Реферат по предмету "Педагогика"


Конспект урока по биологии - биосинтез белков

Конспект по биологии в 10 «Б» классе по теме:
Биосинтез белков.
Цель: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции.
Задачи:
- Образовательная. Ввести понятия гена, триплета, кодона, кода ДНК, транскрипции и трансляции, объяснить сущность процесс биосинтеза белков.
- Развивающая. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Тренировка пространственного воображения.
- Воспитательная. Воспитание культуры труда на уроке, уважения к чужому труду.
Оборудование: Доска, таблицы по биосинтезу белков, магнитная доска, динамическая модель.
Литература: учебники Ю.И. Полянского, Д.К. Беляева, А.О. Рувинского; «Основы цитологии» О.Г. Машановой, «Биология» В.Н. Ярыгиной, «Гены и геномы» Сингер и Берг, школьная тетрадь.
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, тестирование.
Ход урока. |I. |Тест по пройденному материалу. |5-7| | |Раздать листочки и варианты теста. Все тетради и учебники закрыты. | | | |1 ошибка при сделанном 10 вопросе это 5, при не сделанном 10-м – 4,|мин| | |и т.д. |. | |II.|Запишите тему сегодняшнего урока: Биосинтез белков. |5 | | |В клетке содержатся тысячи белков – какие-то денатурируют, какие-то|мин| | |заново создаются, а синтез некоторых в специализированных клетках | | | |нужен постоянно. Мы знаем что первичная структура белка – это цепь | | | |аминокислот, а ДНК – это цепь из нуклеотидов. Как же зашифрована | | | |информация о первичной структуре белка в ДНК? | | | |Вся молекула ДНК поделена на отрезки, кодирующие аминокислотную | | | |последовательность одного белка. Запишите: ген – это участок | | | |молекулы ДНК, в котором содержится информация о последовательности | | | |аминокислот в одном белке. | | |1. |Код ДНК. |10 | | |У нас есть 4 нуклеотида и 20 аминокислот. Как же их сопоставить? |мин| | |Если бы 1 нуклеотид кодировал 1 а/к, => 4 а/к; если 2 нуклеотида – | | | |1 а/к – (сколько?) 16 аминокислот. Поэтому 1 аминокислоту кодирует | | | |3 нуклеотида – триплет (кодон). Посчитайте сколько возможно | | | |комбинаций? – 64 (3 из них это знаки препинания). Достаточно и даже| | | |с избытком. Зачем избыток? 1 а/к может кодироваться 2-6 триплетами | | | |для повышения надежности хранения и передачи информации. | | | |Свойства кода ДНК. | | | |1) Код триплетен: 1 аминокислоту кодирует 3 нуклеотида. 61 триплет | | | |кодирует а/к, причем один АУГ означает начало белка, а 3 – знаки | | | |препинания. | | | |2) Код вырожден – 1 а/к кодирует 1,2,3,4,6 триплетов | | | |3) Код однозначен – 1 триплет только 1 а/к | | | |4) Код не перекрывающийся – от 1 и до последнего триплета ген | | | |кодирует только 1 белок | | | |5) Код непрерывен – внутри гена нет знаков препинания. Они только | | | |между генами. | | | |6) Код универсален – все 5 царств имеют один и тот же код. Только в| | | |митохондриях 4 триплета отличаются. Дома подумайте и скажите | | | |почему? | | |2. |Вся информация содержится в ДНК, но сама ДНК в биосинтезе белка |2-3| | |участия не принимает. Почему? Информация переписывается на и-РНК, и|мин| | |уже на ней в рибосоме идет синтез белковой молекулы. | | | |ДНК ( РНК ( белок. | | | |Скажите есть ли организмы у которых обратный порядок : РНК ( ДНК? | | |3. |Факторы биосинтеза: |2-3| | |Наличие информации, закодированной в гене ДНК. |мин| | |Наличие посредника и-РНК для передачи информации от ядра к | | | |рибосомам. | | | |Наличие органоида- рибосомы. | | | |Наличие сырья – нуклеотидов и а/к | | | |Наличие т-РНК для доставки аминокислот к месту сборки | | | |Наличие ферментов и АТФ (Зачем?) | | | | | | |III|Процесс биосинтеза. |5 | |. |Транскрипция. (показать на модели) |мин| |1. |Переписывание последовательности нуклеотидов с ДНК на и-РНК. | | | |Биосинтез молекул РНК идет на ДНК по принципам : | | | |-матричного синтеза | | | |-комплиментарности | | | |ДНК и-РНК | | | |А Т А | | | |Г Ц Г | | | |Т А У | | | |Ц Г Ц | | | |ДНК при помощи специального фермента расшивается, другой фермент | | | |начинает на одной из цепей синтезировать и-РНК. Размер и-РНК это 1 | | | |или несколько генов. И-РНК выходит из ядра через ядерные поры и | | | |идет к свободной рибосоме. | | |2. |Трансляция. Синтез полипептидных цепей белков, осуществляемая на |10 | | |рибосоме. |мин| | |Найдя свободную рибосому и-РНК продевается через нее. И-РНК входит | | | |в рибосому триплетом АУГ. Одновременно в рибосоме может находиться | | | |только 2 триплета (6 нуклеотидов). | | | |Нуклеотиды в рибосоме у нас есть теперь надо туда как-то доставить | | | |а/к. С помощью чего?- т-РНК. Рассмотрим ее строение. | | | |Транспортные РНК (т-РНК) состоят примерно из 70 нуклеотидов. Каждая| | | |т-РНК имеет акцепторный конец, к которому присоединяется | | | |аминокислотный остаток, и адаптерный конец, несущий тройку | | | |нуклеотидов, комплементарную какому-либо кодону и-РНК, потому этот | | | |триплет назвали антикодоном. Сколько типов т-РНК нужно в клетке? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Т-РНК с соответствующей а/к, пытается присоединиться к и-РНК. Если | | | |антикодон комплиментарен кодон, то присоединяется и возникает | | | |связь, которая служит сигналом для передвижения рибосомы по нити | | | |и-РНК на один триплет. | | | |А/к присоединяется к пептидной цепочке, а т-РНК, освободившись от | | | |а/к выходит в цитоплазму в поисках другой такой же а/к. | | | |Пептидная цепочка, таким образом, удлиняется до тех пор, пока не | | | |закончится трансляция, и рибосома не соскочит с и-РНК. На одной | | | |и-РНК может помещаться несколько рибосом (в учебнике рисунок в | | | |п.15). Белковая цепь поступает в ЭПС, где приобретает вторичную, | | | |третичную или четвертичную структуру. Весь процесс изображен в | | | |учебнике рис.22 – дома найдите ошибку в этом рисунке – получите 5) | | | |Скажите, каким образом эти процессы идут о прокариот, если у них | | | |нет ядра? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |IV.|Регуляция биосинтеза. |5 | | |Каждая хромосома в линейном порядке разделена на опероны, состоящие|мин| | |из гена регулятора и структурного гена. Сигналом для гена | | | |регулятора является либо субстрат, либо конечные продукты. | | |V. |Задачи. | | | |1.Найдите аминокислоты закодированные во фрагменте ДНК. | | | |-Т-А-Ц-Г-А-А-А-А-Т-Ц-А-А-Т-Ц-Т-Ц-У-А-У- Решение: | | | |-А-У-Г-Ц-У-У-У-У-А-Г-У-У-А-Г-А-Г-А-У-А- | | | |МЕТ ЛЕЙ ЛЕЙ ВАЛ АРГ АСП | | | |Надо составить фрагмент и-РНК и разбить на триплеты. | | | |2.Найдите антикодоны т-РНК для переноса указанных аминокислот к | | | |месту сборки. Мет, три, фен, арг. | | |VI.|Домашнее задание параграф 13,14,15. |1 | | | |мин|
Ключ к тесту по химическому составу клеток.
| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |5 |8 |с |в |а |а |в |в |в |В/а |а | | |11 |15 |С/а |а |а |в |в |а |в |в |с | | |12 |16 |с |а |в |а |с |в |в |в |с | |10 |14 |22 |в |с |а |а |в |а |а |в |а | | |17 |6 |с |а |в |а |в |а |с |в |в | |9 |13 |21 |с |а |в |с |а |а |в |с |а | | | |3 |а |с |в |с |В/с |в |с |с |в | | | |4 |в |с |а |а |с |в |в |а |а | |2 |19 |7 |в |с |а |с |с |с |а |а |в | |8 |1 |20 |с |а |в |в |в |а |а |а |в | |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.