РЕКОМЕНДАЦИИ
Предлагаемый ниже свод рекомендаций по восстановлению законных и разумных принципов лесопользования в дальневосточной тайге - не более чем попытка
суммировать и систематизировать предложения специалистов, представляющих разные этапы процесса, высказанные в разное время и в разной форме в ходе подготовки
данного анализа. Задачей данного раздела является не навязать кому-то новые или чуждые механизмы или модели, но помочь людям, ответственным за выработку и
принятие административных и хозяйственных решений, найти более оптимальные механизмы лесопользования и контроля лесного рынка.
Рекомендации сгруппированы по задачам, на решение которых нацелены те или иные мероприятия,
и могут быть адресованы в равной степени органам управления всех уровней и специально уполномоченным органами в области природопользования, охраны лесов и
общественного порядка. При этом авторы отдают себе отчет, что многие из поставленных ниже задач и мероприятий выглядят маловероятными исходя из
существующей жизненной реальности. В то же время, мы полагаем, что и в самой безнадежной ситуации не следует отказываться от попыток вновь и вновь
преодолевать неискоренимые и вечные общественные пороки, от стремления к улучшению общественного и нравственного здоровья и к сохранению жизненной
природной среды для будущих поколений.
В целях преодоления коррупции и взяточничества необходимо:
стремиться
к созданию атмосферы всеобщей и повседневной нетерпимости по отношению к
коррупции, взяточничеству и торговле нелегально заготовленным лесом;
добиваться
признания нелегальных рубок и торговли ворованным лесом, включая
пересортицу, занижение декларируемых цен и сортности - уголовными
преступлениями, предусматривающими соответствующее наказание и полное
лишение права на ведение заготовок и торговли лесом; взятки или под
контролем криминальных структур в основных лесных районах с привлеченем
специальных подразделений ФСБ и УВД федерального уровня;
установить
порядок, при котором средства от реализации секвестрованной древесины не
поступают в районные организации, а накапливаются на специальных фондах
субъектов Федерации и используются под контролем общественности на
финансирование межведомственных рейдовых бригад.
Для обеспечения обязательности соблюдения действующего природоохранного, лесного и уголовного закондательства необходимо:
возродить
уничтоженные и установить новые контрольные посты на ключевых транспортных
путях региона с привлечением общественности и всех заинтересованных
структур;
создать
межведомственные рейдовые бригады с участием представителей
природоохранной, лесной, охотничьей инспекций, органов внутренних дел и
общественности для регулярного контроля мест нелегальных рубок, наиболее
привлекательных для криминальных бригад;
организовать
инспекционные посты органов Лесной службы и Госкомэкологии в главных
экспортных пунктах региона;
установить
10-дневный временной разрыв между сроком подачи таможенной декларации и
реальным вывозом партии леса на экспорт для проверки законности
происхождения груза;
увеличить
размеры штрафов за незаконную порубку и перевозку древесины для устранения
материальной заинтересованности нарушителей;
организовать
обучение таможенного персонала умению отличать наиболее ценные породы от
потока, декларируемого по более общим признакам в соответствии с
таможенными правилами (ясень от других твердолиственных, кедр корейский от
сосны);
разработать
единую, обязательную для всех контролирующих органов форму документа, подтверждающего
законность заготовки, транспортировки, перепродажи и экспорта древесины;
повысить
степень зашитности провозных и разрешительных документов;
обеспечить
согласование разрешенных объемов экспорта по породам и территориям с
лимитами лесосечного фонда;
обеспечить
достаточное бюджетное финансирование всем инспектирующим,
лесохозяйственным и лесоустроительным органам;
стимулировать
и поддерживать инициативы общественных организаций, направленные на
мониторинг лесозаготовок и экспорта леса.
Во избежание злоупотреблений рубками ухода и санитарными необходимо:
законодательно
запретить получение выгоды от санитарных рубок и рубок ухода;
ликвидировать
все нормативные лазейки в правилах и наставлениях санитарных рубок и рубок
ухода, позволяющие применять вместо них многочисленные надуманные виды
лесохозяйственных мероприятий и дающие возможность получать пиловочник;
обеспечить
органы лесного хозяйства адекватным уровнем зарплаты и бюджетом для
устранения заинтересованности в дополнительных доходах от рубок ухода;
трансформировать
органы лесного хозяйства, исключив из числа их функций любые формы
лесозаготовок и хозяйственной деятельности.
Для уменьшения зависимости региона от экспорта круглого леса необходимо:
в
течение 5 лет поэтапно ввести полный запрет на экспорт круглого леса любых
пород;
немедленно
вести запрет на экспорт круглого ясеня, дуба и кедра корейского;
немедленно
и значительно повысить тарифы на экспорт круглого леса других пород;
создать
систему налоговых льгот для поддержки местных перерабатывающих мощностей
Для обеспечения населения корректной и общедоступной информацией о состоянии лесов необходимо:
отменить
гриф "ДСП" для таможенной информации об экспорте леса, сделать
ее доступной по запросам любых организаций и граждан;
предпринять
межрегиональные и межправительственные шаги для регулярного сопоставления
экспортных российских данных по лесоматериалам с данными стран-импортеров;
обеспечить
утверждение региональных лимитов лесосечного фонда и экспортных квот на
лесоматериалы только после общественного обсуждения и экологической
экспертизы; мпересмотреть и уточнить принципы и порядок отнесения
насаждений с содержанием ясеня и дуба к ясенево-ильмовой и дубовой
хозсекциям в лесоустроительных материалах юга Дальнего Востока с учетом
повышенной рыночной стоимости данных пород.
Для повышения информированности населения о нелегальных рубках и экспорте леса общественным организациям необходимо:
обнародовать
любую информацию о криминальных заготовках и экспорте леса в регионе в
любых средствах массовой информации;
распространять
среди потребителей российского леса в странах АТР информацию о негативных
последствиях нелегальных рубок и экспорта леса для таежных экосистем,
лесопромышленного комплекса и социально-психологической обстановки в
регионе Дальнего Востока;
оказывать
всяческое содействие инициативам государственных органов региона,
направленным на охрану лесов, пресечение незаконных рубок и экспорта
круглого леса.
Для становления практики неистощительного лесопользования на Дальнем Востоке зарубежные и международные организации
должны:
сконцентрировать
внимание на выполнении "Программы Лесных Действий" (FAP) стран
Большой Восьмерки в части пресечения незаконных рубок и экспорта в
дальневосточных лесах;
сделать
членство России во Всемирной Торговой Организации (ВТО) и кредитование
России по линии Международного Валютного Фонда (МВФ) прямо зависимым от
преодоления практики нелегальных рубок и экспорта древесины, прежде всего
в Сибири и на Дальнем Востоке;
нацелить
двусторонние и многосторонние программы поддержки лесного комплекса
России, такие как текущая программа Всемирного Банка и Агентства США по
Международному Развитию (USAID) на преодоление практики незаконных рубок и
экспорта леса в Сибири и на Дальнем Востоке;
пересмотреть
методики оценки и объемы расчетной лесосеки с целью стимулирования
практики неистощительного лесопользования и соблюдения правил рубок;
обеспечить
проведение оценки социально-экологических воздействий и экспертизы
торговых соглашений, которые Россия заключает на двустороннем и
многостороннем международном уровне, включая уровень ВТО и МВФ;
поддержать
внедрение независимой экологической сертификации лесозаготовок и древесины
в соответствии с принципами Лесного Попечительского Совета (FSC) в России,
Японии, Китае и Южной Корее;
развернуть
широкую кампанию среди потребителей лесоматериалов в Японии для пропаганды
продукции, заготовленной экологически неистощительными и законными
методами;
предпринять
серию усилий на международном уровне для более глубокого анализа и широкой
публикации данных об экологически и социально разорительных методах
лесозаготовок и торговли лесом в Сибири и на Дальнем Востоке России,
включая
анализ
криминальных механизмов.
А.Лебедев, Д.Ньюэл, Д.Гордон