Музыка
барокко
Барокко живет в
музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах легкой музыки, в пресловутом «под
музыку Вивальди», в школьных нормах музыкального языка. Живы и развиваются
своими путями жанры, рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия,
соната, концерт, ария, вариации… Музыка барокко — огромная область
исполнительской практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от
клавирной музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы
Телемана. Многочисленны ансамбли старинной музыки. Настоящий бум
искусствоведческих и музыковедческих публикаций, продолжающийся более ста лет
(с появлением в 1888г. работы Г. Вельфлина «Ренессанс и барокко»). Отголоски
стиля барокко — «необарокко» — в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера,
Стравинского, Шостаковича, Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает
вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (недаром, риторический
вопрос — излюбленная фигура барочной риторики).
«Что смерть
благочестивым»
(фон
Хоффмансвальгау),
«Что молодость,
почет, искусность, блеск наград?»
(Грифиус),
«Что мне это
квинтэссенция праха?»
(Шекспир)
Антиномии эпохи
сосуществуют и в музыке:
1)
жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности («Времена
года» Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты Баха,
другие его произведения, кантаты Букстельхуде);
2) мажор и
минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);
3) гигантские
композиции («Страсти», Мессы, оратории…) и лаконичные номера;
4) чередование
разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);
5)
двойственность отношения к художественному пространству, ясность,
рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство
барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем —
подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается
фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по лабиринтам
пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести грешников. Фуга — как
приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном Суде, указывающий вниз,
после чего стремительное падение, крушение). Таким образом, мир физический
оказывается внутри человека. Человек и мир — одно. «Остановись, человек! Небеса
в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его там нет!» (Ангелиус Силезиус);
6) время,
отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко
— отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с
извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста:
время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время
вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на
неизменный бас, хоральные прелюдии…;
7) хаос —
порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно выделяется жанр
прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы эпохи, в то время
как остальные жанры жили и изменялись еще несколько столетий. Суть цикла в
противопоставлении двух принципов мышления: импровизация, непостоянство мира и
человека в 1 части и размеренность, упорядоченность, регулярность, монотонность
во второй.
В эстетике
барокко музыка определялась через точные науки с целью:
1) служения
Богу;
2) украшения
человеческой жизни.
«Музыкальная
композиция — это математическая наука, посредством которой составляется и
наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого
может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую очередь подвигнуть людей
к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы ею услаждать и давать
удовольствие слуху и душе»
Вальтер.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/