздо более взвешенным и выдержанным, несколько
ослабили, но не смогли полностью предотвратить эту реакцию. Множатся
признаки того, что маятник российского общественного мнения и российской
политики уже проходит "золотую середину" и движется в сторону политики
потенциально гораздо более опасной, чем та, которая проводилась в 1991-1992
годах.
Это объясняется не только событиями и ошибками прошлого. В России
существуют и действуют силы, стремящиеся спровоцировать кризис в отношениях
с внешним миром, вновь создать враждебное окружение, без которого они не
могут и мечтать о приходе к власти.
Проявившиеся в последнее время более твердый тон и более
определенные позиции во внешней политике Москвы ведут к формированию
нормального, более равноправного и уважительного характера отношений с
ведущими державами. Однако нельзя не замечать и возрождения и усиления
ксенофобии.
Новые элементы во внешнеполитическом положении России
1.1. Во внешней политике России наметился переход от прежнего
одностороннего равнения на Запад к отстаиванию реальных национальных
интересов. Однако в последнее время он сопровождается великодержавной
риторикой высоких должностных лиц, рассчитанной, в первую очередь, на
внутреннее потребление. Не подкрепленная реальными экономическими,
политическими и военными рычагами, эта риторика способна лишь обострить
подозрения в "имперском реванше" России как в ближнем, так и в дальнем
зарубежье. Налицо опасность того, что от прежней политики безусловного
равнения на Запад и пренебрежения отношениями с соседями по бывшему СССР
Россия может начать двигаться к политике политического противостояния и
подозрительности с одной стороны, и высокомерия силы — с другой.
1.2. Во внешнем мире, безусловно, нарастает подозрительность к
России, но одновременно проявляется падение интереса к ней, заметно немало
признаков неуважения российских интересов.
Главная причина заключается в прогрессирующем ослаблении российской
экономики, отсутствии сильной экономической стратегии, способной вывести
страну из кризиса, начать экономический подъем. Россия относительно слаба.
Но самое главное — пока не видно близких перспектив ее стабилизации и
усиления.
На Западе опасаются возрождения российского экспансионизма. Многие
не хотят даже частичного восстановления влияния Москвы в мировой политике.
Следует отметить и заинтересованность многих во внешнем мире в сохранении
на территории бывшего СССР неподвластных влиянию России стратегических
противовесов.
1.3. Существуют и чисто внутренние для Запада причины начавшегося
сдвига в отношениях с Россией. Западная Европа временно в значительной
степени утратила способность к активной деятельности вовне из-за пост-
маастрихтских трудностей, сконцентрированности Германии на "переваривании"
восточных земель, экономического спада, очередного приступа
"европессимизма". Нарастает стремление отгородиться от проблем, решение
которых требует политической воли и экономических затрат. Сходные процессы,
ориентация прежде всего на внутренние дела развиваются и в США, хотя и в
менее выраженной форме. Запад продемонстрировал свою неспособность ни
серьезно помогать российским реформам, ни эффективно содействовать России в
предотвращении и урегулировании кризисов на постсоветском пространстве.
(Ограниченное содействие и в первом, и во втором случае, впрочем,
оказывается).
Неизбежная эрозия структур безопасности, созданных в годы "холодной
войны" и для ведения "холодной войны", порождает страхи у части
традиционных западных элит, желание замедлить или повернуть вспять эти
процессы, в том числе, с помощью "организующего фактора" — возрождения
представления о внешней, то есть российской, угрозе. На Западе, как и в
России, есть силы, желающие, чтобы мы "сорвались" и спровоцировали начало
новой "холодной войны".
1.4. При этом ни в России, ни на Западе силы, желающие возврата к
"холодной войне", не преобладают.
Более того, неоднократно проводившийся анализ, в том числе под
эгидой СВОП, показывает, что противоречия между первостепенными жизненными
интересами России и крупнейших стран Запада невелики. В большинстве своем
они совпадают или не противоречат друг другу. Противоречия возникают лишь в
связи с реализацией явно второстепенных интересов. Таким образом, глубинной
основы для обострения отношений нет.
1.5. И тем не менее мы стоим перед возможностью такого обострения
отношений, которое ознаменует начало третьей — "фарсовой" — "холодной
войны" (первая — 50-60-е годы, вторая — начало 80-х гг.). Она не может быть
ни глубокой, ни острой. Но России в ее нынешнем перенапряжении и слабости
новая конфронтация с Западом будет стоить крайне дорого, может сорвать
экономические реформы. Это, и лишь в лучшем случае, приведет к стагнации и
значительному ухудшению общих условий существования россиян как минимум на
срок жизни одного поколения, к затруднению процессов интеграции на
территории бывшего СССР. Более того в случае обострения конфронтации Запад
может попытаться воссоздать систему военно-политической изоляции России еще
больше уменьшающей ее возможность влиять на внешний мир, отстаивать в нем
свои интересы. Не исключено, что у Запада есть и возможности содействовать
ее внутренней дестабилизации.
Новая изоляция будет гораздо более невыгодной, чем та, в которой
СССР жил в годы первой "холодной войны".
1.6. Даже без серьезного обострения отношений существует реальная
угроза качественного и долговременного усиления геостратегической изоляции
России и ослабления ее международных позиций особенно в случае решения о
расширении НАТО, которое исключало бы Россию.
1.7. Россия вырвалась из конфронтации. У нее в обозримой перспективе
нет врагов и это — гигантский плюс ее нынешнего геостратегического
положения. Но достаточно очевидно, что надежды на быстрое обретение новых
союзников, в первую очередь на Западе, пока не оправдываются. Не удается
создать новую эффективную систему безопасности, которая сменила бы
разрушающуюся двухблоковую и в которой Россия могла бы чувствовать себя
хотя бы относительно комфортно. По крайней мере на ближайшие годы Россия
будет вынуждена жить без явных союзников, в геостратегическом отношении
находится во "взвешенном" состоянии.
1.8. Качественно новая ситуация складывается в большинстве стран
"ближнего зарубежья". Нарастают настроения в пользу интеграции.
Одновременно, на смену тенденции к укреплению независимой государственности
приходит новая тенденция — большинство государств слабеет. Идет
неостановимый экономический спад. Многие государства уже дестабилизированы
(Закавказье, Таджикистан); другие продвигаются в этом же направлении. Явным
исключением являются лишь страны Балтии, а также (в силу других причин) —
Туркменистан. Можно сделать предварительный вывод, что многие, если не
большинство стран, образовавшихся после распада СССР, доказывают свою
нежизнеспособность как полностью независимые государства вне теснейшего
сотрудничества с Россией и опоре на нее и друг на друга.
1.9. Причин этому немало. Новая структура цен, при которой Россия в
значительной степени перестала играть роль экономического донора, привела к
резкому перераспределению ресурсов между бывшими советскими республиками.
Маленькие страны в относительно большей степени страдают от разрыва
традиционных экономических связей. Все они испытывают в большинстве случаев
невосполнимый даже в среднесрочной перспективе дефицит специалистов,
способных адаптироваться к новым экономическим условиям, управлять на
макроэкономическом уровне, проводить реформы. В большинстве стран СНГ
рыночные реформы практически не проводятся. Все это не только ведет к
прогрессирующему отставанию от России, но и к разновекторному развитию.
Бывшие страны СССР (кроме Балтии и Туркменистана) не только становятся все
беднее по сравнению с Россией. Нарастают различия в структурах их хозяйств.
1.10. Особую тревогу внушает положение на Украине. Там идет быстрый
развал экономики, отсутствуют консолидированная политическая воля,
минимальное согласие и, возможно, способность к решительным реформам,
нищает население. Далеко зашли дезинтеграционные процессы. Уже в ближайшие
год-три Украина может столкнуться с социальными взрывами, началом
политической дезинтеграции. Среди населения, особенно в южных, восточных и
центральных областях нарастают настроения в пользу объединения с Россией,
недоверие и неприятие политики, ассоциирующейся с Западной Украиной.
Большинство элит, вместе с тем, хотело бы сохранения какого-то уровня
государственной независимости. В обозримом будущем возможны призывы к
воссоединению со стороны отдельных регионов или областей, которые могут
спровоцировать внутренние столкновения. Нарастает поток нелегальных
эмигрантов в Россию. Опасно слабеет управляемость украинскими вооруженными
силами.
1.11. Ситуация на Украине ( но не сама Украина) представляет ныне
наиболее серьезный долгосрочный внешний вызов безопасности и внутренней
стабильности России. Деградация экономики, внутренние конфликты угрожают
массовой миграцией, технотронными катастрофами, утратой контроля над
ядерным оружием, над арсеналами обычных вооружений.
1.12. На фоне ослабления соседних государств в российском
общественном мнении и в политических кругах наряду с общим ростом
национализма наблюдается нарастание ощущения мнимого всемогущества России.
Это ощущение крайне опасно. Оно может привести к втягиванию России в
значительное число конфликтов, направленных на поддержку стабильности в тех
или иных странах или регионах или на поддержку воссоединительных процессов.
Между тем у России для этого нет ни социального, ни военного, ни
экономического потенциала. Россия сама находиться в критическом
экономическом положении. Быстрое перенапряжение сил почти неизбежно, а с
ним — усиление социальной нестабильности, возобновление дезинтеграционных
тенденций. Россия может очень быстро пойти по пути СССР и развалиться из-за
перенапряжения и недостатка ресурсов.
1.13. Вместе с тем опыт последних лет доказал, что предлагавшееся
радикал-демократами полное отделение от республик бывшего СССР невозможно.
Не представляется возможным и эффективное регулирование традиционными
методами международной дипломатии комплекса проблем, возникающих на
территории бывшего СССР: социально-политических конфликтов; правового и
экономического положения почти 70 миллионов человек, живущих вне пределов
своих национальных отечеств; экономического развития; границ. Интеграция со
многими государствами бывшего СССР в стратегической перспективе почти
неизбежна. Иного выхода просто нет. Вопрос лишь о ее формах и условиях.
1.14. Никакая, даже самая элементарная стратегия защиты и
продвижения интересов страны на внешней арене не может быть претворена в
жизнь при нынешнем состоянии органов, призванных вырабатывать и претворять
в жизнь эту стратегию. Налицо ослабляющая внешнеполитические позиции
страны, а зачастую и позорящая ее многоголосица, когда каждый чиновник
позволяет себе иметь свою собственную политику. Это один из крупнейших
вызовов, с которыми сталкивается внешняя политика страны. Не завершена
реформа всей исполнительной власти. Возможности президентского аппарата все
еще не соответствуют конституционным прерогативам Президента.
1.15. Недостатки нынешней системы в собственно внешнеполитической
сфере наиболее общем виде сводятся к следующему:
1.15.1. Президент уделял до сих пор недостаточное внимание вопросам
внешней политики и национальной безопасности; он во многом отстранился от
диалога с обществом по вопросам внешней политики; у него явно недостает
бюрократических возможностей, с помощью которых он мог хотя бы в принципе
осуществлять эффективный контроль над формированием и претворением в жизнь
единой внешнеполитической стратегии.
1.15.2. До сих пор фактически отсутствует система жесткого
планирования и координации. Аппарат Совета Безопасности в последние полгода
нарастил потенциальные возможности для координации. Но эффективно он эту
функцию осуществлять не может. По-прежнему ключевую роль в определении
политики играют соответствующие ведомства, которые при всех постоянных
противоречиях, возникающих между ними, едины в одном — в нежелании
подчиняться кому бы то ни было. В результате резко уменьшается и так ныне
небольшой потенциал страны, возможности президента и президентства по
вопросам внешней политики.
1.15.3. Не налажен постоянный, упреждающий диалог органов
исполнительной власти с законодательной властью. В результате создаются
дополнительные импульсы противостояния двух ветвей власти, помехи на пути
формирования внешнеполитического консенсуса.
1.15.4. Из-за во многом наплевательского отношения в тяжелом
состоянии находится кадровый корпус, призванный обслуживать внешнюю
политику и безопасность страны. Это во многом относится к контрразведке. Но
особенно тревожное положение сложилось с кадровым корпусом МИДа. Он во
многом деморализован, теряет людей. В результате не только ухудшается
качество дипломатии. Страна теряет невосполнимые в обозримом будущем
человеческие ресурсы.
1.15.5. Вызывает тревогу уровень информированности общества и
широких руководящих кругов о проблемах внешней политики. Налицо дефицит как
серьезного анализа, так и популярного освещения этих проблем в средствах
массовой информации. В результате сознание общественности, политико-
формирующих кругов мифологизируется, становится подверженным поиску
"простых решений", худшим образцам партийной пропаганды.
Проблемы и перспективы.
2.1. Россия обречена на дальнейшее ухудшение своих
внешнеполитических позиций, а в перспективе — на усиливающуюся изоляцию, а
возможно — и на возникновение прямых угроз ее территориальной целостности в
случае, если руководящие круги страны не смогут в ближайшие год-два
самоорганизоваться и выдвинуть жизнеспособную концепцию национального
развития и, прежде всего, выхода из экономического кризиса, новой
индустриальной политики, рассчитанной на длительную перспективу, спасения
научно-технической интеллигенции и передовых технологий, восстановления
правопорядка, ограничения коррупции. Ключевой формулой всей российской
стратегии должно быть "накопление сил" или, используя формулу
А.М.Горчакова, — "сосредоточение". Без него Россия не сможет обеспечить
благосостояние и свободу своих граждан, занять в мире место уважаемой и
уважающей себя державы.
2.2. Один из возможных путей стимулирования такой консолидации,
такого "накопления сил" — создание неправительственной Комиссии по
национальной стратегии, В состав Комиссии могли бы войти и представители
нынешней администрации, однако не для политического надзора или
руководства, а лишь для обогащения свободного анализа возможных альтернатив
информацией и идеями, не доступными лицам, не входящим в правящие
структуры. Эта Комиссия могла бы выдвинуть долгосрочную программу
национального развития, вокруг которой возникла бы платформа для
объединения ответственных и смотрящих в будущее экономических и
политических лидеров, активной части общества. Надо честно признать, что
пока ни одна из партий, ни правительство, ни президент в своем послании
Федеральному Собранию не сумели выдвинуть такой долгосрочной программы,
хотя и нащупали многие ее существенные элементы.
Политика в отношении стран бывшего СССР
3.1. Невозможно более проводить какую-либо политику в отношении
стран бывшего СССР, не имея ясных стратегических целей. Россия должна в
ближайшее время определиться — чего она сама хочет. Эффективное и
долгосрочное решение задач второго порядка: поддержание стабильности,
налаживание сотрудничества в экономике, финансах, обеспечение прав
человека, военно-политическое взаимодействие и т.п., — невозможно, если эти
задачи не встроены в общую стратегию и не подчинены единой цели. Невысокая
эффективность российской политики последних двух лет в отношении стран СНГ.
Пробуксовывание самой организации — яркое тому свидетельство.
3.2. Распад СССР при всей его вероятной исторической обусловленности
обернулся бедствием, падением жизненного уровня и качества жизни для
большинства народов бывшего СССР, привел к череде конфликтов, которая еще
не закончилась. Но такой вывод не должен подтолкнуть нас к политике,
которая может привести к еще большим потерям и страданиям.
3.3. Рамки стратегического выбора России крайне узки, если учитывать
в первую очередь прогрессирующее ослабление большинства соседних
государств, рост нестабильности в них, перешедший или угрожающий перейти
критическую отметку, смещение вектора настроений в них в пользу интеграции,
складывающийся баланс настроений в руководящих группах самой России.
Разнонаправленность экономического развития России и других стран бывшего
СССР, неумение или нежелание согласовывать свои интересы с долгосрочными
интересам всех стран, отсутствие реального опыта современной интеграции,
политическая, социальная и военно-политическая нестабильность делают все
менее реальным даже в среднесрочной перспективе путь создания на территории
большей части бывшего СССР сообщества по типу ЕС.
3.4. По сути у России остается одна альтернатива: либо курс на
воссоединение со значительной частью республик бывшего СССР или, в случае
их дезинтеграции, с их регионами и создание нового федеративного
государства, либо курс на сохранение политической независимости этих
государств в обмен на получение неограниченного доступа на их рынки
товаров, услуг, капиталов, на создание эффективного оборонительного военно-
политического союза, обеспечение единого правового пространства для всех
национальных меньшинств, обеспечивающего их полновесные права. То есть
интеграция не через территориальное и политическое объединение, а через
создание политических, военно-политических и иных условий для
экономического взаимодействия и взаимопроникновения, которое, в свою
очередь, должно обеспечивать и поддерживать политические и военно-
политические интересы России на территории бывшего СССР. Разумеется,
политика должна обеспечивать условия и для такой интеграции, если подобная
тенденция объективно станет преобладающей.
3.5. Цель создания (или воссоздания) федеративного государства
является слишком дорогостоящей и в политическом, и особенно в экономическом
планах. Абсолютно неприемлемыми являются рецепты ультра-националистов —
воссоединение через силовую экспансию, через контролируемый подрыв
стабильности в соседних государствах. Такая политика не только аморальна,
но и непрактична: нестабильность неизбежно перекинется и на саму Россию. Но
контрпродуктивным может стать и курс на воссоединение, даже при
использовании чисто экономических и политических рычагов: он потребует
гигантской перекачки средств в часто разваливающиеся хозяйства, прямого
субсидирования жизненного уровня населения соседних государств, чтобы
сделать его хотя бы сравнимым с российским. Россия рискует опять
превратиться в экономическую колонию государств, которых она вокруг себя
объединит. При нынешнем уровне жизни в самой России его неизбежное резкое
снижение может привести к взрыву социального недовольства, усилению
дезинтеграционных тенденций в самой России, когда регионы, чтобы избежать
резкой дестабилизации социальной ситуации вынуждены будут прибегнуть к
политике "Спасайся, кто может". В этом случае, будет изначально обречена
любая индустриальная политика, обращена вспять модернизация общества,
станет невозможной национальная стратегия накопления сил и восстановления.
Перенапряжение сил почти неизбежно, из-за этого перенапряжения и недостатка
ресурсов Россия может быстро пойти по пути СССР.
Политика на объединение вызовет неизбежный саботаж и сопротивление
со стороны значительной части местных элит. Кроме того, с них будет в
значительной степени снята ответственность за развал хозяйств, обнищание
населения, нестабильность. Они получат еще большую, чем прежде, возможность
перекладывать ответственность на Москву.
Наконец, открытый курс на полную интеграцию, особенно с Украиной,
может вызвать напряженность в отношениях с внешним миром, усиление и без
того уже очевидных антироссийских настроений. Затруднятся возможности
использования внешних источников роста: технологий, капиталов, опыта
управления и социального развития общества. Резко увеличится вероятность
расширения НАТО. Еще более усилится опасность перенапряжения сил.
3.6. Россия не должна выступать за любую интеграцию, а только за ту,
которая выгодна россиянам и российскому государству. Право на такую
политику "просвещенного эгоизма" надо признать и за нашими соседями.
3.7. Политика, направленная на создание вокруг России системы
дружественных, не противодействующих России, экономически открытых для нее
государств также будет стоить недешево — и с точки зрения политических
усилий и с чисто экономической точки зрения. Но эта стратегия является
качественно более дешевой и выгодной. Россия не должна будет нести прямой
ответственности за поддержание жизненного уровня населения соседних
государств. Она сможет избежать возвращения к положению экономического
донора, в полной мере сможет использовать свои преимущества — природные
ресурсы, технологический потенциал, в среднем более квалифицированную
рабочую силу, управленческие кадры. Она получит доступ к природным,
экономическим и человеческим ресурсам соседних государств на относительно
более выгодной для себя основе. Цель такой политики — не восстановление с
модификациями положения, существовавшего до развала СССР, а выгодная для
России модернизация этих отношений, когда она сохранила бы многие выгоды
своего прежнего геостратегического положения и одновременно создала бы себе
гораздо более выгодное экономическое положение в новом содружестве
государств. Философия этого подхода: "лидерство вместо прямого контроля".
3.8. Россия имеет право предлагать развитие той или иной модели
взаимодействия с соседними странами, но не должна жестко навязывать их. Тем
более силовым путем. Народы и руководящие круги соседних стран должны сами
сделать тот или иной выбор. Но и цена отказа должна быть достаточно ясной с
самого начала: ослабление стимулов экономической, политической или военно-
политической поддержки со стороны России.
Такая формула вызовет по всей вероятности меньшее сопротивление во
внешнем мире, поскольку не приведет к качественному военно-политическому
усилению России и одновременно обеспечит большие возможности для
стабилизации ситуации на пространстве бывшего СССР.
Видимо, только выйдя из кризиса, успешно осуществив экономические
реформы, добившись резкого роста экономического могущества и
благосостояния, Россия может позволить себе более тесную интеграцию с теми
из республик бывшего СССР, которые захотят этого и если это будет выгодно
самой России.
3.9. Конкретными направлениями действий России по претворению в
жизнь политики, основанной на философии "лидерство вместо контроля" могли
бы стать следующие:
3.9.1. Настаивание на снятии всех ограничений на движение товаров,
на создании условий для участия капиталов всех стран в приватизации;
передача промышленных и иных активов в обмен на долги. Активная поддержка
государствами взаимопроникновения капиталов.
3.9.2. Создание эффективной системы взаиморасчетов, сначала на
двустороннем уровне, а затем, возможно, и через создание платежного союза с
резервной валютой. Вместе с тем, следует избегать полного объединения
финансовых систем. Пример Белоруссии должен стать скорее исключением, чем
правилом (хотя полностью исключать его повторения нельзя), в силу близости
этой страны к России, ее стратегического положения. Необходимо внимательно
изучить опыт, выгоды и издержки экономической интеграции с Беларусью.
3.9.3. Курс на создание тесного военно-политического союза
значительной части государств бывшего СССР, в перспективе , возможно, с
объединенными вооруженными силами
3.9.4. Курс на право всех граждан бывшего СССР иметь второе
гражданство,* на защиту от какой-либо дискриминации.
3.10. Средствами достижения этих целей могли бы стать следующие:
3.10.1. Основными принципами политики должна быть гибкость. Кроме
нескольких основных принципов, политика в отношении каждой из стран должна
формироваться исходя из конкретных условий и конкретных интересов России.
Линия на укрепление СНГ должна быть продолжена, но она не принесет
эффективных результатов без усиления упора на двусторонние формы
взаимодействия в отношениях с государствами бывшего СССР. Многосторонняя
дипломатия в рамках СНГ должна развиваться на фундаменте новых двусторонних
отношений, в которых Россия занимает более сильные позиции, чем в системе
многосторонних контактов.
3.10.2. В рамках общих стратегических принципов России необходимо
иметь отдельно разработанный курс в отношении каждого из государств бывшего
СССР. Эти курсы могут существенно отличаться друг от друга.
3.10.3. Последовательное и энергичное взаимодействие с
ответственными политическими силами соседних государств.
3.10.4. Проведение политики, направленной на предотвращение распада
соседних государств, сохранение основных международно-признанных признаков
их государственности. Вместе с тем, Россия не может стать гарантом
сохранения режимов, показавших неспособность управлять своими странами или
нарушающих права национальных меньшинств, в том числе русского.
3.10.5. Ограничение вмешательства во внутренние дела, кроме как в
случаях грубых и массовых нарушений прав человека, развязывания гражданских
войн, требующих мер по установлению мира в соответствии с Уставом ООН.
Концепция особой ответственности России не должна вести к резкому
расширению участия России в регулировании конфликтов. Москве стоит
придерживаться принципа: чем меньше прямого вовлечения, тем лучше. Вместе с
тем нельзя и абсолютизировать этот принцип — как показал опыт, в некоторых
случаях раннее вмешательство может предотвратить тяжелые кровопролитные
длительные конфликты.
3.10.6. Всемерная поддержка экспорта капитала в выгодные России
сферы, поддержка налаживания прямых связей между областями, районами,
городами, предприятиями.
3.10.7. Целенаправленные усилия по сохранению позиций русского
языка, расширение за государственный счет подготовки специалистов из
соседних государств в высших учебных заведениях России.
3.10.8. Политика России в отношении стран бывшего СССР должна быть
направлена на защиту прав всех национальных меньшинств. Российский флаг,
Москва должны стать символами гарантий прав меньшинств, защиты от
агрессивного национализма, от войн и насилия. Но необходимо и
самостоятельное направление политики в отношении защиты прав и интересов
русских за рубежом. В этой связи представляется целесообразным создание
специального государственного органа, координирующего работу
соответствующих министерств и ведомств.
3.10.9. Учитывая особенности истории, географии и культуры
государств Балтии, Россия должна иметь особую политику в отношении этих
стран, нацеленную на строительство добрососедских отношений с ними по мере
цивилизованного решения в них проблемы этнических меньшинств и при условии
учета законных интересов безопасности России.
3.10.10. Курс на "лидерство вместо контроля" весьма далек от идеала,
в том числе и с точки зрения авторов данных тезисов. Однако он является
наименьшим злом. Вместе с тем, из имеющихся в распоряжении политики
реалистических вариантов, он, как представляется, в наибольшей степени
отвечает интересам как России и россиян, так и граждан сопредельных
государств, заинтересованных в стабильности и хотя бы в потенциальных
возможностях экономического роста. Он принимает во внимание законные
интересы в сохранении национальной государственности народов и политических
элит соседних стран.
Политика в отношении внешнего мира
4.1. Медленная, но неуклонная эрозия созданной в годы "холодной
войны" системы безопасности, многообразный и широкий географический разброс
экономических и политических интересов России, ее нынешняя относительная
слабость, выявившиеся препятствия для быстрого сближения с Западом требуют
проведения гибкой политики балансирования между центрами силы,
динамического построения выгодных России балансов сил с отдельными
государствами и в отдельных регионах.
4.2. Линия на отказ от дорогостоящей глобалистской политики должна
быть продолжена. Политика должна быть максимально экономной, соразмерной
нынешним возможностям. Но одновременно Россия должна активизировать свою
политику сотрудничества и присутствия в тех регионах, где в этом
сотрудничестве заинтересованы, и где оно может дать экономические
дивиденды, увеличить общеполитическое влияние страны. Это, например, Индия,
Греция, Болгария, в целом Юго-Восточная Европа, Ближний Восток.
Должна продолжаться политика, направленная на развитие максимально
дружественных и тесных отношений с Китаем.
Резерв российской внешней политики — активизация присутствия в
Азиатско-тихоокеанском регионе, взаимодействие в нем с США, Китаем,
Японией.
4.3. Вместе с тем, в силу исторических, географических и культурных
особенностей нашей страны, экономической и технологической мощи Запада, а
также того, что у России пока не просматриваются естественные союзники на
Юге и на Востоке, она должна сохранять в качестве своей долгосрочной цели
налаживание стабильного реалистического партнерства, в перспективе,
возможно, стратегической ассоциации со странами северного пояса — от США и
Канады до Японии с постепенным вовлечением в него Китая и других
государств. Следует продолжить курс на приобщение России, а затем,
возможно, и Китая к деятельности "большой семерки" — вначале на
политическом направлении.
4.4. Необходимо проводить политику, направленную на то, чтобы
избежать ненужного нарастания напряженности с Западом, и наоборот, вести
дело к налаживанию с ним максимально тесного взаимодействия в тех областях,
где это возможно, однако не за счет отказа России от собственных интересов,
а за счет их более активного согласования. Доминирующим содержанием
отношений должно стать стабильное сотрудничество при расширении поля
партнерства там, где наши интересы и концепции решения проблем полностью
совпадают (например, нераспространение ядерного оружия, иные сферы военно-
стратегического взаимодействия, особенно с США). Не исключается и
ограниченное и контролируемое соперничество на отдельных направлениях
(например, торговля оружием).
4.5. Интересы избежания изоляции, сохранения влияния в отношениях с
Западной Европой, предотвращения возврата к военному противостоянию в
Европе, создания в будущем действенной системы общеевропейской
безопасности, в которую полновесно входила бы Россия, требуют сохранения
образовавшегося в центре Европы полудемилитаризированного пояса государств,
недопущения расширения НАТО, расширения диалога России и НАТО, который в
перспективе сделал бы неактуальным вопрос о расширении блока без участия в
его деятельности самой России. Национальным интересам России в целом
отвечало бы распространение на страны Центральной и Восточной Европы зоны
благосостояния и стабильности, быстрейшее включение этих стран в ЕС.
4.6. Необходима резкая активизация российской политики в Европе,
усилий, направленных на создание в долгосрочной перспективе эффективной
системы коллективной общеевропейской безопасности, либо, в крайнем случае,
на предотвращение создания такой системы, в той или иной степени
исключающей Россию. Учитывая сохранение возможности расширения НАТО без
участия России, необходимо активизировать поиск альтернативных путей
обеспечения безопасности и политических интересов России в Европе.
4.7. Необходимы и специальные усилия по поддержанию и расширению
интенсивного диалога и взаимодействия с ведущими странами Запада, особенно
с Германией и США.
4.8. Для того, чтобы ослабить возможные раздражители отношений с
внешним миром, связанные с активизацией процессов интеграции на территории
бывшего СССР, целесообразно вовлекать Запад, другие ведущие государства в
интенсивный двусторонний диалог по этим проблемам.
4.9. Нельзя допустить, чтобы необходимое изменение тона российской
дипломатии в отношениях с Западом в сторону большей самостоятельности и
равноправия стало вещью в себе, а увлечение словами привело бы к новому
отчуждению между Россией и наиболее передовыми и мощными странами.
Реализация Россией своего статуса одной из ведущих держав должна
происходить на базе восстановления ее экономики, возобновления
экономического роста, использования существующих и создания новых рычагов
воздействия на ситуацию, реальных политических шагов по укреплению позиций
России на территории бывшего СССР, а не за счет агрессивной риторики,
которая наносит прямой ущерб интересам страны.
Организационные меры
5.1. Главная задача — создание условий для максимальной концентрации
и координации ресурсов и действий всех ведомств по защите и продвижению
внешнеполитических интересов общества и государства. Выстраивание
эффективной структуры органов, призванных защищать интересы страны на
внешней арене — задача не менее приоритетная, чем выработка самой политики.
Конкретно мы считаем целесообразным принятие следующих мер:
5.1.1. Значительное увеличение внимания Президента к вопросам
внешней политики. Резкое усиление роли президентских структур в ее
формировании и координации, при сохранении демократического баланса и
конституционной ответственности всех ветвей власти, включая и сильный
парламент.
5.1.2. Создание в президентском аппарате — с возможным
использованием или вовлечением аппарата Совета безопасности или на его
основе — структур, способных эффективно координировать политику, имеющих
для этого соответствующий кадровый потенциал, и, главное, полномочия от
президента. Мы не хотим исключать и возможности повышения потенциала МИД в
вопросах координации внешней политики. Но опыт убеждает в ограниченности
его возможностей, особенно в том, что касается политики в отношении стран
бывшего СССР.
5.1.3. Выработку президентским аппаратом и под эгидой президента при
участии ведомств и межведомственных комиссий Совета Безопасности постоянно
обновляемых директив по отдельным направлениям политики безопасности, в
частности, по внешней политике. После утверждения Советом Безопасности и
президентом эти директивы должны приобретать обязательный характер.
Нарушение или неисполнение их без согласования с президентом по каждому
отдельному вопросу должно вести к практически автоматическому отстранению
от должности лиц, допустивших нарушение.
5.1.4. Создание адекватной задачам, достаточно мощной структуры,
способной комплексно и эффективно формировать и координировать претворение
в жизнь политики в отношении каждой из стран бывшего СССР. Это может быть
сделано через создание соответствующего департамента со страновыми отделами
в аппарате президента, в аппарате СБ, через повышение статуса Министерства
по делам СНГ и создание в нем страновых отделов, обладающих кадровыми
возможностями и прерогативами по координации деятельности ведомств, через
соответствующее усиление МИДа. Могут быть, видимо, и другие варианты. Ясно
одно — продолжение нынешнего положения недопустимо.
5.1.5. Целесообразно создание специального подразделения в аппарате
Президента, которое занималось бы государственной информационной
деятельностью по вопросам внешней политики при самой жесткой координации с
МИД.
5.2. Должны быть приняты специальные меры организационного, а также
материального и морального характера по спасению и укреплению кадрового
корпуса дипломатического ведомства, офицерского корпуса силовых
министерств, чья роль на нынешнем этапе нашей истории будет неизбежно
возрастать не только с точки зрения поддержания внутренней стабильности, но
и проведения политики предотвращения и регулирования кризисов в ряде
регионов бывшего СССР, сбора адекватной информации, обеспечения
политических и экономических интересов России.
5.3. Учитывая возрастание политического влияния вооруженных сил в
современной политической жизни России, государственному руководству и
прежде всего самому Министерству обороны, руководству других силовых
министерств следовало бы не только содействовать развитию гражданского
контроля над вооруженными силами, но и разработать и претворить в жизнь
программу интеграции офицерского корпуса в гражданское общество. Необходима
и разработка комплексной программы повышения социального статуса и престижа
воинской службы. Сближение с офицерским корпусом, его поддержка — задача и
новых элит, прежде всего предпринимателей, заинтересованных в стабильном
развитии страны.
Возможные прогнозы на будущее и будущий президент России.
1. Состояние массового сознания российского общества отличается
крайней противоречивостью, сегментацией, идейно-политической пестротой. Для
него характерны различные проявления и тенденции, две из которых являются
основными: демократическая и авторитарная. Социальные основания этих
тенденций имеют довольно сложную структуру. Помимо относительно устойчивого
«ядра» как демократическая, так и авторитарная тенденции могут опираться на
одинаковые, причем весьма значительные слои населения, которые по одним
вопросам занимают демократическую позицию, а по другим - выглядят как
приверженцы авторитаристских устремлений. Такая, казалось бы,
парадоксальная ситуация является вполне закономерным выражением социально-
экономических и политических процессов, характерных для общества
переходного, трансформационного типа.
2. Авторитарные тенденции порождены во многом социальным расслоением
российского общества, угрозами, проистекающими из экономической и
политической нестабильности, затянувшимся поиском выхода страны из кризиса.
Признаки авторитарных настроений в разной степени прослеживаются как в тех
слоях общества, которые больше других выиграли от реформ так и в тех,
материальное положение которых заметно ухудшилось. Наиболее демократически
ориентированным выглядит социальный слой, благосостояние которого возросло
при одновременной утрате ощущения уверенности в завтрашнем дне, то есть
речь идет о людях, воспринимающих перемены в обществе как сочетание
возросших потребностей с ростом возможностей реализации этих потребностей.
3. Несоторые весьма распространенных мифов (стереотипов) о характере
сознания российского общества не выдерживают критики:
. об исключительно патерналистском характере сознания и ценностей россиян, несовместимых с рыночным типом хозяйствования;
. о подавляющем господстве уравнительного подхода к проблеме социальной дифференциации, нежелании россиян жить в условиях общества с имущественным расслоением;
. о глубоком кризисе ценностей россиян в условиях рыночной трансформации, влекущем за собой как моральную деградацию общества, так и утрату национальной самобытности.
В настоящее время в российском обществе существует два основных типа
ценностных установок: ценности, в основе которых лежат ориентации
уравнительного характера, и ценности, где главное - ориентация на общество
равных возможностей. В целом первая ориентация распространена заметно
меньше, чем вторая. Основную значимость для большинства опрошенных имеют
ценности приватной жизни и возможность самореализации.
Политическое будущее России очень неопределенно. Рассмотрим несколько
вариантов сценарив.[1] а) так и останется. Ситуация, похоже, стабильна. За 10 лет массовых
беспорядков не началось.
Еще через 10 лет народ привыкнет. Латиноамериканский вариант.
Добываемого сырья хватит на разворовывание элитой, а уровень жизни рядовых
людей будет близок к нулю. "Средний класс" будет развиваться по
пилообразной кривой - сначала очень и очень медленно расти, в основном за
счет увеличения (медленного) присутствия иностранного предпринимательства.
Неизбежные же раз во сколько-то лет обвальные кризисы (обвал очередной
схемы воровства) будут напротив, отпугивать иностранцев. б) при наличии сильной личности (пока ее нет) - возврат к
авторитаризму в полный рост. Совершенно не факт, что это сильно облегчит
жизнь массам (в Белоруссии не облегчило) - хотя и накинет узду на элиту
(которая, возможно, будет истреблена и заменена на новую, послушную. Опять
же не факт, что это улучшит жизнь масс).
Продлится это может в течение жизни этой личности - а потом примерно
то же самое, что описано выше. в) наилучший вариант - что-то посередине. Возврат к авторитаризму в
какой-то степени, некоторое обуздание аппетитов элиты, призванное решить 2
главных проблемы - низкий уровень жизни народа и слабость непаразитического
предпринимательства. Опять же нужна личность. Она запросто может скатится
на вариант б) - ничто этому не препятствует. г) если сильной личностью окажется региональный лидер - он может пойти
на развал страны как единого целого (что радостно поддержит - возможно,
даже в военном плане - весь остальной мир).
Далее каждая из частей страны пойдет по пути а), б), или в).
Каких политических взглядов должен придерживаться будущий президент России
В январе РОМИР провел исследование по всероссийской репрезентативной
выборке (N=2000) в 41 субъекте Российской Федерации (207 точек опроса). В
ходе исследования россиянам был задан вопрос, сторонником каких
политических взглядов должен быть следующий Президент РФ. На вопрос было
возможно несколько ответов.
В целом, исследования, которые были раньше проведены РОМИР по сходной
тематике, показали, что личные качества политиков оказывают большее влияние
на принятие электорального решения большинства россиян, чем знакомство с их
политическими программами. Несмотря на то, что в последнее время
усиливается тенденция повышения внимания к политическим взглядам кандидатов
в Президенты, 20,3% опрошенных россиян заявили, что приверженность будущего
Президента России определенным политическим взглядам не имеет для них
никакого значения. Кстати, именно такой подход россиян и обеспечил успех на
Парламентских выборах "Единству" - партии, вообще лишенной внятной
идеологии, во главе которой стояли популярные личности. Интересно также,
что 18,7% граждан России полагают, что новый Президент должен быть
приверженцем правых взглядов - то есть либералом или демократом. 14%
россиян считает, что новый лидер государства должен быть крайне левых
политических взглядов, т.е. коммунистом. 9,9% россиян хотели бы видеть
нового Президента сторонником умеренно левых взглядов - то есть
социалистом. Примерно столько же респондентов предпочли бы, чтобы новый
руководитель страны придерживался центристской идеологии. Сторонников
монархии на сегодняшний день в России почти нет. 8,1% граждан сообщили, что
у Президента России вообще не должно быть никаких выраженных политических
взглядов. Затруднились с ответом 19% россиян.
Таким образом, если рассматривать тех, кто имеет определенное мнение
относительно предпочтительных взглядов будущего Президента, получается, что
примерно равное число россиян являются приверженцами Президента, который в
той или иной степени является сторонником демократических взглядов
(либерал, центрист) и человека с социалистическими взглядами (коммунист,
социалист). В этой ситуации преимущественно при совершении выбора граждане
в любой ситуации будут руководствоваться прежде всего эмоциональным
впечатлением от кандидата.
Тем не менее, полезно проследить предпочтения населения в различных
группах населения. Среди тех, кто считает, что следующий российский
Президент должен быть крайне левых политических взглядов, преобладают
женщины (59,4% к 40,6% - мужчины), то же характерно и для умеренных левых
взглядов (61,4% - женщины). Женщины преобладают и среди тех, кто считает,
что Президент должен придерживаться правых взглядов (56,2% к 43,8%) тех,
для кого взгляды лидера государства не имеют значения ( 57,6% к 42,4%) и
считающих, что Президент не должен быть сторонником определенной идеологии
(57,7%). Во взглядах на центризм мужчины и женщины распределились примерно
одинаково. Среди затруднившихся с ответом - большинство составляют женщины
(72,3%).
Если рассматривать различные возрастные группы, то сторонником крайне
левых политических взглядов будущего Президента хотели бы видеть
преимущественно люди старшего возраста. Меньше всего Президента-коммуниста
хотела бы видеть молодежь и люди 30-39 лет (11%). В целом, чем старше
возрастная группа, тем более проявляются симпатии к крайне левым
политическим взглядам. Умеренно левого Президента хотели бы видеть также
люди старшего возраста (26,7%) и 40-49 лет (22,4%). Среди молодежи и лиц 30-
39 лет также существуют определенные симпатии к социалистам (17,1%).
Президента с правыми взглядами, либерала или демократа хотели бы
преимущественно видеть молодые люди (30,2%) и люди 30-39 лет (24,4%).
Меньше всего сторонников демократического Президента среди людей 50-59 лет
(12,2%) и 60+(14,6%). Центристом Президента преимущественно хотели бы
видеть люди 30-39 лет (25%), а также примерно в равной степени 40-49 лет
(21,8%), молодежь и лица старшего возраста (18,6%). Не имеет значения
идеология Президента для людей старшего возраста (26,7%) и 40-49 лет
(21,9%). В несколько меньшей степени это характерно для остальных
возрастных категорий. Те же группы людей преимущественно полагают, что
Президент не должен быть приверженцем каких-либо политических взглядов,
больше всего их и среди затруднившихся с ответом. Таким образом, наиболее
компромиссна для различных возрастных групп фигура Президента-центриста,
старшая возрастная группа тяготеет к коммунистической и социалистической
идеологии, а для молодежи и лиц среднего возраста большее значение имеют
либеральные, демократические ценности.
По уровню образования вполне очевидно просматривается тенденция
"поправения" электората с ростом уровня образования. Так большинство лиц с
начальным и ниже уровнем образования, определившихся со своими
предпочтениями (19,2%), считают, что новый российский Президент должен быть
крайне левым, еще 6,2% представителей этой группы хотели бы видеть нового
лидера социалистом. В группе с неполным средним образованием большинство
(20,3%) также тяготеют к Президенту с крайне левыми политическими
взглядами, а 13,8% хотели бы видеть нового Президента социалистом.
Коммунистом нового Президента хотели бы видеть также 22,4% лиц с полным
средним образованием, 26,7% - со средним специальным и 11,4% - с высшим
образованием. Социалиста хотели бы видеть 26,7% граждан с полным средним
образованием, 37, 1% лиц со средним специальным образованием и 16,2%
граждан с высшим образованием. Либерала, демократа во главе страны хотели
бы видеть преимущественно люди с полным средним, средним специальным и
высшим образованием (28,6%, 35,3% и 25,7% соответственно). Человека с
центристскими взглядами хотели бы видеть будущим Президентом России также
люди с указанным выше образовательным уровнем: 26,1%, 29,3% и 30,3%
соответственно. Не имеет значения политическая приверженность кандидата для
8% лиц с образованием начальным и ниже, для 16,2% граждан с неполным
средним образованием, 28% лиц с полным средним образованием, 24,7% - со
средним специальным образованием и 16% - с высшим. Считают, что у
Президента не должно быть никаких идеологических предпочтений, 4,8% лиц с
образованием начальным и ниже, для 13,7% граждан с неполным средним
образованием, 26,8% лиц с полным средним образованием, 31,5% - со средним
специальным образованием и 23,2% - с высшим. Больше всего затруднившихся с
ответом - среди лиц с полным средним образованием (28%), а меньше всего -
среди граждан с высшим образованием (11,1%).
Если рассматривать политические ожидания россиян относительно нового
Президента с точки зрения доходов, то менее всего Президента-коммуниста и
социалиста совсем не хотели бы видеть люди с высоким уровнем дохода (от
5.000 рублей в месяц), а также отказавшиеся назвать свой доход. Коммуниста
предпочли бы видеть в качестве Президента люди с доходом от 401 до 800
рублей в месяц и от 801 до 1.500 рублей (30,2%). Президента-социалиста
хотели бы видеть в России люди с доходом от 401 до 800 рублей в месяц
(18,1%), 801 до 1.500 рублей (25,7%) и от 1.501 до 3.500 рублей (29%). К
таким Президентам объективно тяготеет и низкодоходная группа (12,1% и 10%)
соответственно. Либерала, демократа в качестве Президента также
преимущественно хотела бы видеть группа 801 до 1.500 рублей (23,6%) и от
1.501 до 3.500 рублей (28,4%), а также люди с доходом от 401 до 800 рублей
в месяц (13,8%) и от 3.501 до 5.000 рублей (8,2%). Центристом Президента
хотели бы видеть группа 801 до 1.500 рублей (25,5%) и от 1.501 до 3.500
рублей (27,7%), а также люди с доходом от 401 до 800 рублей в месяц (15,4%)
и от 3.501 до 5.000 рублей (12,2%). Практически нет тех, для кого
политические пристрасти Президента не имеют значения, и тех, кто полагает,
что у Президента не должно быть политической ориентации, среди
высокодоходной группы, мало их и среди отказавшихся назвать свой доход и
затруднившихся с его определением. Самое большое количество тех, для кого
не имеет значения политическая позиция нового Президента, в группе от 801
до 1.500 рублей (29,7%) и (24,7%) и от 1.501 до 3.000 рублей (20%). В тех
же группах наиболее высок показатель тех, кто полагает, что у Президента не
должно быть политической ориентации. Затруднившихся больше всего в группе
от 401 до 800 рублей (30,5%) и в группе от 801 до 1.500 рублей (23,3%), а
меньше всего в высокодоходной категории.
Данное исследование еще раз подтверждает, что в современной России
сосуществуют различные системы ценностей. Это особенно очевидно на примере
политических ценностей различных групп россиян. Так для лиц старшей
возрастной категории, преимущественно с низкими и средними доходами, низким
уровнем образования важны ценности уже ушедшего политического периода,
предпочтения отдаются коммунистической и социалистической идеологии.
Молодежь и лица 30-39 лет более тяготеют к ценностям демократии,
либерализма и для них важно, чтобы следующий Президент был приверженцем
именно этих политических ценностей.
Литература
1. Г.А. Белов. Политология - М.: ЧеРо, 1998
2. К.С. Гаджиев. Политическая наука – М.: Международные отношения, 1996
3. Р.Т. Мухаев. Основы политологии М.: Новая школа, 1996.
4. Политология. Учебное пособие – СПб: Бизнес-Пресса, 1998
5. Политология, М. Н. Марченко. М., «Зерцало», 1997.
6. Политология, В. А. Мельник. Минск, «Вышэйшая школа», 1996.
7. Политология, Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. С.-П., 1996.
8. Политология, Г. А. Белов. М., «ЧеРо», 1997.
9. Пресс-релиз Московского Центра Карнеги. - 2001. - 4 января.
10. ФОМ-ИНФО. - 2000. - # 4 (249). - 28 янв. - С. 3.
11. ВЦИОМ, 19-22 ноября 1999 г. (Полит.Ру. - 1999. - 30 нояб.).
-----------------------
[1] Будущее России – Караганов, Washington post. 2-2001