МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Е.ЖУКОВСКОГО «ХАИ»
РЕФЕРАТ
по политология
на тему : ”Политические идеи К. Маркса”
Выполнил студент:
Резинкина О.В.
Проверил преподаватель :
Ландесман Т.Я.
ХАРЬКОВ
2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Исторические условия возникновения марксизма ............... 3
2. Материалистическое понимание истории ……..………….. 4
3. Политическая концепция К. Маркса ………………………… 5
4. Историческое значение марксизма …………………………. 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................……. 10
1.Исторические условия возникновения марксизма.
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило
обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших
потребность в создании научной теории.
Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель
Фридрих Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу следующим образом :
сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили
рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было
подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики,
революционного процесса и общественной мысли.
Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный
переворот , наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он
ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное
развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к
фабричной системе , основанной на широком применении машинной техники.
Обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной
исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось
то обстоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом в
передовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не только
свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства , но
также и противоречивость своего развития , все большее нарастание конфликта
между трудом и капиталом.
Промышленный переворот , осуществившийся вначале в Англии , а затем и
в других странах Западной Европы , создал качественно новую основу для
развития производственных сил и , следовательно , реальную перспективу
резкого увеличения после социальной революции производства материальных
благ для трудящихся , и увеличения свободного времени – основы
всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации
общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на
историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны
проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах
, а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.
То обстоятельство , что развитие капитализма в Германии в этот период
сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений ,
придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того
, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической
революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота
классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала
тому , что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.
Наряду с революционными выступлениями рабочего класса , важнейшее
значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее
развитие общественной мысли : немецкой классической философии ,
классической английской политической экономии и французского утопического
социализма.
2. Материалистическое понимание истории
Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом ,
представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских
взглядов.
Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустриальном
этапе развития, процесс все большего углубления противоречий между
производительными силами и производственными отношениями , между
общественным характером производства и частнособственническим присвоением
их результатов , он сформулировал материалистическое понимание истории ,
теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры
пролетариата. Выделив производственные отношения как основные , такие , что
определяют комплекс общественных отношений , он утверждал , что в истории
решающую роль играют народные массы , что капитализм имеет переходное
значение в истории , поэтому его должен заменить новый коммунистический
строй , который является неизбежным и закономерным результатом
революционного решения противоречий капитализма .
В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является
уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного
труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал
впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной
промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением — призвание
пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению.
Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества.
К. Маркс исходил из того , что государство и право в развитии общества
есть продукт материальных отношений , это было совершено новой позицией
относительно теорий природного права и общественного договора тех времен.
В чем же состояла принципиальная новизна идей Маркса? Как
неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский
материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией
зависимости человека, ею практической и познавательной деятельности от
природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является
нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо-
философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к мысли об
общественной! (социальной) сущности человека. Развитие этой мысли,
определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в
«Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и
обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический
характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически
преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил,
что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно
человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена.
Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности.
Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том
, что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкие
рамки классовых и национальных отношений , создадутся условия для
раскрепощения человека. Продвижение к освобождению человека осуществляется
через классовую борьбу и революцию , уничтожение одного класса другим ,
через установление власти рабочего класса , что остаточно приведет к
исчезновению деление общества на социальные классы и возникновению
однородного , социально справедливого общества.
Проблема освобождения человека , формирование целостного ,
гармонического , всесторонне развитого человека – главная идея К. Маркса.
Уже в своих ранних трудах Маркс писал про необходимость установления
принципиально нового общественного строя , который бы сделал исходящим
моментом развития именно человека.
Чтобы лучше понять суть марксистской политической концепции ,
необходимо глубже присмотреться к научным работам К. Маркса.
Политическая концепция К. Маркса
Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения
степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту
интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...».
Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное
движение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической
и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые
выступления немецких социалистов и коммунистов.
Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась
Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и
результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же,
летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в
1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».
Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной
собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе
коммунистического будущего.
Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то
есть об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и
порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного
мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были
нарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной,
абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался
практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из
прошлого» — причины, механизмы , источники отчужденного труда. Получалось,
что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в
философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной
основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы.
В труде “К критике гегелевской философии права. Вступление ” Маркс
доказал , что для освобождения пролетариата необходимо уничтожение
капиталистической частной собственности и эксплуатации , что возможно через
революционную борьбу. В совместной книге “ Святое семейство “ К. Маркс и
Ф. Энгельс сформировали идею о том , что субъектом революции должен стать
сам пролетариат.
Уже вначале своей деятельности К. Маркс занял радикальную и
противоположную либеральной позицию : вместо эволюции предложил
революционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазной
собственности .Дальше больше . Во втором совместном труде “ Немецкая
идеология ” ( полностью был опубликован в 30 – х годах ХХ ст. ) был сделан
решительный вывод , что каждый клас который стремится к властвованию “
должен прежде всего завоевать себе политическую власть ”.(
Оканчивал первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848) , в
котором была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь для
завоевания власти собственную политическую партию. Там же разработаны
основные положения стратегии и тактики пролетарской партии , а именно , что
партия ведет борьбу за ежедневные задания рабочих , объединяя их с борьбой
за конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена основная идея
пролетарского интернационализма, конкретизованая в лозунге “пролетарии всех
стран , объединяйтесь !”.
Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй
этап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были
особенно актуальны , то К. Маркс выдвинул идеи про возможность
непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической , про
гегемонию пролетариата в революции (“Классовая борьба в Франции с 1848 по
1850 годы” ), понятие диктатуры
( Маркс К. , Енгельс Ф. Сочинения – Х.,1959 – Т.3-С.31
пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про необходимость политического
союза пролетариата с крестьянством , про конечность слома старой буржуазной
государственной машины в случае победы революции и создание новой системы
(“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”). Притом большинство идей опирались
на опыт западноевропейского пролетариата, опыт европейских революций.
В 1867 году был опубликован первый том “Капитала” , в котором К.
Маркс доказывал тезис про неминуемость гибели капитализма , описал основные
черты альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это
общество должно было б опираться на общественную собственность на средства
производства , общественное равенство и социальную справедливость. Понятно
, что при этом К. Маркс исходил из индустриальной модели развития общества
.В 60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I
интернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал , что
завоевание политической власти для пролетариата есть не только
необходимость , но и великая обязанность.
С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма.
Обобщив опыт восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождение
нового типа демократии антипода либерально – пролетарской демократии ,
которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. Поражение
Коммуны убедило К. Маркса в необходимости создания в каждом государстве
национальной политической пролетарской партии со своими программами.
Немного позже К. Маркс детально разработал отдельные положения идеи про
диктатуру пролетариата , а также выдвинул идею про необходимость особенного
переходного периода от капитализма к социализму и про две фазы
коммунистического общества – социализм и коммунизм (“Критика Готской
программы”).
Можна утверждать , что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом
сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического
радикализма , которая состояла из таких основных идей.
Первое. Они исходили из доминирования классовой борьбы в общественной
жизни , в истории всех антагонистических формаций , выдвигали на первый
план классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и ,
особенно, классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней ,
по словам Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса.
Отсюда ее абсолютизация и упрощенный подход : или диктатура буржуазии , или
диктатура пролетариата – кто этого не понимает , тот за словами Ленина В.И.
, “ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса”*.
* Ленин В.И. Полное собрание сочинений. –Т.38 – с.299
Второе. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеей
ведущей роли пролетариата в этой борьбе : он выполнял роль мессии –
осуществлял революционный переворот в обществе , ликвидировал эксплуатацию
человека человеком , остаточно уничтожал деление на классы. “В этом и
состояла б всемирно - историческая роль пролетариата – его историческое
назначение.” (
Третье. Исходя из идеи классовой борьбы ,К. Маркс свел суть какого –
либо государства к фактической диктатуре того или иного класса , чем
отрицал свои “грехи молодых лет” , когда считал , что сутью какого – либо
государственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата –
центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны
, он утверждал , что сутью диктатуры является единство законодательной ,
исполнительной и судовой власти.
Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии”
пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить ,
сломать старую государственную власть , а уже потом создать новое
государство.
Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской демократии
как изъявление воли большинства народа через принуждение незначительного
меньшинства. Подчеркнув , что пролетариату для овладения политической
властью также необходимы демократические формы , но для него , как и все
политические формы, демократия только средство достижения цели.
Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу , что пролетариат, чтобы
осуществить свою “историческую миссию” должен создать свою “особенную
партию , которая … осознала б себя как классовая партия”.( Потому что
только с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой
, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства , времени ,
когда он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха
, найдя себе союзников среди других слоев трудящих.
Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой для
пролетариата при условии проведения нею решительной и бескомпромистной
идеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, и
беспрерывной борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии.
Следует отметить, что марксизм действительно вырос в жестокой борьбе
не только с классовым противником, но и с “коллегами” по классу, в рядах
самого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характера
самих основателей коммунистического радикализма является их всеобщий
критицизм и отрицание всего существующего. Это было свойственно К. Марксу ,
что определил еще Ф. Меринг. Как утвержда
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. –Т.23 – С.1
( Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т.37 – С.260
ет Г. Норт : “… может , и действительно Маркса уничтожило беспощадное
критическое отношение к самому себе. Ведь он всю жизнь , беспощадно
критиковал всех и , возможно разошелся не на шутку , после 1867 года
раскритиковал самого себя так , что его схватил частичный интеллектуальный паралич”.*
Еще одной чертой К. Маркса была неспособность жить в дружбе и мире “со
своими коллегами – революционерами”. Но если ученый – теоретик всю жизнь
кого – то критикует , не дав реальной позитивной альтернативы , это
свидетельствует против него потому, что прокламация лозунгов , еще никогда
не становилась программой. Как писал Рюлэ , “для него не существовало ни
одной мудрости , кроме его собственной ; никакого социализма , коме того ,
который он проповедовал сам. Его и только его работа была примером научной
объективности и глубины. Он был аллахом и пророком в одной особе”.Кстати ,
это отметил и один из последователей К. Маркса Бухарин , который писал ,
что марксизм “претендует на исключительность: он есть воюющее учение , он
“нетерпимый” … он рассматривает себя как единственного последовательного
носителя всех прогрессивных тенденций эпохи, которые душат капитализм
.Марксизм осознает свое всемирно – историческое право на идеологическую
гегемонию столетий “.* Эта цитата свидетельствует еще про одну черту
марксистской концепции – ее претензии на абсолютную истинность.
Только что зародившись, не сформировавшись , марксизм уже начал
бороться с христианским социализмом (П. Леру, Ф. Бюше , Ф. Ламэнне). На
втором этапе деятельности К. Маркс повел борьбу с государственным и
консервативным социализмом ( П. Прудон , Л. Блан ). Тогда же К. Маркс
выступил против Ф. Лассаля , одного из основоположников немецкой социал –
демократии , которого история немецкой социал – демократии всегда
вспоминала рядом с именем К. Маркса и Ф. Энгельса , отмечал известный
биограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам К. Маркс позволял себе выражаться про
немецкого рабочего лидера значительно жестче , в письме к Ф. Энгельсу с
характерной для него резкостью К. Маркс писал , что Лассаль есть “мешанина
негра с евреем …”.
Норт Г. Марксова религия революции. Возрождение через хаос. -
Екатеринбург . 1994 С.- 68-69
Бухарин Н. И. Учение Маркса и его историческое значение // Пробле мы
теории и практики социализма. – М.1989.-С.332-333.
Историческое значение марксизма
Марксизм , его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи
промышленной революции , резкой критикой либерализма, попыткой навязать
разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй
половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах
мира . где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное
влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса выйдя на
общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим
течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и
укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных
регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.
Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних
он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же,
наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех
случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни
общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и
организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу,
действуют в большинстве стран мира.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с
деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и
выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией,
следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах,
распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды
производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам
пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные
работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная
база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и
марксизм в целом, и философии как его составная часть.
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование
освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность
уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот
высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ
исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества
и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества.
Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал
проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким
изменениям , которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные
изменения в составе общественных сил , которые ведут борьбу за социальный
прогресс , в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратили
актуальность идеи конфронтации , революции, вооруженной борьбы. В этих
условиях по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются
представления про власть и ее носителей , государство и роль насилия ,
диктатуру и демократию, представления , которые раньше слаживались под
влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены
с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.
Общественная практика показала , что исторически ограниченным
оказалось положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, о
всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, о исчезновении
товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются
актуальными диалектический метод анализа общественных явлений , идеи
социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное
развитие каждого является условием свободного развития всех.
В перспективе дальнейшего развития человечества философские решения
кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные
от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут
несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период
истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-
историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными,
глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А. Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ 1998
Б. Кухта , А. Романюк. Основи політичної думки.Частина 1. З історії політичної думки: від стародавності до наших днів.
Хофман Дж. Марксизм и теория «Праксиса». М., 1978