Реферат по предмету "Муниципальное право"


Контрольная работа по муниципальному праву Вариант 2

Министерство образования Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского Государственного университета
юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ
ВАРИАНТ № 2
Выполнил: студентка 5 курса гр. ЮЗ-982
Пушкина М.М.
Проверил:
г.Новокузнецк – 2003 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е :
1. Виды муниципально-правовых норм 3 2. Схема «Система территориального общественного самоуправления». 7 3. Задача 10 Используемая литература 12
1. Виды муниципально-правовых норм
Муниципально-правовые нормы – правовые нормы, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:
1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.
Класссификация муниципально-правовых норм:
1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых отношений: . нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного самоуправления, принципов и функций местного самоуправления; . нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления; . нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного самоуправления; . нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления; . нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления; . нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления; . нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на: . управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения местного самоуправления; . обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать).
Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права; . запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать).
Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. . Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). . Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»).
4. По территории действия нормы муниципального права могут быть: . федеральными действуют на всей территории России); . муниципально-правовые нормы субъектов РФ; . локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах территории муниципальных образований
5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится нормы муниципального права: . муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской
Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах
Федерального Собрания РФ; . в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства
Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации; . в постановлениях Конституционного Суда; . в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования).
6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы материально-правовые и процессуальные. . Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. . Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок
(процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым инититутам.
Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу.
К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых институтов: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.
2. Схема «Система территориального общественного самоуправления».
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" рассматривает территориальное общественное самоуправление как одну из форм местного самоуправления. Одновременно, территориальное общественное самоуправление - это смешанная форма участия населения в местном самоуправлении, осуществляемая с помощью как непосредственных, так и представительных форм участия.
Территориальное общественное самоуправление населения – самоорганизация граждан по месту их жительства на территории муниципального образования для самостоятельной и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления[1].
Согласно ст.80 Закона «О местном самоуправлении в РФ» система территориального общественного самоуправления населения включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобное).
Система территориального общественного самоуправления населения
|Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального | |граждан, местные референдумы, иные |общественного самоуправления | |формы непосредственной демократии |населения (советы или комитеты | |(обращения граждан, нормотворческая |микрорайонов, жилищных комплексов, | |инициатива) |поселков, сельских населенных | | |пунктов; советы или комитеты улиц, | | |кварталов, домов и др. | |Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального | |граждан созываются местными Советами|общественного самоуправления | |и органами территориального |населения создаются по инициативе | |общественного самоуправления |граждан на основе их добровольного | |населения по мере необходимости. |волеизъявления. | |К компетенции общих собраний |Компетенция органов территориального| |(сходов), конференций граждан |общественного самоуправления | |относятся следующие вопросы: |населения определяется их | |- избрание органов территориального |положениями (уставами) с учетом | |общественного самоуправления |полномочий, передаваемых им местными| |населения и принятие положений |Советами и местной администрацией. | |(уставов) о них; |Местные Советы и местная | |- утверждение программ деятельности |администрация могут устанавливать | |органов территориального |сферы совместной компетенции с | |общественного самоуправления |органами территориального | |населения по социально - |общественного самоуправления | |экономическому развитию |населения по согласованию с ними, а | |соответствующей территории и отчетов|также перечень вопросов, решения по | |об их выполнении; |которым не могут быть приняты без | |- решение других вопросов, |согласования с органами | |относящихся к компетенции органов |территориального общественного | |территориального общественного |самоуправления населения. | |самоуправления населения, | | |затрагивающих интересы населения | | |соответствующей территории. | |
|Иные формы непосредственного | | |самоуправления: | | |1.Обращения граждан - эта форма | | |достаточно подробно регламентирована| | |в законодательстве, выделяют два | | |вида обращений: индивидуальные и | | |коллективные. По функциональному | | |критерию: предложения, заявления и | | |жалобы. В соответствии со ст.33 | | |Конституции РФ, правом на обращение | | |в органы местного самоуправления | | |обладают исключительно граждане РФ. | | |В региональном законодательстве это | | |право, как правило, предоставляется | | |также иностранцам и лицам без | | |гражданства. | | |2.Нормотворческая инициатива - под | | |этой формой понимается право | | |внесения проекта нормативного акта в| | |представительный орган местного | | |самоуправления. Региональное | | |законодательство закрепляет | | |различный кворум для такой | | |инициативы: | | |а.1% подписей от всех обладающих | | |избирательным правом и проживающих | | |на данной территории; | | |в.1000 подписей в поддержку | | |нормативного акта граждан, | | |проживающих на данной территории. | |
3. Задача
Определите с учетом признаков муниципального служащего какие из ниженазванных работников не являются таковыми:
. Мэр города,
. Прокурор,
. Судья,
. Нотариус,
. Заведующий юридического отдела городской администрации,
. Депутат городского Совета,
. Начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,
. Начальник цеха,
. Стенографистка,
. Адвокат
П.1 ст.2 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» дает понятие муниципальной службы.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Согласно ст.7 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
На основании этих признаков муниципальными служащими являются:
. Заведующий юридического отдела городской администрации,
. Начальник отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,
Не являются муниципальными служащими:
. Мэр города,
. Прокурор,
. Судья,
. Нотариус,
. Депутат городского Совета,
. Начальник цеха,
. Стенографистка,
. Адвокат
Используемая литература
1. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»
2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
3. Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 21.03.2002) «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
4. Игнатов В.Г., Рудсет В.В. Местное самоуправление в современной России.
- Ростов-на-Дону, 2001. – 416 с.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской федерации. –
М., 2001. – 552 с.
----------------------- [1] О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев. Муниципальное право РФ. – М., 2001. – С.82


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :