Психологическая
помощь в кризисных ситуациях
Кризисные
состояния - это особые выходящие за рамки повседневной жизни состояния,
бывающие в жизни каждого человека, возникающие как реакция на какие-либо
внешние или внутренние причины и обстоятельства, психические травмы.
Среди внешних
причин можно назвать ситуации утраты (или угрозы утраты) близких людей
родственников, работы и т.д.; ситуации невозможности достижения, обретения
чего-либо; ситуации насилия и др. К внутренним причинам можно отнести
возрастные и физиологические факторы, болезни, травмы.
Кризисное
состояние насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями:
подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, безнадежность,
одиночество и т.д. Человек находящийся в кризисе часто испытывает желание уйти
из жизни, которое в свою очередь нередко сосуществует с не менее сильным
желанием жить.
Многие чувства,
которые испытывает человек необычны для него и в обществе считаются
неприемлемыми. В результате человек чувствует себя "ненормальным" и
изолированным от общества.
Негативный
подход подразумевает кризисное состояние как психическое заболевание.
Воспринимая кризис как нечто болезненное, человек "бежит" от своих
переживаний, отвлекается, уходит в работу, принимает соответствующие
лекарственные препараты. Иногда это помогает. Однако в случае сильных
психических травм развиваются так называемые посттравматические стрессовые
расстройства, проявляющиеся через 0,5-1 и более лет.
Позитивное
определение кризиса подразумевает, что кризис - это не болезнь, а
"временный период психологического разнообразия, которое низвергается
внезапно и значительно изменяет жизнь человека". Естественное, что при
этом меняются внутренние и внешние ориентиры человека, его эмоциональное
состояние, а также то, что в период этой дезориентации человек очень часто не
может дать отчет о своих действиях (Дж. Каплан).
Позитивный
подход способствует продуктивному преодолению кризисного состояния; он
заключается в переживании человеком своего состояния (Ф.Е.Василюк), в
осознании, принятии и дальнейшей интеграции опыта, полученного в кризисной
ситуации.
В рамках
позитивной модели главная задача психотерапевта, педагога-психолога или другого
специалиста, оказывающего психологическую помощь, состоит в том, чтобы помочь
человеку, оказавшемуся в кризисной ситуации, осознать свои болезненные
переживания. Находясь рядом с этим человеком, буквально "проживая"
вместе с ним его ситуацию (А.Г.Лидерс), говоря о его чувствах как естественных
в этой ситуации, психолог избавляет своего собеседника от чувства
изолированности, помогает принять свой кризисный опыт и включить его в общий
жизненный контекст.
Возможность
осуществления этих задач имеет два основных аспекта. Первый аспект - это
наличие у специалиста соответствующих профессиональных навыков
("техник"), которые позволят ему выполнить свою задачу. Второй аспект
- вероятно, самый важный - внутренняя готовность специалиста обсуждать отвергаемые
обществом темы смерти, самоубийства, убийства, сексуального насилия и т.д.
Если первый
аспект в основном зависит от профессионального обучения, прохождения семинаров,
курсов и т.д., то второй аспект не может быть реализован без внутренней работы
специалиста как личности — осознания и принятия своих собственных чувств и
переживаний, связанных с "маргинальными" проблемами существования
человека. Это достигается прохождением тренингов личностного роста или
каких-либо других экзистенциально ориентированных тренинговых групп, а также
работой с супервизором.
В целом
соединение этих двух аспектов делает специалиста способным понять и принять
значимость переживаний обратившегося к нему человека, что в свою очередь
помогает человеку, находящемуся в кризисном состоянии, встретиться с самим
собой, с травмирующими обстоятельствами или воспоминаниями и превратить их в
источник новых ресурсов и жизненных ценностей.
Список
литературы
Дмитрий
Геннадьевич Трунов. Врач-психотерапевт, кандидат философских наук, член
Арт-терапевтической ассоциации. Психологическая помощь в кризисных ситуациях