Реферат по предмету "Наука и техника"


Научный метод познания. Антропный принцип

Научный метод познания. Антропный принцип

Волчкова В. Б.

Галилео
Галилей первым в основу научного знания положил незыблемый фундамент –
эксперимент. Ученый-богослов Исаак Ньютон построил на этом фундаменте классическую
механику. Совместными трудами многих ученых строилось здание современной
физики. Полезно вспомнить, что путь развития науки – это разработка гипотез –
рабочих моделей, огромное количество которых, выполнив свою функцию накопления
экспериментальных данных, были отброшены, как только появлялся хотя бы один
эксперимент, опровергающий данную гипотезу. На смену одному утверждению
приходило другое и так до становления теории, которая в границах своей
применимости могла объяснить все экспериментальные результаты.

Основные
понятия физики – пространство, время, материя, электрический заряд, магнитное
поле, поле тяготения и т.д., если задуматься, не ясны, и часто одно
определяется через другое. Например, поле – особый вид материи, обладающий
определенным набором свойств. Исчерпывающих представлений об этих понятиях не
существует. Законы природы, в отличие от юридических законов, существуют
независимо от человека, могут быть установлены человеком, но человек не может
их изменить или нарушить.

Все
теории имеют границы применимости, так как в основе каждой теории лежит
"модель". (Материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ
и т.д.)

Кроме
того, следует отдавать себе отчет, что теория следует за экспериментом. Теория
только тогда приобретает право на законное существование, когда она
подтверждена абсолютно всеми экспериментами, которые ставились в границах ее
применимости, достаточно одного "необъяснимого" факта, чтобы объявить
ее ошибочной. Тем не менее, в настоящее время многие рабочие гипотезы гордо
именуются теориями, даже когда их можно назвать только фантастическим романом,
особенно это часто встречается в астрофизике. По телевизору мы
"видим" как за секунды развиваются процессы, которые, по мнению
авторов реально происходили тысячи, а то и миллионы лет. Компьютерная графика
достигла огромных успехов, но достоверность этих "картин" близка к
нулю, они не подтверждены никакими экспериментальными фактами и существуют лишь
на бумаге, экране и умах их авторов.

Измерение
любой физической величины – это сравнение ее с некоторой величиной,
"принятой" за единицу. (Тема урока в седьмом классе.) Начиная изучать
физику, ученик должен уяснить и запомнить, что любое измерение не может быть
абсолютно точным. Т.е. "абсолютная точность" принципиально
невозможна. Физика – "точная наука" только внутри четко обозначенных
границ.

Закон
сохранения энергии никогда не нарушался в материальном мире, но откуда взялась
материя и весь наш мир – наука принципиально не может дать ответ. Человеку это
знание дано в Священном Писании, которое указывает нам последовательность
событий: Сотворение Земли, Солнца, Луны и звезд, отделения вод от суши,
возникновения обитателей вод и земли и, наконец, сотворения человека. Известно
из Божественных откровений и время сотворения мира. Вот тут и начинаются
кажущиеся противоречия между наукой и Писанием.
Антропный принцип

Наука
установила, что тот материальный мир, в котором мы живем, все в нем
существующее, определяется четырьмя видами взаимодействий: гравитационным,
электромагнитным, сильным и слабым.

Эти
взаимодействия определяют законы микро- и макромиров: от ядерных реакций и
строения атома до строения звезд и галактик. Интенсивность этих взаимодействий
можно оценить значениями так называемых констант связи, или констант
взаимодействия (иногда применяется термин мировые постоянные). Физики-теоретики
проанализировали возможные последствия изменения соотношений между константами
связи: оказалось, что практически любые изменения существующего соотношения
разрушают наш мир, и жизнь на Земле становится невозможной. Вселенная
"настроена" так точно, что малые изменения констант связи влекут за
собой катастрофические последствия.

Гравитационное
взаимодействие определяет движение планет в Солнечной системе и всей Вселенной,
структуру и, как следствие температуру звезд.

Электромагнитное
взаимодействие осуществляет связь электронов и ядра в атомах и связь между
атомами в молекулах и кристаллах.

Ядерное
взаимодействие определяет устойчивость ядер и процессы в недрах звезд и Солнца.
Будь оно на 2% слабее и не станет устойчивых связей нейтронов и протонов, т.е.
не будет ядер, атомов и т. д. Если же оно будет на 0,3% сильнее, то вместо
легких элементов водорода и гелия (два основных элемента во Вселенной) будут
преобладать тяжелые металлы.

Слабое
взаимодействие регулирует скорость радиоактивного распада, будь оно немного
меньше - во Вселенной не было бы нейтронов, а, следовательно, единственным
элементом был бы водород, т.к. ядра всех остальных содержат нейтроны.

Соотношение
между константами ядерного и электромагнитного взаимодействий не может
отличаться более, чем на одну миллиардную долю - иначе не смогут образовываться
звезды.

Не
менее точно согласованы между собой константы электромагнитного и
гравитационного взаимодействий. При отклонении их отношения в одну сторону,
существовали бы только малые звезды, а в другую - только большие.

Вернемся
из космоса на землю. Жизнь на Земле немыслима без воды, и оказывается, что вода
– соединение Н2О, обладает рядом уникальных, в том числе и аномальных свойств,
без которых жизнь на Земле была бы невозможной. (Указанные свойства
обусловлены, в частности, наличием водородных связей). Вода с точки зрения
химии – молекулярный гидрид кислорода (элемента VI группы периодической
системы). Гидриды других элементов VI группы серы, селена и теллура, Н2S, Н2Se,
Н2Te, в отличие от воды ядовиты и их температуры плавления и кипения, лежат в
области отрицательных температур, в диапазоне от –10 до -1000 С.

Вода
- одно из немногих веществ, которое при замерзании расширяется, поэтому лёд плавает
на воде, предохраняя водоемы от замерзания сверху в зимнее время. Еще одно
аномальное свойство, также предохраняющее водоемы от замерзания, состоит в том,
что при повышении температуры от 0 до 40 С плотность воды возрастает, а затем,
как обычно, уменьшается. Именно благодаря указанным аномалиям, а также огромной
теплоемкости воды и удельной теплоте кристаллизации в водоемах подо льдом
сохраняется жизнь. Кроме того, эти свойства "смягчают" смену времен
года, т.е. избавляют нас от наводнений и резких похолоданий.

Не
следует забывать, что вода – универсальный растворитель, благодаря чему в
клетках могут идти химические реакции.

Оптические
свойства водяного пара приспособлены к пропусканию излучения Солнца, максимум
которого лежит в области видимого спектра, и поглощению в земной атмосфере
обратного потока излучения Земли (максимум – в области инфракрасного
излучения). В результате температурный режим Земли существенно отличается от
режима других планет солнечной системы с огромными суточными колебаниями температуры.

Сохранение
жизни на Земле немыслимо и без ее аномально большого магнитного поля,
ионосферы, озонового слоя.

Этот
список, касающейся буквально всех аспектов жизни человека, можно продолжать и
продолжать, но главный вывод можно сделать и на основании приведенных данных.
Сформулируем его следующим образом: гармония мира и его приспособленность для
существования в нем человека прослеживается на всех уровнях: от характеристик
элементарных частиц, атомных ядер и атомов до скорости вращения Земли вокруг своей
оси, ее места в Солнечной системе и расширения Вселенной.

Когда
мы видим совокупность всех этих "совпадений", то возникает
уверенность, что это не случайно.

Для
человека, верующего в Творца, в его совершенную Любовь к Человеку в этом
"совпадении" нет ничего удивительного. Господь создал этот Мир,
"увидел, что он хорош", сотворил и "поселил" в нем
человека.

Удивительно
то, что огромное количество людей разделяет другую точку зрения: Вселенная
случайно обладает перечисленным набором свойств. Имеется множество миров, с
хаотическим разбросом параметров и большинство из них необитаемо. На Земле
случайно создались условия, совместимые с жизнью, возможно, что в других
Галактиках тоже есть разумные существа, поиски которых безрезультатно ведутся
многие годы. Если вспомнить о большом количестве фактов, свидетельствующих о
том, что возраст земли и Вселенной исчисляется тысячами, а не миллионами или
миллиардами лет, то удивление превращается в полное недоумение…

Каких
взглядов придерживаться, это дело выбора каждого свободного человека и не
стоило бы об этом даже говорить, если бы атеистическое мировоззрение нам
настойчиво не навязывалось идеологами коммунизма и глобализма и не объявлялось
частью научной картины мира.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проект планування території Шевченківської сільської ради Звенигородського району Черкаської області
Реферат Концепции управления персоналом
Реферат Биологические особенности и технология возделывания моркови столовой в Омской области
Реферат язык смс
Реферат Пишевари, Сеид Джафар
Реферат 1. Понятие гпп (предмет, метод, система, значение)
Реферат Методи регулювання трудової діяльності працівників. Коучінг
Реферат Корпоративная мифология как инструмент управления
Реферат Логистические системы в управлении предприятием
Реферат Линейно-функциональная система управления
Реферат Оружие и доспехи русского войска 9-16 вв
Реферат Менеджмент как наука и искусство, проблемы интеграции
Реферат Соотношение литературного языка и диалектов в ранних французских эпических памятниках
Реферат Методи ситуаційного аналізу в прийнятті управлінських рішень
Реферат Малые и средние инновационные предпринимательские структуры