Культурно-историческая
теория (Л.С.Выготский)
Концепция
разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX
в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития
ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
Следуя идее
общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к
трактовке социальной среды не как "фактора", а как
"источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он,
существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного
созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.
Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые
человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы
знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Овладение
ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении
орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в
основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение
человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики
"психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления
знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое
время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из
интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение
проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый)
с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя
реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На
второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое
орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей
стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы
управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о.,
пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва
как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ
мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс
интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.
Интериоризуясь,
"натуральные" психические функции трансформируются и
"сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и
произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних
преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс –
процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности,
осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Выдвижение
принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-истрической теории
расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных. видах активности –
прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как
коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности
ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле)
с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего
развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или
развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В свете
системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной
характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы,
высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и
наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово
относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму,
как атом к космосу. "Осмысленное слово есть микрокосм человеческого
сознания".
В воззрениях
Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное,
истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит
знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность
"не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в
этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших
реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако
необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо
"развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в
целом и обусловлено им".
В своем
развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более
или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых
потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др.
сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное
формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством
негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль
ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка.
Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде
не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса,
отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым
изменением личности ребенка.
Возникшие в тот
или иной период новообразования качественно меняют психологическое
функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно
перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является
третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид,
склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее
образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового
созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)".
Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже
представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда
бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой
и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития
самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его
развития.
Появление культурно-исторической
теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности,
обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения,
доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований
человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и
материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Список
литературы
С. В.
Васьковская. Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский)