РЕЛИГИОЗНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИТОГОВЫЙ
ДОКУМЕНТ КРУГЛОГО СТОЛА:
В работе
круглого стола: “Религиозное образование в России: проблемы и перспективы”, состоявшегося
24 апреля 2001 года в Государственной Думе РФ, участвовали представители
религиозных конфессий: Русской Православной Церкви, Центрального духовного
управления мусульман России, Римско-католической церкви, представители
иудейских, протестантских и других религиозных объединений, сотрудники
Министерства образования РФ, Российской академии образования, Московского
комитета образования и других государственных и общественных организаций.
В ходе
обсуждения проблем образования участники круглого стола, осознавая актуальность
и значимость проблемы духовно-нравственного воспитания для выхода страны из
состояния кризиса и роль образовательных учреждений в решении этой проблемы,
признавая высокую значимость конституционного принципа свободы совести, а также
положений Всеобщей декларации прав человека, согласились о следующем:
- считать
удовлетворительным и единственно приемлемым сегодня светский характер
государственной (муниципальной) системы образования в Российской Федерации,
который заключается в том, что никакая религия (или оккультно-мистическое
учение) не может устанавливается в качестве обязательной для преподавания в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, равно недопустимым
является и навязывание в школе атеистического и агностического взгляда на
религию;
- в рамках
целей и задач, решаемых государственной (муниципальной) системой образования,
основной целью и содержанием религиозного образования, изучения религии в
светской школе является приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям
традиционных религий России;
- в светских
образовательных учреждениях необходимо уделять большее внимание использованию
культурных ценностей традиционных религий, составляющих неотъемлемую часть
исторического и культурного наследия народов России;
- необходимо
осуществлять более тесное взаимодействие школы, управленческих структур системы
образования и традиционных религиозных конфессий России в духовно-нравственном
и гражданско-патриотическом воспитании детей, учащейся молодежи;
- нравственное
воспитание учащихся светской школы в системе ценностей традиционных религий
особенно важно сейчас, когда не видится иной альтернативы разнузданной
пропаганде бездуховности, цинизма, насилия и жестокости;
- традиционные
религии России могут сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике
губительных социальных пороков, поразивших современное российское общество -
пьянства, наркомании, половой распущенности, гражданской пассивности и
нравственного безразличия;
- учебные курсы
базового гуманитарного образования - истории и обществознания, словесности,
искусства должны опираться на духовное и культурно-историческое наследие
народов России, включать изучение памятников древнерусской литературы,
сочинений и материалов религиозной мировоззренческой направленности;
- преподавание
в государственной (муниципальной) школе в ранках биологии дарвиновского учения
о происхождении мира и человека должно предваряться обязательной информацией о
том, что это лишь одна из существующих точек зрения по данному вопросу.
Участники
круглого стола считают, что для совершенствования деятельности государственной
системы образования в современных условиях целесообразно:
- придать
проблеме духовно-нравственного воспитания и образования учащихся приоритетный
статус в системе задач национального образования в России;
- учитывая
имеющийся опыт религиозного образования, пересматривать и дорабатывать
содержание общеобразовательных, профессиональных и дополнительных учебных
программ с точки зрения включения в них ценностей отечественной духовной
культуры и традиционных религий;
- создавать
вариативные программы основного образования, прежде всего в области
гуманитарных учебных дисциплин, опирающиеся на традиционные мировоззренческие и
духовно-нравственные ценности народов России;
- разрабатывать
перспективные направления развития гуманитарного образования и воспитания в
Российской Федерации с учетом духовно-нравственных, религиозных и культурных
традиций народов России;
- проводить
совместно с традиционными религиозными организациями образовательные,
культурно-просветительские и иные мероприятия и реализовывать образовательные
проекты, направленные на духовно-нравственное, гражданско-правовое и
патриотическое воспитание учащихся;
- сотрудничать
с традиционными религиозными конфессиями в разработке содержания
образовательных программ по духовно-нравственному, патриотическому,
религиозному воспитанию и образованию, обучению здоровому образу жизни, прочих
учебных программ гуманитарной направленности;
- сотрудничать
с традиционными религиозными организациями в разработке вариативных программ,
учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам
гуманитарного цикла, воспитанию и образованию учащихся государственных
(муниципальных) образовательных учреждений;
- сотрудничать
с традиционными религиозными организациями в подготовке педагогических кадров.
Государство
должно обеспечить возможности реализации законных прав граждан на религиозное
образование в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях, а
также оказывать содействие, включая целевую материальную и финансовую помощь,
традиционным религиозным организациям в создании и деятельности
негосударственных общеобразовательных учреждений различного уровня, а также в
подготовке для них преподавательских кадров.
Учитывая
вышеизложенное, участники круглого стола считают необходимым подготовить
соответствующую законодательную базу, обеспечивающую возможность более
плодотворного сотрудничества учреждений государственных (муниципальных) органов
управления образованием и образовательных учреждений с традиционными
религиозными конфессиями в области духовно-нравственного, гражданско-правового,
патриотического и религиозного воспитания и образования населения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rel.org.ru/