Реферат по предмету "Педагогика"


Молодежные субкультуры как фактор наркотизации

Молодежные субкультуры как фактор наркотизации

С.Г.Косарецкий, С.В.Косарецкая

В современной
ситуации феномены молодежной субкультуры привлекают внимание социологов,
культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно
разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник
инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной
массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности
молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры;
как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

К сожалению,
для нашей страны в современной ситуации наиболее актуальным становится
последнее. Отмечается, что осуществление социального воспитания предполагает
наличие у педагогов представлений об особенностях и характерных чертах
подростково-юношеской субкультуры, что позволит минимизировать её негативное
влияние (А.В.Мудрик, 2000).

Одним из
возможных аспектов этого "негативного влияния" выступает наркотизация
молодежи в субкультурах.

Феномены
молодежных субкультур достаточно длительное время рассматривались в науке как
"девиации", а сами субкультурные сообщества как угроза позитивной
социализации ребенка.

Однако
современные подходы в изучении молодежной субкультуры носят довольно
либеральный характер. Западное общество, по сути, "разрешает"
выражать молодежи себя в этой сфере, акцентируя внимание на социализирующей
(адаптивной, интегративной) функции молодежной субкультуры. Субкультура
интерпретируется как пространство игры, экспериментирования с нормами,
ценностями, иерархией взрослого мира.

В современных
исследованиях особенное внимание уделяется экспериментам с телесностью и
чувственностью: не только через одежду, (что характерно для предыдущих
субкультур), но через тело: бритье головы, татуировки, нанесение шрамов. В этом
контексте употребление наркотиков также рассматривается как своеобразный способ
экспериментирования (Е. Омельченко, 2000).

Одновременно
отмечается доминирование в молодежных субкультурах новейшего времени
"гедонистического мировоззрения", ценностей удовольствия,
развлечения, что, в свою очередь, рассматривается как важнейший мотив регуляции
поведения человека в отношении наркотиков (Д.В.Колесов, 2001).

Таким образом,
эксперименты и игры "молодых" очевидно несут в себе опасность для их
физического и духовного здоровья.

В этой
ситуации рассматриваемые феномены выступают уже не только как предмет научного
интереса, но как аспект актуальной социальной проблемы - наркомании.

В литературе
утверждается тезис о молодежных субкультурах как носителях наркогенной
субкультуры (А.Г.Макеева, 1999), факторах наркотизации (А.В.Надеждин, 2000).

Анализ таких
молодежных субкультур как "хиппи", "панки",
"растаманы", "грандж", "рейв" показывает, что
употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени
значимым атрибутом (элементом) данных субкультур, который может выступать как:
ритуал приобщения (инициации) к субкультуре; способ идентификации с ее
представителями; элемент символического мира субкультуры; особая форма
коммуникации в сообществе; формой протеста по отношению к "взрослой"
культуре и др. Можно говорить о характерных для конкретной субкультуры видах
ПАВ (марихуанна у "растаманов"; экстази у "рейверов" и
т.д..). В некоторых субкультурах употребление наркотиков выступает важной
составляющей идеологии (мифологии).

Исследования
субкультурных сообществ свидетельствуют о наличии механизмов воспроизводства
соответствующих норм, моделей поведения, символов, стиля субкультуры в новых
поколениях. Таким образом транслируются и традиции употребления ПАВ.

Все это
позволяет утверждать, что работа по профилактике употребления наркотических
веществ предполагает пристальное внимание к современным молодежным
субкультурам. Сегодня, для специалистов по профилактике зависимости от ПАВ
знание культуры и субкультуры молодежи выступает значимым средством групповой и
индивидуальной диагностики, анализа ситуации, условием эффективности
организации конкретных видов профилактических мероприятий.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusmedserv.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.