Репин И.Е.
Репин
Илья Ефимович (1844-1930) - российский живописец.
Соединил
крепкую традицию реализма 19 века с новациями рубежа веков, завоевав славу
своими полотнами, будоражившими общественное сознание.
Совершал
неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы.
Кисть
Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально
показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей.
Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные
сгустки чувств и эмоций. Виртуоз разных техник, Репин проявил себя и как
высокоодаренный педагог.
Мастер
картины на исторический, бытовой, сказочный сюжет. Портретист. Представитель
критического реализма. Выдающийся рисовальщик. Занимался также офортом и
литографией.
Родился
в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную
художественную подготовку получил в школе топографов и у местных художников
И.М. Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 г. приехал в Петербург, занимался в
Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н.
Крамского, затем был принят в Академию художеств (1864).
В
период учения общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был
увлечен идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью
художников, бывал на ее "четвергах". Раннее творчество художника
весьма разносторонне. Он работал над академическими "программами"
религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в
возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина "Иов и его друзья"
(1869), отмеченная Малой золотой медалью.
В
свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре ("Приготовление к
экзамену"), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве
начинающего художника свидетельствуют портреты: В.Е. Репина (1867), матери
(1867), Г.Д. Хлобощина (1868) и др.
Выдающимся
произведением явилось "Воскрешение дочери Иаира" (1871), за которое
автор получил Большую золотую медаль. Одновременно Репин работал над другой
картиной - "Бурлаки на Волге" (1870-1873), сразу же при своем
появлении прославившей имя художника.
В
1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии. Озабоченный социальным
содержанием искусства, он не принимал творений современных ему западных
живописцев. "Французы совсем не интересуются людьми, - замечал он.
Костюмы, краски, освещение - вот что их привлекает". За границей написаны
"Парижское кафе" (1875), "Садко" (1876; за эту картину
Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов.
В
1876 году Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве, через год
перебрался в Москву, с 1882 года жил в Петербурге. В 1877 году написан
портрет-картина "Протодьякон". В этой работе уже намечена та
характеристика духовенства, которая придала особую социальную остроту картине
"Крестный ход в Курской губернии" (1883) - произведению, с редкой для
живописи многогранностью показавшему пореформенную русскую деревню.
С
1878 года Репин - член Товарищества передвижных художественных выставок. С
конца 1870-х годов в его творчество входит тема революционной борьбы, ей
посвящены картины "Арест пропагандиста" (1878), "Отказ от
исповеди" (1880-е гг.), "Не ждали" (1884). Переломные моменты,
значительные личности привлекали Репина в русской истории, его весомым вкладом
в русскую историческую живопись являются известные полотна: "Царевна
Софья" (1879), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885),
"Запорожцы" (1891).
В
1870-е годы стало общепризнанным и мастерство Репина-портретиста. Общение с
выдающимися людьми эпохи стимулировало рождение многих значительных портретов:
М.П. Мусоргского (1881); актрисы П. А. Стрепетовой (1882); В.В. Стасова (1883);
Л.Н. Толстого (1887) и др.
В
1894-1907 годах он - профессор-руководитель мастерской в Академии художеств. К
1903 году относится последнее крупное произведение Репина - "Торжественное
заседание Государственного Совета". С 1900 года Репин жил на своей даче
"Пенаты" под Петербургом. После революции эта местность оказалась на
территории Финляндии, и художник был оторван от своей страны.
Основополагающие
художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Позже он писал
о себе: "Я человек 60-х годов... я стремлюсь олицетворить мои идеи в
правде, окружающая жизнь меня слишком волнует...".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/