Реализация
принципа наглядности при изучении темы физики "Электромагнитные
явления"
Черных Р.А.,
Скулов П.В.
Принцип наглядности означает, что в обучении необходимо, следуя
логике процесса усвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное
начало. В фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и
теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного,
конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего,
абстрактного к единичному, конкретному.
Классическая дидактика
установила принцип наглядности, исходя из того очевидного факта, что успешным
оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрение вещей, предметов,
процессов и событий окружающей действительности. Наглядность и в особенности
наблюдение натуральных объектов, взятых в их естественных условиях, несомненно,
имеет большое значение и служит исходным пунктом знаний детей об объективном
мире. Она дает учащимся полную убежденность в истинности наблюдаемого явления.
Наглядность обучения рассматривается в тесной связи с активностью учащихся.
Необходимо отметить большое значение правильно поставленной наглядности
обучения именно на основе наблюдений предметов, явлений и процессов окружающей
действительности.
Таким образом, можно сделать
вывод, что наглядность является исходным пунктом обучения.
Теорию наглядности
разрабатывали: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и многие другие. В последствии
проблемой наглядности занимались такие учёные и дидакты как Р.Г. Ламберг, М.Н.
Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т. Огородников и многие
другие. В настоящие время исследования в этой области проводят А.А. Шаповалов,
А.Н. Крутский.
Разработано большое количество
наглядного материала по данной теме, но нет систематизации этой наглядности,
поэтому мы решили систематизировать и разработать дидактический материал. Весь
систематизированный и разработанный материал был оформлен в дидактическое
пособие.
Наглядность - это показ
различных предметов, материалов, пособий и опытов с подробным сопроводительным
текстом. Изучая, анализируя литературу и систематизируя её, наглядность была
разделена на следующие направления:
Демонстрация приборов и механизмов
Демонстрация картин
Демонстрация слайдов, диафильмов
Демонстрация кинофильмов
Демонстрация видеофильмов
Демонстрация опытов Логические
конспекты, структурные схемы
Задачи-рисунки, опытные задачи
Компьютерные программы
Принцип наглядности реализуется
в процессе проверки знаний учащихся, т.е. в контрольных работах, лабораторных
работах, самостоятельных и различных тестах.
Разработано учебное пособие для
учителя, которое содержит в себе планы уроков с подробным подбором средств наглядности
и методическими рекомендациями к ним.
Примеры:
Решение задач
I. Стальной магнит ломают
пополам. Будет ли обладать магнитными свойствами концы А и В на месте излома
магнита (рис.1)? 1. Концы А и В магнитными свойствами обладать
не будут.
2. Конец А станет северным
магнитным полюсом, а В - южным.
3. Конец В станет северным
магнитным полюсом, а А - южным.
Показ диафильмов 1. "Наглядные примеры по физике:
Электромагнитные явления"
Демонстрация опытов 1. Опыт Эрстеда.
2. Действие магнитного поля на
проводник с током.
3. Электромагнит.
4. Получение спектров магнитных
полей.
Методические рекомендации к
демонстрациям
При проведении опытов полезно
обсудить (если можно, экспериментально подтвердить) следующие вопросы: 1. Будут ли реагировать на появление тока в
проводнике магнитная стрелка, помещённая далеко от проводника? 2. Можно ли говорить о магнитном поле, что
оно бывает сильным или слабым? 3. Что
произойдет с направлением магнитной стрелки, если поменять направление тока в
проводнике?
В опытах можно использовать не
железные опилки, а магнитные стрелки.
При демонстрации спектра
магнитного поля прямого тока также можно продемонстрировать спектр магнитного
поля витка с током. Поскольку части витка, пересекающие столик, находятся
довольно далеко друг от друга, на столике из опилок складываются картины
магнитных полей двух прямых токов. Но проще показать спектр с помощью
демонстрационного зеркала. Можно также пронести панель со спектром по рядам.
Мы считаем, что использование в
учебном процессе наглядности приведёт к повышению успеваемости учащихся, к
более глубокому и лучшему пониманию учебного материала.
Список
литературы
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/