Реферат по предмету "Менеджмент"


Новые требования к искусству управления

Новые требования к искусству управления

Владимир Игоревич Кнорринг, профессор, действительный
член Международной академии наук (Мюнхен, Германия), преподаватель ИБДА
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Управление,
в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект
управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие,
государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах
времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть
теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей
деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения,
принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Принципиальные
изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических
принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют
от руководителей предприятий и государственных служащих глубокого изучения
современных методов и форм управления трудовыми коллективами. Функции
руководителя значительно усложнились. Теперь он не только обязан думать о
производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и
постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались
на уровне главка или министерства.

Без
изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных
вложений и банковского кредита предприятие обречено, в условиях рыночных
отношений оно погибнет в конкурентной борьбе. Рынок имеет в своей основе
демократические принципы, так как он не может нормально развиваться без
самостоятельности производителей и потребителей, без равноправия всех форм собственности
и свободы выбора. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки
всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все
неэффективные формы и методы хозяйствования. Для создания цивилизованного рынка
не обязателен тотальный переход от государственной собственности к частной,
достаточно законодательно закрепить за предприятием право распоряжаться своей
продукцией и своим имуществом.

Жизнь
ставит перед руководителем такие проблемные задачи, как внедрение новых
технологий, организация выпуска новых, конкурентоспособных товаров, не
формальное, а фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение
комплекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда,
развитие самоуправления и одновременно укрепление единоначалия и дисциплины. И
еще одно новое и очень важное — риск, ответственность. Сейчас в руках
руководителя и аппарата управления судьба предприятия; помогать отстающему, как
было раньше, никто не будет.

Ушла
в прошлое такая форма социального паразитизма, как хозяйственное иждивенчество,
когда государство оплачивало просчеты и разгильдяйство отстающих предприятий.
Руководители вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых производственных
проблем: определение стратегических целей и задач управления, разработка
детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные
операции, координация деятельности предприятия с другими компаниями и фирмами,
постоянное совершенствование иерархической структуры, оптимизация процедуры
принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стилей управления и
совершенствование мотивации действий сотрудников.

Появилась
и успешно развивается новая тенденция в практике управления — оказалось, что
успешная работа предприятия, получение им высоких прибылей и высокая
конкурентоспособность во многом зависят от культуры организации. Все крупные и
процветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко продуманную культуру
организации, т. е. целый комплекс правил, традиций, ритуалов и символов,
которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дало основание
утверждать, что наступает время «культурной революции в управлении».

Становится
все более очевидным, что методы управления должны охватывать практически все
стороны жизни общества. Обоснованно закрепляются понятия общего и специального
менеджмента: общий менеджмент — управление социально-экономическими процессами
(на федеральном или региональном уровне, управление министерскими,
коммерческими и банковскими структурами и т. п.); специальный — управление
объектами, имеющими особые, специфические черты (финансовый, муниципальный,
инвестиционный и т. п.). Однако функции и объекты управления в этих структурах
не определены с необходимой точностью, особенно по вертикали государственной
организационной структуры, что приводит к значительному количеству дублирующих
друг друга органов управления на всех уровнях власти.

Другой
особенностью современной теории и практики управления является тенденция
распространения маркетинговых методов работы на деятельность некоммерческих
организаций. В системах государственного и муниципального управления все чаще
применяются методы маркетинговых исследований, работа по бизнес-планам,
развиваются новые виды специального менеджмента: финансовый, муниципальный, инвестиционный
и т. п. В России перед руководителями возникли новые, неведомые ранее трудности
из-за нестабильности (а может быть, и отсутствия) правовой базы в стране — ведь
на ниве законотворчества увлеченно трудятся Государственная Дума, сам
Президент, органы юстиции и правопорядка и, конечно, местная администрация.
Всегда лют и хитер был русский чиновник, а уж сейчас...

Особые
задачи стоят перед самостоятельным предприятием в связи с новыми проблемами
материально-технического обеспечения и сбыта. С ностальгическим умилением
вспоминают коммерческие директора и заведующие отделами снабжения «старые
добрые времена», когда они «выбивали» там, «наверху», дополнительные
капитальные вложения, оборудование, топливо, материалы, фонд зарплаты. Время
всегда рождало своих героев, и были великие мастера «откричать» дополнительные
ресурсы на всякий случай, про запас, а теперь... Теперь появились маркетинг,
реклама, нужно искать контакты с партнерами в ближнем и дальнем зарубежье,
учитывать сложные таможенные барьеры, и ведь все это требует новых
профессиональных знаний. «Радость моя, мы живем в переходную эпоху», — говорил
Адам Еве по дороге из рая», — шутит У. Инге.
Порочность дилетантских методов в управлении

Длительное
игнорирование особенностей товарного производства в условиях рыночных отношений
привело к тому, что специалисты и руководители предприятий в большинстве своем
не владеют необходимой теоретической базой в области современного менеджмента,
не имеют практического опыта работы в условиях экономической самостоятельности предприятий
и демократических преобразований в обществе. Исследования показывают, что
политическое, административное и экономическое руководство основными отраслями
промышленного производства и страной в целом, управление многочисленными новыми
предприятиями и фирмами осуществляются дилетантами, не имеющими специального
образования и опыта управления.

Профессионально
подготовленными в области управления считают себя только 3,5% опрошенных
руководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее
4%, а полностью владеют проблемами работы в условиях рынка только 0,7%!

Проблемы
дилетантских методов управления и низкой подготовки специалистов беспокоят и
зарубежных предпринимателей. В книге профессионального американского менеджера
Дж. Стэка «Большая игра в бизнес» говорится, что самый высокий барьер, который
необходимо преодолеть на пути к успеху, — невежество. Он пишет: «Именно в нем
кроется причина многих неудач. Для меня невежество и неудача — одно и то же. В
большинстве компаний существует три уровня невежества.

Невежество
высшего руководства заключается в представлении о том, что подчиненные не
способны понять проблем и ответственности руководителей.

Невежество
рабочих обычно означает, что они понятия не имеют, почему руководство действует
именно так, а не иначе. Кроме того, все ошибки в деятельности фирмы
приписываются жадности и тупости начальства.

Невежество
руководителей среднего звена означает, что они все время разрываются между
требованиями высшего руководства и рабочих. Их роль в компании — самая трудная,
потому что они — слуги двух господ. Если они на стороне рабочих, значит, в
оппозиции к начальству. Если же на стороне высшего руководства, то вступают в
конфликт с рабочими. Следовательно, они всегда недовольны собой».

Любопытны
данные социологического опроса среди руководителей крупнейших предприятий,
проведенного в начале перестроечного процесса: по самооценке руководителей,
самый высокий уровень знаний они имеют в области техники и технологии
производства (4,1 по пятибалльной шкале), а самый низкий (от 3,1 до 3,3) — в
области психологии и теории управления.

Среди
новых предпринимателей прочно утвердилось мнение, что их жизненного опыта
вполне достаточно для оптимального управления производственными коллективами,
что специально изучать теорию и искусство управления — лишняя трата времени. А
объективные исследования показывают, что менее 1 (одного!) процента
руководителей подготовлены к работе в условиях рынка. Подавляющее большинство
современных руководителей не подозревают, что наука управления — одна из
сложнейших отраслей знания, что существуют объективные законы управления, есть
философские, социальные, правовые, психологические аспекты управления, что
есть, в конце концов, мощная техника и даже искусство управления.

Свои
неминуемые срывы и провалы на служебном поприще они, естественно, объясняют
случайным совпадением неблагоприятных факторов, интригами и происками
недоброжелателей. Для процветающих русских нуворишей тот факт, что они
приобрели огромные состояния без знания каких-либо теорий и законов управления,
убедительно свидетельствует о ненужности любых форм обучения, им важно овладеть
другим искусством: как тратить эти деньги, не вызывая насмешек опытных,
солидных зарубежных партнеров.

Дилетант
в любой области знаний, от музыки и до управления, распознается достаточно
просто. Для него характерны амбициозность, низкая культура, неуважение ко всем,
кто ниже его по положению, агрессивность, отсутствие самокритичности, высокое
мнение о собственном красноречии и удивительная легкость смены позиции.
Дилетанты во все времена охотно берутся за решение любых проблем, если
результаты их деятельности не будут очевидны немедленно: как лечить грипп, рак
и саркому, как застраховаться от порчи и сглаза, предсказать будущее и т. д. Но
ведь никто из дилетантов не решится исполнить сонату Бетховена или сделать
простейшую хирургическую операцию — этому нужно долго и серьезно учиться.

Так
и с управлением — для дилетанта здесь все просто и ясно, и так было в течение
последних 80 лет. Красивая фраза: «Каждая кухарка должна управлять
государством», но мы на горьком опыте убедились, что получается, если во главе
завода оказывается рабочий, а управляющим банком становится матрос.

Однако
утверждать, что мы всегда отставали в решении проблем управления и что за
последние годы не наметились заметные тенденции к осознанию важности этих
проблем, было бы необъективно. Система управления советским народным хозяйством
была хорошо адаптирована к требованиям административно-командной системы и
воспитала много прекрасных специалистов, труд которых определил существенные
достижения в энергетике, топливодобывающих отраслях промышленности,
строительстве и тяжелой индустрии. Но какой ценой...

Полезно
вспомнить, что за годы советской власти промышленность страны развивалась в
шесть раз быстрее мировой. В самые «застойные» годы (с 1981 по 1985 г.) валовой
продукт страны увеличивался на 20%, а в США в эти годы — на 14%, в Западной
Европе — на 8% и лишь в Японии — на 21%.

Общество,
сознательно разрывающее связь между прошлым и настоящим, если оно безразлично к
опыту социалистического строительства и неуважительно относится к урокам
отечественной истории, не может считаться здоровым — налицо нравственная
амнезия, потеря общественной памяти. В связи с этим нельзя не вспомнить мысль
известного французского дипломата князя Талейрана: «Для того чтобы иметь много
денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести». Не верится, что
великий русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин не наш современник — он сказал:
«Мнения, что Запад разлагается, что та или иная раса обветшала и сделалась
неспособной для пользования свободой, что западная наука поражена бесплодием,
что общественные и политические формы Запада представляют бесконечную цепь лжи,
в которой одна ложь исчезает, чтобы дать место другой, — вот мнения, наиболее
любезные Митрофану...» Удивительно точно и актуально, не правда ли?
Управление — наука и искусство

Управление
— древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления
сходятся во мнении, что управление является частью больших политических,
экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на
собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный
научно-методический фундамент.

Любая
наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых
данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы
природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука
стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста,
открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории
является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных
свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить
принципиальную возможность установления новых знаний.

Практическая
деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она
охватывает все стороны жизни, развивает материальную и духовную культуру
общества. Наука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые
явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от
практики, ищет в ней подтверждений или опровержений своих концепций — великий
процесс восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует
непреложными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут
решить проблемы.

Теория
управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда
может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы
исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней
среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно
искусство) располагает еще одним удивительным, таинственным инструментом —
интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом
знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции,
«озарение», остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универсальная
отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, совершенно иллюзорна. Интуиция
— результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого
поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном
Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуитивной находке еще
предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Поскольку
управление является не только наукой, но и искусством, роль интуиции в принятии
управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти
решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не
подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков
политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого
уровня понимал — успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством
возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить
эти знания, т. е. при владении искусством управления.

Наука
и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и
музыке, — порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на
солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой
гармонии.

В
практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с
изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и
конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие
поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные
черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О'Доннел
и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является
искусством: «Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в
применении науки (основ организованного знания в области управления) к
реальностям любой ситуации». И далее, о роли науки в управлении: «Хотя
деятельность по управлению — это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут
лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого
искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового
сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что
управление — важнейшее из всех искусств».

Кажется,
что все есть у этого человека: глубокие профессиональные знания, жизненный
опыт, трудолюбие, добросовестность, но стать настоящим, авторитетным лидером он
так и не смог. Нужно что-то еще (это «что-то еще», это «чуть-чуть» так
характерны для искусства!), чем обязательно должен владеть настоящий
руководитель, и в первую очередь — это талант, да, именно талант, которым владеют
мастера музыки, живописи, поэзии и прозы, без которого искусство превращается в
ремесло.

Грамотный
инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не
владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем
случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит решимости
уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения
специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических
основ управления, то, обладая талантом руководителя, он может стать настоящим
организатором производства и признанным лидером своего коллектива.

Руководитель
должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения,
убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех
сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми,
он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными
гуманитарными, человековедческими знаниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о
необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно
утверждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а
Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки — психагогики,
которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.

Жизненный
опыт каждого подскажет примеры удивительно тонкого владения мастерством общения
и воздействия авторитетной личности на оппонента, на мнение группы. Мудрая
мать, даже не имеющая высокого образования, авторитетно и объективно разберет и
уладит семейный конфликт; судьба отдаленного кишлака или горного селения в
надежных руках аксакалов; талантливый актер или опытный оратор силой своего
искусства могут буквально покорить своих слушателей.

Теория
управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных
ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и
собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов,
научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства. В основе любого
вида искусства лежат продуманные обобщения, возникающие в процессе творчества.
По-настоящему можно понять произведение искусства, только постигнув законы
композиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методов
искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел о
системном и ситуационном анализе управленческих функций говорят: «Управление —
это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному
делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его основе
организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с
учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата».

Искусство
управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях
дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки
управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции
наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории
информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций
политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя
мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а
также методы воздействия на личность и социум различных религиозных конфессий.

Профессиональная
подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений,
поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших
экономических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается
страна в последние годы. «В стране, которой хорошо управляют, стыдятся
бедности. В стране, которой управляют плохо, стыдятся богатства», — говорил
Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться управлять
страной хорошо.

Словом,
для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь
практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е.
владеть искусством управления.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.