Реферат по предмету "Педагогика"


Не "конфликтовать" с грамматикой

Не
"конфликтовать" с грамматикой.

"Лектор,
пропагандист, оратор (и вообще каждый, кто имеет дело со словом) - очень
ответственная "должность", - говорил А. В. Луначарский. - Ведь здесь
нередко даже небольшая погрешность может поколебать авторитет оратора, отбить
охоту слушать его: Хочу заметить, что крайне опасны, в частности, конфликты
докладчика, агитатора с нормами грамматики".

Анатолий
Васильевич, сам блестящий мастер слова, рассказывал также о том, с какой
иронией отнеслась аудитория к пропагандисту, дважды повторившему: "Следует
внести "коррективу".

К сожалению,
подобные нелады с грамматикой наблюдаются и теперь. В частности, в устных
выступлениях порой допускаются погрешности при склонении слов.

Не везёт в этом
отношении некоторым существительным мужского рода. "Мне кажется, - говорил
знаменитый педагог А. С. Макаренко, - ни на чём так не спотыкаются молодые
люди, как на носках, а ещё больше - на чулках и сапогах; да и с валенками тоже
не всегда у них всё благополучно". И объяснил: "Вы можете услышать:
то "пара сапог", то "пара сапогов", то "нет
чулок", то "нет чулков". С носками тоже дело не для всех ясно.
Ошибки в родительном падеже множественного числа этих существительных нередки в
устной речи и в настоящее время. Укажем правильные формы родительного падежа
множественного числа: чулок (не "чулков") и сапог (не
"сапогов"). Следует также говорить и писать: носков. Кстати заметим:
в именительном падеже единственного числа правильно: валенок, а не
"валенка".

Из двух
вариантов - апельсинов и апельсин (родительный падеж множественного числа,
например: килограмм апельсинов) второй считается разговорным; правильнее
апельсинов. Точно так же литературным признаются формы мандаринов и помидоров.

Не всем ясно,
как склонять некоторые существительные, имеющие только множественное число.
Правильно: очков ("несколько пар очков"), а не "очок",
сумерек ("в часы сумерек") и сумерок, а не "сумерков";
яслей ("строительство яслей"), а не "ясель".

Наряду с формой
граблей ("при помощи граблей") допустимо и грабель.

Грубые ошибки
приходится отмечать подчас при склонении слова бюллетень. Правильно: бюллетень,
бюллетеня (родительный падеж), а не "бюллетня", бюллетеню (дательный
падеж), а не "бюллетню", бюллетенем (творительный падеж), а не
"бюллетнем". Во множественном числе: бюллетени, бюллетеней,
бюллетеням, на бюллетенях.

В современной
речи конкурируют между собой две формы предложного падежа единственного числа
слов отпуск и цех: в отпуске и в отпуску, в цехе и в цеху. В наше время более
употребительны первые варианты: в отпуске, в цехе.

Не всегда
соблюдаются нормы литературного языка при склонении названий городов, если
перед названием населённого пункта стоит слово "город". В таких
случаях название города склоняется: в городе Рязани, а не "городе
Рязань", за городом Пермью, а не "городом Пермь".

Это же
относится и к названиям рек, если перед ними стоит слово "река": на
реке Припяти, а не "на реке Припять", за рекой Смотричем, а не
"за рекой Смотрич".

В
географических названиях, состоящих из двух слов, нужно склонять оба слова:
Новограда-Волынского, Новгорода-Северского.

Некоторых
затрудняет вопрос: как говорить и писать - два новых посёлка или два новые
посёлка; три старых деревни или три старые деревни; четыре застекленных окна
или четыре застеклённые окна? Рекомендуется для существительных мужского и
среднего рода в именительном падеже множественного числа после числительных
употреблять прилагательные (или причастия) в родительном падеже, а для
существительных женского рода - в именительном: два новых посёлка, три старые
деревни, четыре застеклённых окна.

Нередко
допускаются погрешности в отношении рода слов. Скажем о наиболее частых таких
ошибках. Рельс - мужского рода; форма "рельса" (женского рода), часто
употребляемая в разговорной речи, теперь считается устаревшей. Поэтому нужно
склонять так: рельс, рельса (родительный падеж единственного числа), рельсу
(дательный падеж), рельсом (творительный), на рельсе (предложный); родительный
падеж множественного числа - рельсов, а не "рельс".

Санаторий -
мужского рода; форма "санатория" (женского рода), существовавшая в
своё время, воспринимается уже как устаревшая. Туфля - женского рода (форма
"туфель", например, "новый туфель", свойственна просторечию).
Картофель - мужского рода: "свежий картофель", а не
"свежая". Кофе - мужского рода, а не среднего: чёрный кофе, а не
чёрное. Это слово несклоняемое (склоняется просторечный устаревший вариант
кофий). Зал - мужского рода; форма "зала" (женского рода) -
устаревшая.

Нарушением
нормы нужно считать такую форму множественного числа, как "договора"
("заключены договора") вместо договоры. Ещё более грубая ошибка -
"месяца" (именительный падеж множественного числа), например:
"за истёкшие месяца" с ударением на "а" (вместо месяцы).

Довольно часто
искажаются формы слов корректив и прерогатива. Первое существительное -
мужского рода (в родительном падеже - корректива, в дательном - коррективу, в
предложном - на коррективе; в родительном падеже множественного числа -
коррективов). Прерогатива - женского рода (в родительном падеже - прерогативы,
в дательном - прерогативе, в творительном - прерогативой, в предложном - на
прерогативе, в родительном падеже множественного числа - прерогатив; например:
новых прерогатив).

Здесь, вполне
понятно, рассмотрены далеко не все случаи, когда ораторы, докладчики
"конфликтуют" с грамматикой; мы остановились только на наиболее
частых из них.

В. Дашкевич.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusword.com.ua/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.