Практика решения проблемы управления
индивидуализированным обучением на базе информационных технологий
В
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 31 разработана и
внедрена в учебный процесс автоматизированная система поддержки принятия
решений и управления процессом индивидуализированного обучения учащихся на
занятиях по началам информатики, предназначенная для обеспечения эффективной
организации процесса обучения, воспитания и развития учащихся с ограниченными
умственными возможностями.
Поскольку
в специальной (коррекционной) школе VIII вида учебной программой не
предусмотрен предмет «Информатика», было проведено исследование, и его
результаты реализованы на занятиях по началам информатики в кружке для младших
и средних классов и на факультативных занятиях в старших классах. Но упрощенная
программа обучения (по сравнению с массовой школой) и сниженный темп обучения сами
по себе только частично обеспечивают адаптацию учебно-воспитательного процесса
к индивидуальным возможностям учащихся с ограниченными умственными
возможностями, так как у детей даже одного возраста эти возможности существенно
различаются. Исходя из этого, в основу данного исследования положен
индивидуализированный подход к учащимся на коррекционных занятиях с
использованием информационных технологий.
В
этом году Воронежское издательство «Научная книга» выпустило монографию
«Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе», авторами
которой являются авторы данной статьи. Монография посвящена проблемам
теоретического обоснования управления индивидуализированным обучением в
коррекционной школе VIII вида. Книга предназначена работникам органов
управления образованием всех уровней, учителям и руководителям школы, студентам
и преподавателям педагогических вузов. Монография состоит из введения, четырех
глав, заключения, приложения и списка литературы, содержащего 39 источников.
Первая
глава посвящена современным проблемам использования новых информационных
технологий (НИТ) в коррекционной школе. В ней рассматриваются проблемы и
принципы обучения, дан анализ использования НИТ для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Во
второй главе описана система интеллектуальной поддержки индивидуализированного
обучения, где представлены особенности проведения занятий по началам
информатики как педагогической системы, даны графическая модель структуры
образовательных учреждений Министерства образования РФ и педагогической системы
«Деятельность педагогического коллектива коррекционной школы», а также
функциональная модель педагогической системы «Занятия по началам информатики».
Далее для занятий по началам информатики предложен вариант моделирования процесса
индивидуализированного обучения и представлена алгоритмическая структура этой
модели, разработан перечень параметров динамики обучения, воспитания и
развития, определены связи заданий, выполняемых на занятиях с использованием
НИТ, и навыками, сформированными на общеобразовательных предметах. Описана
процедура принятия решения по результатам обучения на основе разработанной
модели с использованием мониторинга качественных и количественных оценок
параметров динамики обучения, воспитания и развития. В конце главы дана
функционально-модульная структура автоматизированного рабочего места (АРМ)
учителя информатики.
Третья
глава посвящена методическому и программному обеспечению процесса
индивидуализированного обучения учащихся на занятиях по информатике. В ней
представлена программа обучения элементам компьютерной грамотности учащихся
коррекционной школы, полный текст которой находится в приложении книги, описано
формирование индивидуализированной траектории управления при реализации
программы обучения, сформулированы организационно-педагогические условия
реализации информационных технологий управления индивидуализированным
обучением, даны требования к программному обеспечению компьютеров и специфика
работы учителя информатики коррекционной школы. Далее описано проектирование
новых программных средств педагогической коммуникации, в состав которой входят
оригинальные компьютерные игры, разработанные в школе. Игры предназначены для
отработки навыков устного счета, для закрепления правописания словарных слов, для
интерактивного контроля знаний учащихся, описано формирование
индивидуализированной траектории управления при работе с компьютерными играми и
методика работы учителя с обучающими играми. В этой главе описано коллективное
проектирование Интернет-ориентированных программных средств, которое
проводилось в рамках Сетевого проекта вместе с учащимися другой школы и
общешкольного проекта, включающего несколько учебных дисциплин. Представлена
таблица качественных оценок параметров динамики обучения учащихся на занятиях
по информатике по результатам наблюдения за учащимися.
Четвертая
глава описывает автоматизированную систему управления индивидуализированным
обучением учащихся коррекционной школы. В ней приведен состав программного
обеспечения АРМ учителя информатики, состоящий из пяти программных модулей
(ПМ): ПМ операционной реализации программы специального курса «Информатика в
коррекционной школе», ПМ выбора форм и методов работы с учащимися, ПМ обработки
результатов наблюдения за учащимися, ПМ описания личностных особенностей
учащихся коррекционной школы, ПМ накопления результатов наблюдения за учащимися
на занятиях по началам информатики. Далее описано проектирование
автоматизированной информационной системы «Школьник» для обработки и хранения
данных об учащихся, разработка структуры базы данных автоматизированной
системы, а также использование фреймовой организации базы данных для реализации
запросов к системе.
Список литературы
Гаврикова
Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в
коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004. – 104 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/