Реферат по предмету "Музыка"


Святослав Теофилович Рихтер

Святослав Теофилович Рихтер
/1915—1997/

 «...Это был поистине великий день моей долгой
музыкальной жизни, да и не только моей... — заявила после встречи с пианистом в
Америке, в прославленном Карнеги-холл Розина Левина (учительница Вана
Клиберна). — Слушая Рихтера, я все время ловила себя на мысли, что присутствую
при исключительном явлении XX века».

Святослав
Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире. Вскоре семья переехала в Одессу,
где прошли детские и отроческие годы будущего артиста. Его отец — Теофил
Данилович — преподавал в консерватории и (был известным в городе музыкантом. В
свое время он закончил Венскую Академию музыки, и именно он дал своему сыну
первые уроки игры на фортепиано, когда мальчику было только пять лет. О матери
Рихтера, Анне Павловне, известно, что она была эрудированной любительницей
музыки.

Постоянно
заниматься с сыном отец не мог, поскольку был вынужден все свое время отдавать
занятиям с учениками. Это была обычная ситуация для семьи
музыкантов-профессионалов. Поэтому уже с девяти-десяти лет Святослав был
практически предоставлен самому себе. Лишь в течение недолгого времени он брал
уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. И эту свободу действий
мальчик использовал весьма оригинально: он начал играть все ноты, которые были
в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры. Постепенно Рихтер научился
играть любую музыку с листа и стал квалифицированным аккомпаниатором.

С
пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать самостоятельно:
становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при Доме моряка. После
окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в Одесской
филармонии. В это время Святослав разъезжал с концертными бригадами, аккомпанируя
различным музыкантам, и набирался опыта.

В
1932 году он переходит на работу в Одесский оперный театр и становится
помощником дирижера С. Столермана. Рихтер помогает ему на репетициях и в работе
с певцами, постепенно расширяя собственный репертуар. В мае 1934 года пианист
дает первый клавирабенд — сольный концерт — в Одесском доме инженеров, исполняя
произведения Ф. Шопена. Концерт прошел с большим успехом, но в то время юноша
еще не задумывался о том, чтобы профессионально учиться музыке.

Только
через пять лет, весной 1937 года, Рихтер наконец отправился в Москву поступать
в консерваторию. Это был достаточно смелый шаг, поскольку молодой исполнитель
не имел никакого музыкального образования. На приемном экзамене Рихтера услышал
выдающийся пианист Г.Г. Нейгауз. С этого дня Рихтер стал его любимым учеником.

О
первой встрече с двадцатидвухлетним музыкантом рассказал сам Генрих Густавович:

«Студенты
попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в
консерваторию в мой класс. — Он уже окончил музыкальную школу? — спросил я. —
Нет, он нигде не учился.

Признаюсь,
ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального
образования, собирался в консерваторию!.. Интересно было посмотреть на
смельчака.

И
вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым,
удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие,
мягкие, нервные руки и заиграл.

Играл
он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его
исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку.
Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант». После Двадцать
восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа.
И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще... С этого дня
Святослав Рихтер стал моим учеником».

Нейгауз
принял Рихтера в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого
слова. Как позже писал сам Нейгауз, учить Рихтера было нечему — нужно было
только развивать его талант. Рихтер на всю жизнь сохранил благоговейное
отношение к своему первому учителю. 1нтересно, что, переиграв чуть ли не всю
мировую фортепианную классику, он никогда не включал в программу Пятый концерт
Бетховена, считая, что не сможет сыграть его лучше своего учителя.

26
ноября 1940 года в Малом зале Московской консерватории состоялся дебют Рихтера
перед столичной аудиторией. В этом первом концерте он выступал вместе со своим
учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в Большом зале
консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь
музыканта-исполнителя.

«...Он
сумел «наверстать» упущенное в смысле достижения всеобщего признания, условно
говоря, за один вечер... — комментировала критика знаменательный ноябрьский
клавирабенд 1940 года, — в свои... двадцать пять лет был сразу воспринят как
законченный пианист мирового класса...»

Во
время войны Рихтер находился в Москве. При малейшей возможности выступал с
концертами. И ни на день не прекращал занятий. С июня 1942 года Рихтер
возобновляет концертную деятельность и буквально начинает «осыпать» публику
новыми программами. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам.
За два последних военных года он объехал почти всю страну. Даже государственный
экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале
консерватории. После этого выступления комиссия постановила выгравировать имя
Рихтера золотыми буквами на мраморной доске в фойе Малого зала консерватории.

Один
из концертов в Москве в Большом зале консерватории в 1944 году стал для него,
еще студента нейгаузовского класса — государственным экзаменом. Тогда и было
официально засвидетельствовано окончание им высшего музыкального учебного
заведения.

В
1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей. Он долго не хотел заявлять о своем участии в нем, так
как считал несовместимыми понятия музыки и соревнования. Но участвовать в
конкурсе он стал для того, чтобы укрепить преподавательскую репутацию своего
учителя Нейгауза.

Один
из очевидцев тех событий К.Х. Аджемов рассказывал: «Помню особую
настороженность публики перед выступлением Рихтера. Он заметно волновался.
Неожиданно погас свет. На эстраду вынесли свечи. Рихтер весь отдался
музицированию. Он играл две прелюдии и фуги из первого тома «Хорошо
темперированного клавира» Баха... Неторопливо раскрывалась гениальная музыка, в
служителе которой каждый присутствовавший чувствовал человека высокой души и
сердца... Исполнение запомнилось навсегда».

Рихтеру
была присуждена на конкурсе первая премия — ему и В.К. Мержанову, ученику С.Е.
Фейнберга. В дальнейшем Рихтер не участвовал ни в каких конкурсах. Кроме того,
он отказывался и от председательствования в жюри многих международных
конкурсов.

Последующие
годы он провел в беспрерывных гастролях. При этом постоянно расширялась
география концертных поездок. «Жизнь артиста превращается в сплошной поток
выступлений без отдыха и передышки, — пишет В.Ю. Дельсон. — Концерт за
концертом. Города, поезда, самолеты, люди... Новые оркестры и новые дирижеры. И
опять репетиции. Концерты. Полные залы. Блистательный успех...»

В
1950 году Рихтер выезжает на первые зарубежные гастроли в Чехословакию. Потом
следуют поездки в другие страны. Только после этого руководство «выпускает»
Рихтера в Финляндию. Его концерты проходят, как всегда, с триумфом, и в том же
году пианист совершает большую поездку по США и Канаде. И везде ему рукоплещут
переполненные концертные залы, именуют «гигантом», «самым значительным из всех
ныне здравствующих пианистов» и т.д. Критика все чаще заговаривает о «феномене
Рихтера»...

Секрет
стремительного взлета Рихтера заключался не только в том, что он обладал
уникальной широтой репертуара. С одинаковым успехом он играл Баха и Дебюсси,
Прокофьева и Шопена. Главное же его качество как исполнителя — это умение из
любого музыкального произведения создать неповторимый и цельный образ. Любая
музыка звучала в его исполнении так, как будто именно он сочинил ее на глазах у
зрителя. Это отметила одна из газет, скорбя о смерти великого маэстро: «Он был
посредником между людьми и Богом».

В
отличие от других пианистов, Рихтер умел раствориться в исполняемой им музыке.
В ней в полной мере раскрывалась его гениальность. Сам же маэстро говорил,
когда журналисты обращались к нему с просьбой об интервью (а на контакт с
прессой он шел весьма и весьма неохотно): «Мои интервью — мои концерты». А
выступать перед публикой музыкант считал святой обязанностью.

«Рихтер
— пианист удивительной внутренней концентрации, — писал о советском музыканте
один из зарубежных рецензентов. — Порой кажется, что весь процесс музыкального
исполнения происходит в нем самом...»

Как
считает Г.М. Цыпин: «Понять самое сокровенное в творчестве Рихтера-пианиста
можно лишь в том случае, если ощутить вибрацию тончайших нитей, связывающих это
творчество с индивидуально-личностным миром Рихтера-человека. Только так, зная
и помня об этих нитях, вслушиваясь в их таинственное, но всегда различимое
«звучание», можно прийти к объяснению хрустальной чистоты и возвышенности
искусства замечательного пианиста, рассмотреть первоистоки подлинно эллинской
гармонии и строгого душевного целомудрия его исполнительских трактовок, их
гордой артистичности и одухотворенного интеллектуализма. Всего того, что в
конечном счете находит выражение в бескорыстном, поистинe альтруистическом
отношении Рихтера к Музыке. Того, что сообщает высокую морально-этическую
ценность его исполнительству».

На
протяжении многих лет рядом с Рихтером находилась его жена — певица Нина
Львовна Дорлиак. Когда-то она выступала с собственными концертами, но оставила
сцену и стала известным музыкальным педагогом. Сам Рихтер никогда не имел
учеников. Вероятно, у него просто не было времени, а может быть, причина в том,
что гениальности научить нельзя.

О
разносторонности таланта, напоминающей гениев эпохи Возрождения,
свидетельствует и увлечение Рихтера живописью. Всю жизнь он собирал картины и
даже сам писал маслом. В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских
работ Рихтера. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также
передана в музей. Надо сказать также, что в 1960-е—1970-е годы Рихтер устраивал
в своем доме художественные выставки представителей неформальных течений.
Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева.

«Одно
слово необходимо, когда рассказываешь о нем: бескорыстие, — пишет соученица
Рихтера по нейгаузовскому классу в консерватории В.В. Горностаева. — Во всем,
что делает Рихтер, всегда поражает полное отсутствие утилитарных целей... В
общении с ним немыслимы пошлость, вульгарность. Он умеет игнорировать, как
нечто чуждое и неинтересное, все проявления суетности в человеке».

Рихтер
был организатором и бессменным участником регулярных летних музыкальных
фестивалей во Франции, а также знаменитых Декабрьских вечеров в московском
Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Итальянском дворике которого в
августе 1997 года Москва прощалась с величайшим пианистом XX века.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://musicinf.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Искусство кинорежиссера Педро Альмодовара и культурный мир испанского барокко
Реферат Das weiЯrussische Land
Реферат Построение моделей развития России и направления ее реформирования
Реферат When I Have Fears
Реферат Cancer Essay Research Paper I can still
Реферат Пелагея Опальные рассказы
Реферат Определения места и роли института участковых уполномоченных милиции в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Реферат Структура и состав современного культурологического знания 2
Реферат Место и роль САР в разрешении арабо-израильской проблемы после операции ВС США в Ираке в 2003 г.
Реферат Babe Didriksen Zaharias Essay Research Paper Mildred
Реферат The Taiga Biome Essay Research Paper Between
Реферат Rectify The Situation Essay Research Paper Rectify
Реферат Вторичные энергетические ресурсы
Реферат Контрольная работа по дисциплине «Английский язык»
Реферат Програма контролю знань з дисципліни "Системне програмування та операційні системи"