Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра
И.А.Прокофьева, кандидат архитектуры В.Л.Хайт,
член-корреспондент РААСН
В
XIX веке архитектура Москвы обогатилась новым типом общественного сооружения -
пассажем, основа которого - протяженное торгово-пешеходное пространство со
светопрозрачным покрытием. Построенные по западным образцам, московские пассажи
быстро, учитывая здешний климат, приобрели популярность и значительно обогатили
как торговую, так и пешеходно-коммуникативную сеть центра города.
В
связи с тем, что в XIX веке во всех крупных европейских городах исторические
центры уже были осознаны как культурная ценность, новое строительство для
современных функций в главных городских районах не должно было нарушать
особенности их застройки, а органически включиться в нее, сделать ее более
целесообразной. Этой задаче наиболее отвечал именно пассаж. Объединяя две (а
иногда более) магистрали или площади, он представляет собой симметричную улицу,
доступную только пешеходам и защищенную от непогоды. Фасады магазинов,
выходящие в застекленный проход, симметричны и одинаковы на всем протяжении,
что отличает пассаж от обычной коммерческой улицы.
Симметрия
и регулярность, лежащие в основе архитектурно-планировочного решения пассажа,
порождены господствовавшим в XIX веке мнением, что именно они придают
парадность любому общественному сооружению.
Горожане
называли пассаж "улицей, заключенной в стекло". Здесь можно было
гулять, отдыхать в кафе или ресторане, делать покупки, назначать встречи с
друзьями, просто укрыться от непогоды или использовать галерею пассажа для
кратчайшего прохода из одного оживленного пункта к другому. В результате такой
тип сооружения явился калейдоскопическим отражением всей полноты городской
жизни.
Первый
пассаж - Галери де Буа - был построен в 1788 году в Париже, во дворце
Пале-Рояль. Однако он еще не имел стеклянного покрытия. Свет попадал в галерею
через небольшие квадратные проемы, расположенные под самой крышей (принцип базиликального
освещения). Сплошное стеклянное покрытие впервые появилось в 1808 году над
парижским пассажем Делорм. К середине XIX века во французской столице
насчитывалось уже более двадцати пассажей. Тогда же идею подхватили архитекторы
других стран, причем они стремились превзойти парижан масштабами и
грандиозностью и создать "свой собственный Пале-Рояль". За довольно
короткий срок пассажи появились практически в каждой столице, став символом
процветания и благополучия.
Галерея
Витторио Эммануеле II, построенная в 1877 году в Милане, - одно из наиболее
значительных сооружений этого типа. Ее проходы, соединив две центральные
площади, открывались в городское пространство высокими арками, не имеющими
дверей (которые в более суровом северном климате необходимы), и поэтому
походили на парадные городские улицы.
В
Москве с 1835 по 1913 год было построено десять торговых пассажей: Галерея
Голицына (1835-1839), Солодовниковский (1862-1884), Александровский (около
1865), Джамгаровский (1870-1877), Алексеева (1873), Лубянский (1882-1885),
Тверской (1887-1895), Верхние Торговые ряды (1889-1894), Петровский (1904-1906)
и Голофтеевский (1912-1913).
Родоначальницей
здесь можно считать Галерею Голицына, возникшую на месте проезда между улицами
Петровкой и Неглинной. Это было двухэтажное здание с одним проходом, покрытым
двухскатной стеклянной крышей, и двумя симметрично расположенными рядами
магазинов.
В
середине 70-х годов XIX века рядом с Галереей Голицына появились
Солодовниковский и Александровский пассажи, которые образовали большой
общественно-торговый комплекс с удобными коммуникациями.
Вскоре
по соседству, на Кузнецком мосту, был возведен значительный Джамгаровский
пассаж (архитектор А.Резанов). Он оказался вдвое выше окружающей застройки и
поэтому многие годы являлся композиционной доминантой улицы. Сквозной проход,
устроенный в 1879 году, превратился в одну из важнейших пешеходных артерий
центра города.
Верхние
Торговые ряды (архитектор А.Померанцев, инженер В.Шухов), расположенные на
Красной площади, занимают особое место среди своих собратьев: это пример
взаимодействия европейской традиции строительства пассажей и отечественной
традиции строительства торговых рядов.
Петровский
пассаж (архитектор С.Калугин), названный современниками произведением
"стеклянной архитектуры", относится к числу сооружений, в которых
воплотились все основные характерные градостроительные и композиционные идеи
пассажа. В 1903 году на территории планируемого строительства насчитывалось 27
в основном каменных объектов. Появление на их месте большого здания с
проходами, соединившими улицы Петровку и Неглинную, заметно улучшило общую
картину застройки. В 1996 году Петровский пассаж был реконструирован и
отреставрирован. К сожалению, впоследствии арендаторы во многом нарушили его
планировочную структуру и отделку, в частности закрыли большинство столь важных
поперечных связей между линиями.
Голофтеевский
пассаж (архитектор И.Рерберг), возведенный из железобетона, стекла и металла на
месте Галереи Голицына, - последнее сооружение этого типа, появившееся в Москве
в начале ХХ века. К тому времени район улиц Петровка, Неглинная, Пушечная,
Кузнецкий мост, объединенных сквозными пассажами, представлял собой крупный
пешеходно-торговый узел Москвы, который мало в чем уступал подобным районам
Парижа, Милана, Берлина.
Удобство
и эффективность архитектуры "больших пространств", наиболее ярко
представленной пассажами XIX-XX веков, - вне сомнения. Сегодня в
градостроительстве наблюдается тенденция разделения транспортных и пешеходных
территорий, создания комфортабельных пешеходных зон, отделенных от магистралей
и защищенных от неблагоприятных погодных условий. В этом смысле архитектура
"больших пространств" имеет широкие перспективы развития. В последние
десятилетия почти все вновь строящиеся городские и большинство загородных
торговых центров в зарубежных странах компонуются на основе пассажей
(единичных, параллельных и пересекающихся) и их расширений в виде атриумов. В
процессе реконструкции исторической застройки создаются целые системы пассажей,
как, например, в Гамбурге. Здесь и пешеходные проходы, и мелкорозничная
торговля, а на пересечениях и разветвлениях - места выступлений небольших
эстрадных групп, детских коллективов, молодежных "тусовок".
Корпуса
Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными
странами на Краснопресненской набережной соединены внутренними улицами,
перекрытыми стеклянными сводами и раскрывающимися во внутренние же
"площади" - атриум и просторные вестибюли. Плотность функций и
пешеходных потоков современных городов настоятельно требует развития сети
пешеходных трасс в дополнение к существующей уличной сети, что во многом может
быть реализовано путем создания пассажей - особенно в условиях реконструкции.
Не случайно пассажи играют все более заметную роль в структуре центра Москвы:
галерея "Актер", полуподземный "Тверской пассаж" у
западного входа станций метро "Пушкинская" и "Тверская";
фактически пассажами (без светопрозрачного покрытия и с односторонним
размещением магазинов) являются многие подземные пешеходные переходы; пассажи
организуют пространство торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади;
современными стеклянными переходами-пассажами стали торгово-пешеходный мост
"Багратион", ведущий на территорию будущего делового центра
Москва-сити, и пока не оборудованный в торгово-развлекательном отношении
пешеходный мост - бывший железнодорожный, а ныне пешеходный Андреевский,
передвинутый вниз по течению Москвы-реки и соединивший Фрунзенскую набережную с
ЦПКиО имени Горького. Таким будет и передвинутый к Киевскому вокзалу
Краснолужский мост.
Но
это только начало. Следует основательно продумать использование и застройку
значительной части московских дворов с организацией проходов через них в виде
пассажей; ряд торговых улиц стоит перекрыть стеклянными сводами. Одним из
первых шагов должно стать воссоздание Джамгаровского пассажа между старинными
торговыми улицами Кузнецкий мост и Пушечной. Целесообразно восстановить
исторические объем и структуру ЦУМа с вводом новых, частично уже
запроектированных пассажей на месте Солодовниковского и Голофтеевского.
Пассажи
в традиционных торгово-общественных зонах центра Москвы следует располагать в
основном в направлении существующей цепочки проходных дворов: от площади
Пушкина до Глинищевского переулка и дальше - до открытого двора,
раскрывающегося аркой к памятнику Юрию Долгорукому. Перспективны традиционные
пешеходные направления от Столешникова через Дмитровский переулок и Кузнецкий
мост до Большого театра, от площади Революции до улицы Никольской, от Пятницкой
до Ордынки и другие. Стоит превратить в пассаж часть застраиваемого внутреннего
двора гостиницы "Москва".
Авторы
считают, что обширная сеть пассажей, с активно освоенным подземным
пространством, значительно обогатит функциональное содержание и архитектурный
облик исторического центра Москвы; новые же торговые комплексы на окраинах
необходимо изначально проектировать на основе пассажей-"моллов".
Как
видим, перспективы у этих общественных сооружений - большие.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://asm.rusk.ru/