Реферат по предмету "Менеджмент"


Принципы работы руководителя высшего звена

Принципы работы руководителя высшего звена

Раис Ахметович Фатхутдинов, доктор экономических наук,
профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных
технологий и предпринимательства.

Принцип
— основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления
в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры
и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.

Руководитель
(менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию,
спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее
реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать
управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед
руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому
неправомерно к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными
условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются
профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше
уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за
их решение.

Менеджеру
низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским
сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации,
предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например,
конструктору, рабочему) — еще проще.

Руководителю
в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы техники, технологии,
организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и
методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила
работы руководителя должны концентрировать все принципы управления экономикой,
качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.
д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями
(менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

При
формировании структуры и содержания принципов управления мы будем исходить из
посылок:

1.
комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным
направлениям;

2.
ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии;

3.
дифференциация принципов в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости
управленческой задачи.

Ниже
приведены принципы работы руководителя высшего звена как субъекта управления.

Принципы
работы руководителя высшего звена как субъекта управления

1.
Соблюдение следующих 14 принципов управления экономикой:

воспроизводства
системы жизнеобеспечения;

правовой
регламентации управления;

социальной
ориентации развития экономики;

научной
обоснованности системы управления;

системности
управления;

ориентации
экономики на инновационный путь развития;

сохранения
собственных сырьевых ресурсов;

ранжирования
объектов управления по их важности;

единства
теории и практики управления;

сохранения
и развития конкурентных преимуществ объекта управления;

рационализации
уровня специализации, универсализации и централизации управления;

организованности
управленческих процессов (соблюдение дисциплины, принципов параллельности,
пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности, ответственность
за результаты работы и др.);

рационального
сочетания форм управления (государственной, корпоративной, предпринимательской
и др.);

обеспечения
сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений по 8 факторам
(времени, качеству, риску и т. д.)

2.
Выполнение квалификационных требований к менеджеру-руководителю.
Квалификационные требования к менеджеру включают 7 групп требований:

общая
подготовка;

экономико-правовая
подготовка;

профессиональная
подготовка в области менеджмента;

умение
разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности;

умение
организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;

умение
общаться с людьми, быть коммуникабельным;

практический
опыт и навыки.

3.
Рациональное сочетание методов управления. К основным методам управления
относятся:

методы
принуждения;

методы
побуждения;

методы
убеждения.

По
нашей оценке рациональное соотношение перечисленных методов — 4:4:2.

4.
Построение системы менеджмента социально-экономических и производственных
объектов. Стандартная структура системы менеджмента 1) внешнее окружение (вход,
выход, внешняя среда и обратная связь) и 2) внутренняя структура (подсистема
научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляющая и управляемая
подсистемы).

Система
менеджмента — система достижения конкурентоспособности управляемого объекта.

5.
Приоритет стратегических вопросов перед тактическими. Оптимальная структура
рабочего времени руководителя высшего звена, по нашей оценке:

40%
времени — стратегическим задачам;

25%
— тактическим;

35%
— оперативным.

6.
Применение к управлению (менеджменту) научных подходов. Для обеспечения
качества управленческого решения руководитель высшего звена к сложным проблемам
должен применять научные подходы системный, маркетинговый, функциональный,
воспроизводственно-эволюционный, нормативный и др.

7.
Построение и изучение психологического портрета личности (исполнителя).
Психологический портрет личности характеризуется следующими компонентами
темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность,
эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень
самоконтроля, способность к групповому взаимодействию.

8.
Уважение личности. На основе уважения к человеку создавать достойную и
оптимистичную обстановку на рабочих местах для проявления его способностей и
выявления его возможностей по развитию предприятия и личности.

9.
Стимулирование труда подчиненных. Принципы стимулирования:

поощрять
открыто;

наказывать
конфиденциально;

награждать
перспективные решения, а не сиюминутные;

награждайте
тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;

награждать
творческую работу, а не слепое подчинение;

награждать
за качество работы, а не за объем;

награждать
упрощения, а не бесполезные усложнения;

награждать
за качество, а не быструю работу;

награждать
за качество тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

10.
Единоначалие (А. Файоль). Для каждого исполнителя должен быть только один
руководитель. Работник должен получать приказы только одного непосредственного
начальника.

11.
Корпоративный дух (А. Файоль). Союз — это сила, которая является результатом
гармонии персонала.

12.
Научная организация труда (НОТ) на рабочем месте (А. Гастев). Основные принципы
НОТ:

всегда
будь активен, инициативен, энергичен;

работай
по расписанию, плану;

в
помещении разговаривай мало и негромко;

не
кури в рабочем помещении;

определенное
место для каждого и каждый на своем месте;

экономь
время;

никогда
не раздражайся;

будь
дисциплинирован;

ясно
представляй цель, задачи;

будь
кратким;

имей
чувство юмора;

не
стыдись элегантности;

на
рабочем месте ничего лишнего;

умей
преодолевать трудности;

не
бойся экспериментировать;

цени
чужое мнение;

хорошее
настроение сохраняет здоровье.

13.
Определение очередности выполнения управленческих задач по их значимости (Д.
Эйзенхауэр). Для определения очередности выполнения задач их рекомендуется
подразделять на три типа: задачи «А» — очень важные и срочные — выполнять
немедленно, задачи «В» — важные, несрочные — определять, в какие сроки их
следует выполнять, задачи «С» — менее важные, но срочные — делегировать
подчиненным.

14.
Изучение философии обеспечения качества (Э. Деминг). Философия обеспечения
качества Э. Деминга базируется на 14 тезисах:

совершенствование
товара должно быть постоянным;

постоянно
совершенствуйте систему производства и его обслуживания;

создайте
систему подготовки кадров;

уничтожайте
разобщенность подразделении друг от друга по производственному циклу;

прекращайте
практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;

устраняйте
все препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;

создайте
условия для самосовершенствования каждого работника;

создайте
систему успешного руководства, а не надзора;

ясно
определите обязанности руководства высшего звена по постоянному улучшению
качества продукции и услуг и др.

15.
Обеспечение нормального морально-психологического климата (МПК) в коллективе.
Важнейшие признаки благоприятного МПК:

доверие
и высокая требовательность членов группы друг к другу;

доброжелательная
и деловая критика;

свободное
выражение собственного мнения;

отсутствие
давления руководителей на подчиненных;

информированность
членов коллектива о его задачах и состоянии дел;

удовлетворенность
принадлежностью к коллективу;

высокая
степень сопереживания;

высокая
степень ответственности.

16.
Координация работ по качеству, затратам и срокам. Координация выполнения работ
должна осуществляться, с одной стороны, по качеству, затратам и срокам, а с
другой — по функциям управления.

17.
Соблюдение режима труда и отдыха. Типовой режим труда и отдыха руководителей:

первая
половина рабочего дня отводится для творческой деятельности, а вторая — для
рутинной работы, совещаний, встреч;

примерно
через 60 мин делаются перерывы продолжительностью 5—7 мин;

рекомендуется
менять рабочую позу (сидя, стоя);

обеденный
перерыв продолжительностью 30—60 мин устанавливается примерно через 3,5—4 ч
после начала работы;

за
1,5 ч до обеда обязательно проводится физкультурная пауза в сопровождении
функциональной музыки;

за
1—1,5 ч до конца работы может быть перерыв в течение 15—20 мин для приема
легкой пищи.

18.
Управление конфликтами и стрессами. Руководитель должен знать типы конфликтов,
определять причины их возникновения, стремиться переводить дисфункциональные
последствия конфликта в функциональные, владеть методами разрешения конфликтов
и управления стрессами.

***

Принципы
работы для руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления
такие же, что и для руководителя высшего звена, отличия — в глубине проработки
ситуации и прогнозировании параметров проблемы.

Принципы
работы исполнителя любого звена как объекта управления значительно проще как по
количеству применяемых или соблюдаемых принципов, так и по их структуре.
Исполнитель не принимает управленческие решения, он может только участвовать в
их формировании, но за реализацию управленческого решения он несет
ответственность. Руководитель как субъект управления в этом случае организует
ведение учета, контроля и мотивацию реализации решения. Организацию процессов,
координацию и оперативное регулирование осуществляют совместно руководитель,
исполнитель и вспомогательные работники. При этом за качество планов и конечный
результат несет ответственность руководитель.

К
принципам работы исполнителя как объекта управления мы относим:

исполнительность
(точно в срок, качество и затраты в соответствии с планом). Руководитель должен
контролировать не процесс, а результат;

инициативность
в совершенствовании технологии, организации труда, повышении качества, снижении
затрат, нахождении и устранении в работе «узких мест» (совместно с руководителем);

честность,
порядочность;

стремление
к продвижению по служебной лестнице, удовлетворению высших потребностей,
гармоничному развитию личности.

Выполнить
на практике перечисленные принципы очень трудно, так как специалистов,
владеющих технологией применения предложенной совокупности законов, подходов,
принципов и методов управления, вузы не готовят.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.