О музее-заповеднике А.С.Пушкина
"Михайловское"
Многое
из того, что мы считаем органичной частью нашей жизни, нашей культуры, пришло к
нам из древности, из европейской и мировой цивилизации. Эти следы древнего в
современном необычайно важны. Ведь ничто не возникает из ничего. Даже для
первого акта Божественного творения, материалом и источником послужила воля
Божественного Творца. Мир строится по законам этой воли, из материала,
сменяющих друг друга культур, из жизни прошлой, проникающей в настоящее бытие
мира.
Об
этом невольно вспоминаешь всякий раз, когда возникает необходимость ответить на
вопросы, связанные с прошлым и настоящим нашей, русской культуры, с жизнью
музея - хранителя удивительной эстафеты, передаваемой из века в век, из
поколения в поколение. Музей, наш Пушкинский Заповедник, - прямое тому
подтверждение. Давайте остановимся лишь на двух фактах, на двух составляющих
его имени: на слове "музей" и имени "Александр".
В
своей древней и наиболее известной форме "музей" (от греческого
"мусейон" - храм муз) ведет свое существование от знаменитой
библиотеки в городе, заложенном по велению Александра Македонского в дельте
Нила, в IV веке до Рождества Христова Город назван был Александрией, а по
местоположению - Александрией Египетской. Замысел об этом городе, в котором, по
преданию, был похоронен великий греческий полководец, был столь же велик, как и
все начинания Александра.
Три
века спустя после смерти своего основателя он насчитывал более 500 000 жителей.
В нем располагались дворец династии египетских правителей Птолемеев Лагидов.
Сокровища Египта, все мыслимые чудеса, связанные с развитой средиземноморской
торговлей (от диковинных жирафов и гиппопотамов до шелковых тканей Китая и
благовоний Индии) все загадки старого и нового времени - иероглифы языка
фараонов и фаросский маяк, одно из семи чудес света, - все можно было найти в
этом городе.
И
все же не свет маяка, а Александрийская библиотека, была настоящим чудом света,
светочем, привлекавшим к себе внимание всей греческо-римской цивилизации
Средиземноморья. Дадим же слово одной из замечательных писательниц, французскому
ученому Ирэн Фрэн: "Ни один властитель, каким бы ...он ни был, не
отказался от мечты Александра: построить город, который и в духовном, и в
материальном плане заключал бы в себе всю грандиозность Вселенной...
Александрия была буквально набита рукописями: их насчитывалось как минимум
полмиллиона".
Вслед
за Ирэн Фрэн попробуем представить себе это замечательное книгохранилище,
"... "материнское" здание - первое, то, которое расположено
внизу, ближе к порту, к гавани. Перед его колоннадами, воздвигнутыми на большом
искусственном холме, строители пожелали воссоздать страну, откуда прибыли
книги, - так возникла рукотворная Греция, замкнутая пределами небольшой долины.
Склоны холма повторяли в миниатюре отроги Олимпа; кусты и подобие луга служили
оживляющим фоном для скульптурных изображений бегущих нимф, пастухов - поэтов и
коз, застывших на грудах камней между оливковыми деревцами и настоящими
источниками.
Этот
маленький парк был посвящен девяти грациозным, но суровым дочерям Мнемозины,
богини памяти, - музам, без поддержки которых нечего и пытаться изменить мир...
Здесь письменные тексты существовали ... в форме "библос", книги... В
самом этом слове чудится нечто сакральное..." И это не случайно. Слово
"Библос", написанное с заглавной буквы вот уже много веков обозначает
на греческом языке Книгу книг, Священное писание, Ветхий завет иудеев, перевод
которого на греческий язык, по преданию, был осуществлен для Александрийской
библиотеки в подземельях Фаросского маяка. Это произошло в середине 2 века до н.э.
Более семидесяти ученых осуществили эту работу. А несколько позже индийский
император направил в Александрию своих посланцев, чтобы они рассказали владыке
Египта о Будде.
Но
еще раз дадим слово Ирэн Фрэн: "Вот почему Библиотека напоминает храм. С
того момента, как человек переступает через ее порог, входит под колоннады,
названные Муейоном в честь девяти муз, начинает прохаживаться под портиками
помещений, где живут и работают астрономы, математики, врачи, географы,
писатели (они получают пищу, кров, пенсии и освобождение от налогов по милости
царя), он ощущает... необычную дрожь... Плотину против небытия - вот, что
хотели ... воздвигнуть из этих груд книг. Маяк более мощный, чем тот, что
освещает ночной залив со стодвадцатиметровой высоты. Светоч мысли, непрерывно
питающий сам себя".
Александр
Сергеевич Пушкин еще в стенах лицея узнал об этой знаменитой библиотеке. Ее
история, связанная с именем Александра Македонского, вполне возможно, не раз
заставляла его задумываться о смысле собственного имени, о его исторической
наполненности, об ассоциациях, уводивших в берегам Египта и Александрии. В
конечном счете, о тех высотах и возможностях, которые открывал ему его
удивительный дар - дар поэта, дар слова. Он прекрасно знал и умело использовал
в своем творчестве все богатство классической, греческой и римской литературы,
знал историю развития классической культуры в новую, христианскую эпоху. Может
быть, именно этим и объясняется "вселенская отзывчивость" поэта: в
каждом слове - латинском, греческом, русском, французском, - ему слышался тихий
шепот ушедших цивилизаций, творивших до него великих авторов.
Пушкинский
заповедник, Государственный музей -заповедник Александра Сергеевича Пушкина
"Михайловское", посвящен творчеству и памяти одного из величайших
поэтов России и мира. Он - частица непреходящей мечты человечества -
объединения мира Божественным Словом, которая была знакома и нашему поэту.
Десятки тысяч книг, которые хранит научная библиотека музея, его здания,
коллекции, парки, леса и луга, - все это роднит Пушкиногорье с колыбелью
европейской цивилизации - Древней Грецией, с загадочной прародиной человечества
Месопотамией, с древней землей пирамид, оазисов и пустынь - Египтом, с Древним
Римом - прообразом позднейших мировых государств.
В
день рождения Пушкинского Заповедника, которое мы будем в 83 раз праздновать в
нынешнем году, хотелось напомнить именно об этом. Знание и любовь к истории,
почитание предков, внимательное отношение к книге, бережное хранение
пушкинского наследия и памяти о нем, само осязаемое историческое и музейное
пространство нашей земли, многоцветным ковром расстеленное перед нами на холмах
и нивах над Соротью, - все это непосредственная возможность прикоснуться к
жизни человечества, призыв противостоять варварству в трудные времена перемен и
нестроений нашего Отечества. Это редкая возможность жить настоящим днем,
который опирается на фундамент великой культуры.
Через
два года Пушкинский Заповедник будет отмечать свое 85-летие. Настоящей статьей
музей открывает диалог с читателями, с жителями нашего района. Музей ведет
разнообразную работу. Выставки, экскурсии, лекции, уроки со школьниками, уход
за территорией музея и работы в парках, - это те виды работы, которые у всех на
виду. Вместе с тем, есть многое, о чем неизвестно нашим землякам и читателям,
многое, что, наверное, волнует пушкиногорцев и наших гостей. Представляется,
что наиболее плодотворная форма рассказа о жизни музея - диалог. Мы будем рады
ответить на ваши вопросы, посвященные истории, жизни музея, нашей повседневной
работе. Надеемся, что это позволит сделать музей ближе и понятнее.
Г.Н.Василевич,
директор Пушкинского Заповедника, лауреат Государственной премии России,
кандидат экономических наук
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.museum.ru/