Сущность и содержание воспитания
ВОСПИТАНИЕ — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта;
Это также планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок,
понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной
жизни и производительному труду. Современный этап жизни общества, предъявляет особые требования
к воспитанию растущего человека как главной производительной силы и высшей общественной ценности. Отсюда
необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и
методов качественного совершенствования системы воспитания.
Рассматривая воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействии между собой самих
воспитуемых, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания, психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально
организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление растущих людей к наличным формам социального бытия, не подгонку под
определенный стандарт, а целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности.
Организация воспитание связана с построением такой общественной практики, которая
направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных
нравственных проблем в соответствии с образцами, идеалами общества. Выявление психологией определенных законов развития личности, характера ее становления
на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом “зоны ближайшего развития” и особых сензитивных периодов, когда растущий человек особенно чувствителен к
общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую практику на построение принципиально новой целостной системы.
Воспитание детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них
самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления.
Совершенствование системы воспитания требует не только качественного изменения
деятельности специальных учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации
всех институтов общества, связанных с духовной и производственной деятельностью, на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной
личности; привлечение молодых людей к участию в делах, имеющих социальную значимость. При этом важно обеспечить единство
общественного и семейного. Воспитание позволяющее осуществлять коррекцию возникающих отклонений в развитии
личности и поведения. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, развития социальной активности растущих людей
необходимо совершенствовать формы разнообразной деятельности как в системе официально созданных детских подростково-юношеских организаций, так и в
неформальных объединениях.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru