Реферат по предмету "Музыка"


Азербайджанская музыка. Фольклор

Азербайджанская музыка. Фольклор.

Культура
и искусство азербайджанского народа имеют многовековую историю. Фольклорная
музыка существует многие тысячелетия. Примерно к V тысячелетию до нашей эры
относятся обрядовые танцы типа "Яллы" (наскальные рисунки Гобыстана,
в 25 километрах от Баку, гора Гемигая близ Нахичевани). О богатой музыкальной
культуре Азербайджана свидетельствуют и литературные источники (народный эпос
"Китаби Деде Коркуд"), произведения корифеев азербайджанской
классической поэзии - Низами, Мехсети, Насими, Физули, Вагифа и других.

О
высокой музыкальной культуре азербайджанского народа также красноречиво говорят
и музыкальные трактаты выдающихся ученых Средневековья - Сафеддина Урмеви,
Абдул Кадыра Мараги, его сына Азиза, Нуреддина Мараги, Мирзы бея и других.
Глубокая древность азербайджанской народной музыки заложена в мугамах, ашугских
дастанах, теснифах. Другие жемчужины устной традиции - ренки, диринге,
гозеллеме, гошма, шикесте, кереми. История сохранила имена многих исполнителей
(ашугов): Сары-ашыг, Туфарганлы Аббас, Гурбанали, Алескер, Шамшир, Наджаф-Кули,
Асад. Среди певцов-ханенде прославились Саттар, Джафар, Харрат-Кули,
Гаджи-Гуси, среди исполнителей-таристов - Садых Асад оглы, Ширин Ахундов и
другие музыканты. Искусство народных певцов и музыкантов неизменно передавалось
из уст в уста, из поколения в поколение и, обогащаясь чертами профессионализма,
со временем становилось всенародным. В XX веке круг ашугского творчества
расширился. Богатое наследие ашугской поэзии публикуется многотиражными
изданиями ("Ашыг сеси", Баку, 1939 год; "Об ашугах в годы
войны", Баку, 1942 и 1947 года, "Чобан Эфган", Баку, 1955 год,
"Ашыглар", Баку, 1957 год и другие). Систематически издаются сборники
современных ашугских песен. Событиями художественной традиции в Азербайджане
стали съезды ашугов. В них участвовали Узеир Гаджибеков, Бюль-Бюль, Ниязи и
другие выдающиеся музыканты. Богатую и развитую область музыкального фольклора
Азербайджана представляют мугамы. Композиционные, структурные,
ладо-интонационные и ритмические особенности мугамов отшлифовались на
протяжение веков.

Самостоятельную
художественную ценность представляют составные части мугамного цикла, в
частности, теснифы. В части текста теснифы были связаны с классической
восточной поэзией, а в XX веке исполнители мугамов - ханенде стали использовать
в теснифах стихи высокого гражданственного и лирического звучания (С. Вургун,
С. Рустам, А.Вахид, Б. Вахабзаде, И. Сафарли и другие). Народным певцам -
ханенде принадлежит также большая заслуга в сохранении и популяризации
многообразных образцов азербайджанского народного песенного творчества:
обрядовых, трудовых, бытовых, лирических, героических, юмористических и
сатирических. Народные певцы создали множество новых песен. В XX веке большую
созидательную активность проявили знаменитые в республике певцы: Д. Карягды,
Г.К. Сарабский, Бюль-Бюль, З. Адигезалов и другие. В азербайджанском фольклоре
значительное место занимает поэтическая форма баяты. Научный интерес к
азербайджанской народной музыке и первые попытки нотной фиксации
азербайджанских народных мелодий относятся еще к XIX веку: "Азиатский
музыкальный журнал" (1816-1818), журнал "Иллюстрация" (1961),
газета "Кавказ" (1864), сборники "Материалы для описания
местностей и племен Кавказа" (1891, 1892, 1894, 1912). Особый интерес
представляет сборник тюркских песен, изданный в 1901 году видным
азербайджанским просветителем Гасан Беком Мелик-заде (Зардаби). О широком
интересе к азербайджанской народной музыки говорят и первые граммофонные записи
образцов азербайджанского фольклора акционерными обществами
"Граммафон" (Тифлис, 1906) и "Спорт реккорд" (Варшава,
1912). Вопрос о необходимости широкого изучения национально - самобытных особенностей
азербайджанской народной музыки поднимался в 20-е годы XX века Уз.
Гаджибековым, М. Магомаевым, З. Гаджибековым. В периодической печати они
доказывали важность значения музыкального фольклора на пути развития
профессионального композиторского творчества.

Сбор
музыкального фольклора Уз.Гаджибеков и М.Магомаев начинают еще в годы учебы в
Горийской семинарии. Позднее в 20-е годы XX века, Уз.Гаджибеков приступает к
изучению основ азербайджанской народной музыки, а М.Магомаев записывает большое
количество мелодий народных песен и танцев. В 1927 году выходит в свет сборник
"Азербайджанские тюркские народные песни". Следующим шагом в записи,
публикации и исследовании музыкального фольклора явилась деятельность
организованного в 1932 году научно-исследовательского кабинета музыки (НИКМУЗ),
руководимого прекрасным знатоком народной музыки Бюль-Бюлем. За 12 лет НИКМУЗ
проделал большую работу по собиранию и изучению народного музыкального
творчества. Активное участие в работе НИКМУЗа принимали композиторы и
музыковеды республики - Уз. Гаджибеков, Ниязи, К. Караев, С. Рустамов, Ф.
Амиров, Д. Гаджиев, З. Багиров, Т. Кулиев, М. Исмайлов и другие. Состоялись
экспедиции по сбору и записи музыкального фольклора в городах и районах
Азербайджана (Шуша, Шеки, Ленкорань, Гянджа, Казах, Куба, Хачмас и другие). В
них было собрано около 1.500 образцов народной музыки -мугамов, теснифов,
песен, ашугских напевов, танцевальных мелодий; 70 печатных листов ашугских
дастанов, текстов. Материалы экспедиций НИКМУЗа стали основой сборников,
"Азербайджанские танцевальные мелодии", "Азербайджанские
ашугские песни", "50 азербайджанских народных песен",
"Азербайджанские народные рянги" (С. Рустамов); "Азербайджанские
народные песни" (С. Рустамов, Т. Кулиев, Ф. Амиров и другие). В 40-е годы
XX века была начата подготовка к изданию ряда музыкально-литературных
сборников: "Фольклор в годы Великой Отечественной войны",
"Музыкальная культура Азербайджана с древнейших времен до наших
дней", "Вокальная культура Азербайджана", "Азербайджанский
музыкальный словарь" и других.

К
этому же времени относится издание музыкальных методических пособий -
"Школа игры на таре" (С. Рустамов), "Школа игры на кеманче"
(Д. Гасанова), начата подготовка к печати "Школы игры на балабане"
(Абдулалимов). В основу этих пособий лег азербайджанский фольклор. В архиве
НИКМУЗа в свое время были собраны ценные рукописи, как, например, запись мугама
"Шур" в исполнении Курбана Примова, которая была осуществлена Кара
Караевым. Были сделаны записи мугамов "Раст", разделов мугамов
"Сегях" и "Шур" (Ф. Амирова), осуществленные с напева
ханенде Билала Яхья. Большая заслуга в записи мугамов принадлежит композиторам
Ниязи, Т. Кулиеву, З. Багирову. Три сборника "Азербайджанские народные
рянги" (1964), "Азербайджанские ритмические мугамы" (1968) и
"Мугам, песня и рэнг" (1975) систематизировал и издал талантливый
тарист-педагог А. Бакиханов. В последующие нотные записи мугамов вошли
"Баяты-Шираз", "Шур", "Чаргях",
"Хумаюн", "Сегях Забул", "Рахаб" (записал
композитор Н. Мамедов с игры А. Бакиханова).
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.azeri.ws


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Holidays in Russia, Britain and the USA
Реферат Становление идивидуального стиля познавательной деятельности учащегося
Реферат Yellow Wallpaper Essay Research Paper The Yellow 2
Реферат Сервис в товарной политике предприятия 3
Реферат Соціальна філософія Ответы на екзамен 1-44
Реферат Договор финансирования под уступку денежного требования
Реферат История возникновения речевого этикета
Реферат Отраслевые особенности налогообложения на предприятиях по добыче драгоценных металлов (на примере ЗАО «НОДОК»)
Реферат Программы для обработки звуковой информации
Реферат Організаційно–господарські системи логістики
Реферат Протестное движение в колониальном Казахстане истоки мифологизации
Реферат Образование, наука и культура России в первой половине XIX века
Реферат Barbed Wire By Mary Emeny Essay Research
Реферат Особое производство в гражданском судопроизводстве
Реферат Хронологические рамки нового времени