Осуществление
межпредметных связей в процессе изучения темы физики 10 класса "Свойства
твердых тел".
С.И. Дяченко
Осуществление
межпредметных связей в процессе изучения физики - важный вид учебной
деятельности. При этом задачи межпредметного характера, в том числе различный,
познавательный материал, в котором прослеживается связь физики не только с
предметами школьного курса, а так же связь с жизнедеятельностью человека
выступают и как цель, и как средства обучения. Этот материал, играя роль метода
обучения, выполняет разнообразные функции, такие как познавательные,
развивающие, организующие, контролирующие. Поэтому актуален вопрос - как
оптимально организовать и проводить работу по обучению учащихся.
На сегодняшний
день полная разработка методики осуществления межпредметных связей в школьном
курсе физики в основном широко разработана в общетеоретическом плане. Этим вопросом
занимались такие прогрессивные педагоги классики, как Я.А. Коменский, К.Д.
Ушинский, И.Г.Песталоцци, а так же такие современные ученые, как В.Н.
Максимова, А.В. Усова, А.А. Бобров, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов
и другие. Есть и практические разработки таких авторов, как С.В. Тихомировой,
Е.В. Увицкой, Е.А. Ильченко.
При
осуществлении межпредметных связей существует проблема, заключающаяся в том,
что учителю физики необходимо знать материал не только физики, а так же химии,
биологии и других предметов в результате этого учитель затрачивает много
времени на подготовку к таким урокам. Поэтому приходится проводить уроки с
привлечением учителей других предметов.
С позиций
методики преподавания ни один из подходов не может быть реализован напрямую с
использованием имеющегося школьного учебника.
Наша работа
направлена на раскрытие основных путей совершенствования процесса обучения с
помощью межпредметных связей в предметах естественнонаучного цикла, опираясь
при этом на научные исследования и передовой педагогический опыт.
Мы исследовали
учебный процесс в 10 классе по теме . При этом была
предпринята попытка, найти возможность применения межпредметных связей к
изучению данной темы.
Предполагалось,
что реализация межпредметных связей в процессе обучения активизирует
познавательную и мыслительную деятельность, и как следствие повысит
успеваемость учащихся по данной дисциплине.
Нами была
предпринята попытка комплексного применения межпредметного подхода к изучению
темы. Опираясь на классификацию, основанную на элементах знания о структуре
физической теории, нами было предложено методическое пособие по данной теме,
которое может служить хорошей основой для реализации межпредметных связей.
Пособие составлено в виде поурочных планов, которые содержат как теоретический,
так и практический материал, встречающийся в литературе и составленный
самостоятельно.
На основе
данного пособия была предложена технология применения межпредметных связей к
изучению темы .
В нашем
понимании, при осуществлении межпредметных связей процесс формирования знания
проходит через этапы, расположенные в следующей последовательности.
На первом этапе
в рамках объяснительно-иллюстративного метода формируется основа теоретического
знания. На этом этапе предусматривается решение задач на выявление и анализ
фактов. Как правило - это качественные задачи.
Второй этап
предусматривает задания выполнение которых приводит к
закреплению полученных знаний.
Третий этап
предусматривает решение количественных задач и заданий творческого характера,
которые определяют практическое применение полученных знаний.
В качестве
иллюстрации сказанного может служит следующая задача,
которая может быть предложена учащимся на первом этапе.
Чтобы вспомнить
и обобщить знания о типах кристаллических решеток и химических связей,
полученные на уроках химии в 9-м классе, ученики на уроке заполняют таблицу,
которая включает в себя следующие элементы: тип кристалла, структурные
элементы, тип связи, характеристика свойств и примеры этих материалов. Учитель
при этом должен задать ряд наводящих вопросов: какие
типы кристаллических решеток вам известны? чем отличаются кристаллические
решетки металлов от решеток ионных кристаллов? зависят ли физические свойства
кристаллов от особенностей их строения? почему кристаллы инертных газов
легкоплавки и летучи? как можно отличить ионный кристалл от атомного? почему
атомные кристаллы имеют высокую температуру плавления?
Эта задача
относится к предшествующему виду межпредметных связей так как знания полученные
учениками на уроке химии в 9 классе используются при изучении физики в 10
классе. Данная задача относится к двустороннему (восстановительному) типу
связей, так как знания полученные на уроках химии восстанавливаются и
обобщаются с помощью знаний полученных на уроках физики.
Следующее
задание может быть предложено на втором этапе. В ней осуществляется связь
физики с гуманитарными предметами, а именно с литературой.
Зачитывается
отрывок из стихотворения, прозы или рассказа. Например:
Снежная
королева (сказка Х.-К. Андерсена).
"Раз
зимою, когда шел снежок, он вышел с большим зажигательным стеклом и подставил
под снег полу своей синей куртки.
- Погляди в
стекло, Герда! - сказал он.
Каждая снежинка
казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на
роскошный цветок или десятиугольную звезду:
Видишь, как
искусно сделано! - сказал Кай. - это куда интереснее настоящих цветов! И какая
точность! Ни единой не правильной линии".
После этого
задается вопрос: Бывают ли снежинки десятиугольной формы?
Важно то, чтобы
учащиеся не только ответили правильно на поставленный вопрос, а еще рассказали,
какие ассоциации возникли и какие чувства испытали они во время чтения отрывка.
Потому, что мысль писателя, выраженная художественно - глубоко, ярко и образно
- оказывает сильное эмоциональное воздействие, надолго откладывается в памяти.
К тому же основной целью художественной литературы является воспитание
человека, совершенствование его лучших качеств.
Следующее
задание может быть предложено на третьем этапе.
При изучении
строения кристаллических тел и особенностей кристаллических структур необходимо
коснуться вопроса о выращивании кристаллов. В этом случае у школьников
неизменно возникает желание вырастить кристалл в домашних условиях, что полнее
осуществимо, нужно только учителю обстоятельно рассказать, как это можно
сделать.
При выполнении
этого задания осуществляется связь между полученными знаниями и применением
этих знаний на практике.
В ходе решения
количественных задач осуществляется связь физики с математикой. Для того чтобы
получить численный ответ при решении физических задач необходимо знание и
умение пользоваться математическими уравнениями, функциями, формулами,
действиями и т. д. Важно, чтобы учитель физики пользовался теми же символами,
что и учитель математики.
Для контроля
теоретических знаний учащихся и умений решать задачи нами была предложена
контрольная работа, которая включала в себя задачи межпредметного содержания.
Нами было
проведено педагогическое исследование, направленное на выявление эффективности
осуществления межпредметных связей по теме 10 класса .
Исследование
проводилось в 10 математическом классе Алтайского краевого педагогического
лицея г. Барнаула. В качестве контрольного был взят 10 физический класс того же
лицея.
Идея
эксперимента заключалась в том, что при использовании разработанных материалов
в экспериментальном классе, произойдет повышение уровня знаний теоретического
материала темы и умений учащихся решать задачи, в сравнении с контрольным
классом.
Количество
учащихся в обоих классах было одинаково - 14 человек.
Обучающий
эксперимент заключался в применении материалов межпредметного содержания на
уроках физики. После этого для контроля знаний учащимся экспериментального и
контрольного классов была предложена контрольная работа. До обучающего
эксперимента эти классы находились примерно на одном уровне успеваемости.
Статистическая
обработка полученных данных позволила сделать следующий вывод: первоначальное
предположение о том, что при использовании разработанных материалов в
экспериментальном классе, произойдет активизация познавательной и мыслительной
деятельности, и как следствие повысится успеваемость учащихся по данной
дисциплине, в сравнении с контрольным классом не лишено смысла.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.physfac.bspu.secna.ru/