Реферат по предмету "Педагогика"


Терапия творческим самовыражением

Терапия творческим самовыражением.

(лечение дефензивных клинических больных
по методу Бурно М.Е.)

Терапия творческим самовыражением - клинический, не
психоаналитически ориентированный терапевтический метод лечения людей с
тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными
расстройствами, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом М.
Е. Бурно.

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий
психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего
характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что,
узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески
смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое
количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не
противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди
искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной
психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические
подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый
характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно
пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей
каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической
депрессией , мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на
групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает
рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах,
пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить
один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в
череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное
знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым
стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в
непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к
релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто
становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто
демонстрируются две противоположные картины, например синтонный
"Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в
бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление
реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом
занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и
Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный,
психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя,
Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый
приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян
творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять,
какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный
человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм,
деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло
великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим
самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой
жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с
врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в
коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять
характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или
иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь, и болезненные
изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого
противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и
гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению
личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.

Творчество - "деятельность, порождающая нечто
качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и
общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается
личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным,
чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом
широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя
нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой
в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет
самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов
(психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и
малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью
к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны
асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность
к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в
себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием,
робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность,
патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность,
ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна,
поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как
среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных
достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного
пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе
действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство
неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее
болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов -
чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего
хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в
творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых
людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность,
проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде.
Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать
не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько
то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и
как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.

Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них
врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых
занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке
психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних
трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других,
выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные
методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема,
сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе
разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других,
вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических
расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия,
деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно
научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством
- это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело
(служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего,
индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим
людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной
указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом
своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении
художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в
путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в
процессе этого лечения.

4. Содержание терапии творческим
самовыражением:

- самопознание: изучение собственных болезненных
расстройств, своего характера;

- познание других душевных расстройств и других
человеческих характеров;

- продолжение познания себя и других в творческом
самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой
основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном,
целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности,
своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не
столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того,
чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и
действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в
жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных
пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой
смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые
резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к
общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной
творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые,
учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы
по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением
Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с
открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу
войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним
вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть
себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со
всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса
и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы
переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих
художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и
амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды
терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография,
графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен
овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к
целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью
сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться
раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения
через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче
ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется
клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной
терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то
есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим
клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в
прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой"
чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них
необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки
жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно
подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать
творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков
специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений
искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при
помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и
живописью:

- Рисование может быть так же доступно в любом месте
пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное
симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

- Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже,
приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно
выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к
окружающему;

- Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и
ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую
чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему
"привязыванию" их к жизни;

- Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему,
например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через
несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена
группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать
в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только
вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как
это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для
того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со
снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но
серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием
("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов
и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут
быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне
нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне
неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по
древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты
могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по
собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из
формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою
духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от
нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены
переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям
тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном
творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование
чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько
усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких
случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще.
одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных
переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование
или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент,
охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди
первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение
литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и
материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что
духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые
пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке
показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром
художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь
психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке",
происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны
- они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и
чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких
представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные
занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую
систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка,
Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен,
Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские
романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более
расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной
группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к
мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное
переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к
терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу
дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая
психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в
группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной
безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и
через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные
малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что
становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение
будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары
жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не
знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и
сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения
о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также
различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию
дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными
тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно
советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои
психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при
современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности
субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости
массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные
расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего
поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно
немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для
общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных
направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком
анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной
и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в
группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и
творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и
доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь
помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей
вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а,
следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Список литературы

Рубинштейн С.Л. Воображение.//
Основы общей психологии. – М., 1998г.

Стюарт В. Работа с образами и
символами в психологическом консультировании. – М., Класс, 1998г.

Бурно М.Е. Терапия творческим
самовыражением. – М., Академический проект, 1999г.

Символдрама. – ЕГУ, Минск,
2001г.

Юнг К.Г. «Человек и его
символы». – М., 1998г.

Личко А.Е. Психопатии и
акцентуации характера у подростков.  –
Л., Медицина, 1977г.

Карвасарский Б.Д.
Психотерапия. –М., Медицина, 1985г.

Хайкин Р. Художественное
творчество глазами врача. – СПб., - 1992г.

Назарова Л.А. Терапия творческим самовыражением


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Усилители мощности телевизионного вещания
Реферат Проект кондитерской фабрики, вырабатывающей 11,5 тыс. т/год конфет и мармеладных изделий
Реферат Экзамен по русскому языку для поступления в Бауманскую школу
Реферат Работоспособность и ее определение. Выбор оптимальной тренировочной нагрузки.
Реферат Зарубежный опыт государственного регулирования рыночной экономики на примере Франции (Доклад)
Реферат Вариантное проектирование балочной клетки рабочей площадки
Реферат Повесть Н.В. Гоголя "Нос" и лубочная традиция
Реферат Обслуживание электроустановок
Реферат Шагинян М.С.
Реферат Акционерное Общество «Минудобрения»
Реферат Современные подходы к оценке качества сестринской помощи
Реферат содержание судебника 1497г.
Реферат Инфляционные процессы в России 4
Реферат Первая война России c Францией в эпоху Наполеона (1799 - 1800 г.)
Реферат Eye Spy With My Little Eye Essay