Рок-музыка в контекстах художественной культуры
Чижова И.А.
Как
часть массовой культуры второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. рок-музыка является
объектом неослабевающего внимания - споров, размышлений и исследований. Часто,
несмотря на стилевое многообразие, она рассматривается как некое внутренне
непротиворечивое целое, выполняющее в общем культурном контексте оппозиционную
роль. Такой подход к теме формирует представление о рок-музыке как внутренне
слабо дифференцированном пласте массовых жанров, развивающемся на периферии
художественной культуры .
Этот
облик не соответствует как внутрижанровой структуре рок-музыки, так и её
положению в современной художественной культуре. Причиной этому является
недостаточная исследованность той части рок-музыки, практика которой
опровергает утверждение как стереотипов внутреннего однообразия, так и внешних
культурных соотношений. Это приводит к неполноте знаний о современной
художественной культуре как процессе взаимодействия различных компонентов,
генезис которых лишь на первый взгляд противоречит возможности самого процесса.
Так,
в исследованиях формирования языка рок-музыки и традиций её исполнения
недостаточно раскрывается роль европейского музыкального искусства.
Происхождение и развитие рок-музыки связывают в наибольшей степени с
американскими негритянскими культурными источниками. Роль же элементов
европейской музыкальной культуры ограничивается фольклорными традициями или
заимствованными элементами популярных жанров прошлого и настоящего. Такой
подход противоречит сложившимся представлениям о специфике внутренних
взаимосвязей различных пластов в историческом процессе развития музыкального
искусства. Взаимодействие стилистических элементов бытовой и
"высокой", а также усвоение черт неевропейской музыки в истории
западноевропейского музыкального искусства и в прошлых веках создавало стимулы
дальнейшего развития этих жанров и являлось источником обогащения музыкальной
культуры. Подобные же процессы узнаваемы в способах усвоения элементов
музыкальной культуры классической традиции развивающейся рок-музыкой.
Выведение
рок-музыки за пределы художественной традиции и определение её только как
социального феномена затрудняет прояснение не только её художественных черт, но
и особенностей психологии восприятия рок-композиций. Существующие в этой
области исследования основываются прежде всего на методологии
социально-психологического подхода. В нём уравниваются особенности языка и
эстетические закономерности внутрижанровых и внежанровых связей разных стилей
рока, их близость или отдалённость от общего процесса развития современной
музыкальной культуры.
В
не малой степени объективность исследований рок-музыки затрудняется
особенностями слухового анализа её музыкальных текстов, не имеющих, как
правило, соответствующей нотной фиксации. Способы такого анализа формируются
при осознанности интегративной природы жанра и определяются особенностями
комплекса элементов культурно-исторического процесса формирования рок-музыки -
её стилистики, особенностей восприятия, междужанровых и межкультурных связей.
Черты
рок-музыки как части и результата интегративных процессов современной
художественной культуры наиболее ярко проявляются в практике направления
Progressive Rock. Его возникновение и развитие дают представление об
особенностях рок-музыки как полноправной части современной художественной
культуры:
-
как жанра массовой культуры ;
-
как области формирования своеобразного типа восприятия музыки её стилей ;
-
как отражения в современной культуре особенностей культурно-исторических
процессов взаимодействия массовой и академической музыкальной культуры.
В
приведённых ниже исследованиях Progressive Rock представлен в виде области,
наиболее успешно и убедительно представляющей рок в современной художественной
культуре. И не только как социо-культурный и психологический феномен, но и как
обладающую внутренним стилевым многообразием часть современной художественной
культуры. Также - как область непрерывного синтеза многочисленных, часто
значительно отдалённых по времени культурно-исторических и географических
элементов. Как результат развития ранних истоков рок-музыки (спиричуэлс,
блюзы), процесса взаимопроникновения их черт, непосредственно повлиявших на всю
музыку массовых жанров. Этот жанр представлен и как область многообразных
способов интеграции элементов музыкальных традиций чёрного блюза и
западноевропейской классики. Анализ и трактовка его музыки производятся с
учётом особенностей психологического воздействия. Для этого использованы
материалы нескольких областей за пределами собственно музыковедческого
исследования. Это:
-
психоделическая культура;
-
культурологические аспекты исследуемого материала;
-
область социокультурных исследований;
-
психология восприятия музыки;
-
психология сознания;
-
психология бессознательного;
-
возрастная психология;
-
трансперсональная психология;
-
художественная литература;
-
мифология;
Таким
образом, исследования в области массовой музыкальной культуры, особенностей её
исторического развития, социокультурных проявлений и художественной практики
призваны определить особенности процесса развития современной массовой
музыкальной культуры в интегративных связях с художественной культурой прошлого
и настоящего.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.artrock-cafe.ru