Когда нужна экологическая оценка?Опыт отбора видов деятельности в Словацкой РеспубликеЗачемнужен отбор видов деятельности, проходящих экологическую оценкуБольшинствостран, создающих системы оценки воздействия намечаемой деятельности наокружающую среду и связанные с ними системы экологической экспертизы совокупноназываемые дальше системами экологической оценки, ЭО ,сталкиваются с проблемой отбора тех видов деятельности для которых проводитсяЭО .
С этойпроблемой сталкивается и Россия при разработке новых Основных Положений поОценке Воздействия. Представленный на обсуждение вариантОсновных Положений обходит этот вопрос стороной, предполагая неявно, чтооценка воздействия будет проводиться для всех видов деятельности, документацияпо которым проходит государственную экологическую экспертизу в соответствии с Федеральным законом Обэкологической экспертизе , то есть, проще говоря, для всех подряд
проектов,планов, программ, проектов законодательства и т.д. С одной стороны такоестремление требовать ЭО для максимально широкого круга видов деятельностиоправдано чем шире охват экологической оценки тем, вроде бы, строже , а значит лучше для окружающей среды экологическоезаконодательство. Многие страны поддаются такому благородному порыву и требуютпроведения ЭО для всех без исключения видов деятельности. С другой сторонысуществует по крайней мере две очевидные
причины воздерживаться от такого соблазна.Первая причина - чисто экономическая заставляя инициаторов всех подрядпроектов тратить деньги и время на экологическую оценку, мы создаемнеоправданные бюрократические барьеры для нового предпринимательства. Вторая,гораздо более серьезная, причина связана с тем, что устанавливая одинаковыестандарты проведения экологической оценки и для нефтяного терминала и длябензоколонки, мы совершаем одну из двух ошибок. Либо в том случае еслипредлагаемая процедура больше соответствует нефтяному
терминалу, чембензоколонке мы создаем закон, который заведомо невыполним, а значитизначально закладываем возможность уклонения от следования закону и неразрывносвязанной с этим коррупции. Либо в том случае, если предлагаемая процедурабольше соответствует бензоколонкам мы сознательно снижаем стандартэкологической оценки для действительно опасных проектов. Одним из очевидныхрешений этой дилеммы является проведение разных типов
ЭО для разных видовдеятельности, однако и здесь возникает ряд проблем. Мы не можем чрезвычайноусложнять законодательство, описывая многочисленные процедуры и методыотнесения проектов к многочисленным категориям. Настоящая статья рассматривает,как данная проблема решена в Словацкой Республике. Она написана на основезнакомство автором с законодательством этой страны, иными документальнымиматериалами и проведения письменного и устного опроса 10 ведущих специалистовСловакии
в области ЭО.Какпроисходит отбор в СловакииЗакономСловацкой Республики устанавливается четыре типа процедуры экологической оценки posudzovane vplyvov na zivotne prostredie индивидуальных проектов,линейных сооружений то есть дорог, трубопроводов и т.д проектов, имеющихтрансграничные экологические последствия и стратегических видовдеятельности то есть программ, национальных и региональных стратегий ипланов землепользования .
Выделение линейных сооружений в отдельную категориюоправдано тем, что утверждение данных проектов проводится в две стадии настратегическом уровне при выборе коридора и на местном уровне привыборе конкретного пути прохождения коммуникации внутри коридора. Эти стадиитребуют различных подходов к экологической оценке, привлечения различныхзаинтересованных сторон и т.д. Выделение трансграничных проектов в отдельнуюкатегорию диктуется особыми требованиями
Конвенции по трансграничнойоценке воздействия 1991 года , которая была ратифицирована Словакией.Наконец, стратегические виды деятельности обладают рядом особенностей, не позволяющейпроводить по ним, так сказать, стандартную экологическую оценку. Вчастности, стратегические решения зачастую не содержат детально проработаннойдокументации, не представляется возможным предсказать их точные экологическиепоследствия и решения по ним могут приниматься за пределами
формальныхпроцедур. Настоящая статья рассматриваеттолько процедуру отнесения индивидуальных проектов к объектам ЭО в Словакии.Законодательство Словакии содержит две категории видов деятельности. Перваякатегория содержит проекты, отнесенные к списку экологически опасных например,добыча угля в количестве превышающем 100 000 тонн в год или сооружения дляпереработки и хранения радиоактивных материалов . Экологическая оценка этихпроектов обязательна. Вторая категория содержит проекты, которые могут бытьпотенциально
экологически опасными например, добыча угля в количестве напревышающем 100 тонн в год или добыча и переработка асбеста . Для всех проектовиз этой категории заказчик готовит так называемое Намерение zamer , содержащеепредварительную экологическую оценку ее состав определен законом ипредставляет ее в Министерство Охраны Окружающей Среды далее Министерство .Министерство рассылает Намерение в заинтересованные организации и органы властитех районов, на которые
может оказать влияние предполагаемая деятельность,которые в свою очередь принимают меры по оповещению общественности иобеспечению ее доступа к тексту Намерения . На основе предложенийзаинтересованных сторон, местных властей и общественности и результатовпроцедуры отбора zidt ovacie konanie принимается решение онеобходимости проведения полномасштабной процедуры ЭО. Это решение должно, всоответствии с законом, учитывать следующие критерии тип и масштаб намечаемой
деятельности месторасположение активности устойчивостьэкосистем unosne zat azenie и наличие особо охраняемыхтерриторий значимость ожидаемых воздействий на окружающую среду письменные замечания представленные в Министерство.Для проектов, не входящих ни впервую ни во вторую категорию, как правило, экологическая оценка не проводитсяи заказчик не обязан посылать Намерение в Министерство. Однако еслиместные органы власти считают, что проект представляет экологическую опасность,
они могут направить в Министерство просьбу о рассмотрении возможностипроведения экологической оценки проекта. В этом случае Министерство запрашиваету заказчика информацию о проекте и принимает решение о том, необходимо липроведение полной экологической оценки. Министерство также может запроситьинформацию у заказчика на основе собственной инициативы, просьб местныхэкологических комитетов или других министерств. Известен ряд случаев, когдазаказчики проектов, не входящих в 1-ю и 2-ю
категории просили провестипроцедуру ЭО по собственной инициативе. Отметим, что все проекты вСловакии должны получать разрешение у местных экологических органов,подчиненных местным органам власти. Описанная система отбора проектов реальноработает в Словакии. Около 300 Намерений было представлено вМинистерство за последние 3-4 года с момента принятия Закона об экологическойоценке , по 1 3 из них и по некоторым дополнительным проектам было приняторешение
о проведении полномасштабной экологической оценки. Отвечая на вопрос онедостатках системы ЭО в Словакии, ни один из специалистов и представителейобщественных организаций не указал то, что ЭО не проводится в тех случаях,когда должна или проводится в тех случаях, когда не должна.Достоинствасистемы отбора в СловакииСистемаотбора проектов в Словакии обладает следующими достоинствами 1. гарантируетсярассмотрение экологических последствий всех
потенциально опасных проектов 2. гарантируетсяучет местных условий при принятии решений о проведении ЭО 3. принимаются мерыдля учета мнения общественности и заинтересованных сторон при принятии решенийоб отборе проектов 4. предварительнуюоценку воздействия проходит достаточно широкий круг проектов 5. не проводится ЭОпроектов, не представляющих экологической опасности и не вызывающих озабоченностиобщественности, однако такие проекты все равно лицензируются экологическимотделениями местных органов власти.
Какиемы можем извлечь урокиСистемаотбора проектов, отвечающая критериям 1-5 может быть принята в России помодели, аналогичной Словацкой. Такая система имеет большие шансы на выживание,так как ее эффективность опробована в пост-социалистическом обществе. ФункцииМинистерства окружающей среды Словакии могли бы выполняться как Государственнымкомитетом по охране окружающей среды для проектов федерального значения , таки его отделениями на местах. О.Черп
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |