Троицкое-Голенищево
Даром мысленного оживления прошлого и знанием его надо
обладать, чтобы представить в нынешнем неприглядном пейзаже у Мосфильмовской
улицы раскинувшееся у слияния двух рек - сетуни и Раменки - богатое патриаршее
село Троицкое-Голенищево. От него осталась лишь одна церковь, к которой можно
пройти внутрь квартала у дома №18 на Мосфильмовской улице. Там, в глубине
застройки стоит церковь во имя Живоначальной Троицы - стройная и несколько
суровая композиция, основой которой являются шатровые формы двух приделов и
главной церкви, воздвигнутой на массивном основании четверика с закомарами.
Этим формам вторит и шатровое завершение более поздней колокольни.
Село прославилось в русской истории тем, что оно было
местом пребывания одного из самых образованных наших иерархов, митрополита
Киприана. Он любил эти места, недальние от Москвы и в то же время спокойные,
покрытые густыми, вековыми лесами. Точное место киприановского загородного
дворца неизвестно, но есть летописное упоминание о том, что он стоял у впадения
Раменки в Сетунь, то есть, примерно там, где ныне поставлена часовня при жилом
комплексе "Золотые Ключи", который находится у автобусной остановки
Каменная плотина на Минской улице. Название остановки - все, что осталось от
деревни под тем же названием. Известие о том, что именно тут жил митрополит
Киприан, содержится в "Степенной книге царского родословия":
"Пребывая в своем селе на Голенищеве, между двою рек, Сетуни и Раменки, идеже
тогда бысть оба полы лес мног, иде же есть церковь Василия Великого, Григория
Богослова, Иоанна Златоустого, и пребыва тамо, Епископы и Попы ставляше, иде же
и книги своею рукою писаше, и многия святыя книги с Греческого языка на Русский
язык преложи, и довольно писания в пользе нам остави, и великого Чудотворца
Митрополита всея Русии, житие написа".
Здесь он построил себе дворец и свою
"опришную" церковь рядом, освященную во имя Трех Святителей. Тут он
"любяше часто приходити и пребывати на деле книжного писания, бе бо место
тихо и безмятежно и покойно". Здесь митрополит Киприан "и разболевся
лежаше неколико дний дондеже и преставися". Скончался он 16 сентября 1406
г., отсюда его провожал "честно весь град" до Успенского собора в
Кремле, где его и похоронили. За четыре дня до смерти Киприан написал грамоту
"незнаему и страннолепну, яко прощальну", которую он просил прочесть
при своем погребении:"еже и бысть, еже и сотвори преподобный епископ
Григорей ростовский, прочте ю всегласно, да услышена бует во уши всего народа.
И внегда чтущу ему, тогда многих от предстоящих на слезы подвижа". В своем
предсмертном письме Киприан сказал, что основное в жизни - оставить после себя
духовное наследие в научение людям. По замечанию Забелина, "вот еще когда
была глубоко понятна (на берегу глухой Сетуни) истинная цена науки и
литературы, истинная цена человеческой духовной деятельности".
И после митрополита Киприана эти места продолжали быть
любимой резиденцией московских митрополитов. Так, в 1474 г. митрополит Геронтий
выстроил ниже по реке Сетуни церковь Иоанна Богослова и дворы "срядил и с
теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил".
Известно, что в начале XVII века здесь уже находится
деревянная Троицкая церковь
с приделом св.
Леонтия чудотворца, которую вскоре заменило каменное здание, существующее без
особых изменений и поныне: "Марта 19 (1644г.) по указу великого господина
св.Иосифа патриарха Московского и всея Русии и по уговорной записи, какова
взята в нынешнем во 152г. марта в 16 день, каменных дел подмастерью Лариону
Михайлову Ушакову, что ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с
пределы, а делать та церковь по указу и по чертежу государева подмастерья
Антона Костянинова, каков он свое чертеж дал к тому церковному строению, по
уговору на каменное церковное дело первых задаточных денег сто рублев
дано".
План
церкви почти идентичен церкви в Медведкове: главный храм на уровне
абсиды имеет два придела по сторонам и окружен с запада и юга галереей. В 1660
году были построены трапезная и колокольня. В 1812 г. церковь была сожжена и
вместе с северным приделом обращена в конюшню. В южном приделе во имя св.Ионы
митрополита, уцелевшем от пожара, в иконостасе находился замечательный по
древности образ святителя Ионы с деяниями, писанный в начале XVII века; в числе
деяний - исцеление дочери великого князя Василия Дмитриевича и исцеление
неверовавшего боярина Василия из рода Кутузовых, которые присвоили впоследствии
себе прозвание Голенищевых, соименное этому селу. Под трапезной и северным
приделом находятся подвалы, где, как говорят, погребены тела усопших. Храм
обновлялся в 1898-1902 годах. По воспоминаниям старожилов, в храме и приходе
особо чтили св.Киприана. Здесь в 1921 г. служил Патриарх Тихон, в 1922 г. -
дважды митрополит Трифон, в 1923 г. - митрополит Петр (Полянский).
Храм был закрыт в 1939 г. Антиминсы приделов
священомученника Агапия и митрополита Ионы перенесены в ближайшую действующую
церковь Троицы в Воробьеве, где освящен впоследствии приставной к главному
престол свв.Агапия и Ионы. Иконостас взял С.Эйзенштейн для съемок фильма
"Иван Грозный", после чего он пропал. В 1966 г., по записи М.Л.
Богоявленского, в храме находился склад сырья и готовой продукции 3-й
картонажной фабрики Управления специальных предприятий, применяющих труд
инвалидов. Храм имел грязный, заброшенный вид. Над ним стояли леса и начат был
ремонт. В 1970 г. лесов уже не было, но шатровый купол над церковью так и не
был покрыт железом. Вокруг стоял забор, на восточной стороне располагалась
проходная. В конце 70-х склад из храма был выведен, здание пустовало -
пристойного арендатора никак не удавалось отыскать. В проходной сидел один
старый сторож. Затем храм забрал склад Гостелерадио, в 1987г. включивший также
переехавшую с ул. Дзержинского 26 нотную библиотеку бывшего радиокомитета,
прежде "Радио Коминтерна", с ценной коллекцией рукописей. В 1990 г.
был возбужден вопрос о возвращении храма верующим - зарегистрирована община и
уже назначен настоятель о. Сергий Правдолюбов. Ждали только переезда архива. В
январе 1991г. верующие еще вынуждены были проводить молебны под стенами своего
храма. 7 января 1992г., на Рождество Христово, служба была уже внутри церкви.
После уничтожения Патриаршества село было отдано в
казну и подарено Петром II своему фавориту князю Ивану Долгорукову, но после
неожиданной смерти Петра время Долгоруких кончилось, они потеряли все, что
имели: имущество их было конфисковано, Троицкое-Голенищево опять перешло в
казну и с того времени им управляло ведомство Коллегии экономии. По описи 1752
г. здесь был "дворец, а в нем палаты каменныя в один апартамент с крыльцом
прихожим на четырех столбах, с шатровым верхом, палата скаетрная черная, палата
посольская, где живал посольский старец, казенная палата. над вышеписанными
палатами каменными деревянныя в два апартамента были кельи святейшего
патриарха". Дворец окружали каменные стены с угловыми башнями. На южной
стороне храма находился Патриарший сад. От церкви и поповского луга на 3 версты
простирались пруды с рыбой. Эту обитель неоднократно посещали Государи.
Во время чумной эпидемии в 1771 г. в уже старом
патриаршем дворце устроили карантин "для сумнительных людей, кои в одном
покое с зараженными жили". В XVIII веке в село проникают фабрики: в
середине века Синод отдает часть земли содержателю полотяной фабрики Василию
Чурашеву, "доколе на той земле фабрика стоять будет". Судя по
исповедным церковным ведомостям в 1800 г. у селя находился кирпичный завод,
называвшийся Усть-Сетуньским, и вокруг него Устинская слободка. Однако большее
развитие фабрики поучили в следующем веке: так в 1876 г. тут числятся
суконноотделочное заведение Досужева и кирпичный завод Байдаковых.
Перед реформой 1861 г. жители Троицкого-Голенищева
были государственными крестьянами и после реформы село быстро развивалось: по
сведениям 1852 г. в нем насчитывалось 90 дворов с 340 жителями, в 1869 г. - 131
дом с 700 жителями. Ближе к Москва-реке, на высоком ее берегу, располагалась
слобода потылиха или, как ее иногда называли, Батылиха. В 1869 г. в ней
насчитывалось 17 дворов с 73 жителями и работали три фабрики - две платочные и
одна суконная. В 1927 г. в слободе стали строить кинопавильоны, ставшие основой
крупнейшей в России студии "Мосфильм".
Само село Троицкое-Гоенищево полностью снесено.
Древняя церковная ограда уничтожена. Здание церкви стоит на государственной
охране под № 379. Внизу был Ионинский святой ключ, ныне расчищенный.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://lesebuecher.pisem.net