Симулятивная коммуникация – феномен информационного
общества
Александр Калмыков
Бодрийяр
в своем программном труде «Символический обмен и смерть» предлагает историческую
схему «трех порядков» симулякров, сменяющих друг друга в новоевропейской
цивилизации от Возрождения до наших дней: «подделка – производство –
симуляция».
Симулякр
первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр
второго порядка – на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего
порядка – на основе структурного закона ценности.
Подделка
– делает предмет похожим на другой, который обладает ценностью; пример:
подделка картины великого художника или имитация дорогих материалов в дешевой
бижутерии. Производство – тиражирует ценные объекты; пример: серийное
репродуцирование картины. Симуляция – заменяет реальные процессы и абстрактные
сущности на их знаки, под которыми уже нет исходного значения, то есть на
пустые знаки. Например: симуляция болезни, симуляция действия, симуляция
понятия. Если подделанные и даже растиражированные объекты еще содержат в себе
свои оригиналы, которые при определенных трудозатратах могут быть
реконструированы, то симулякры окончательно теряют свои связи с прообразами и
реконструкции не поддаются.
Особенности
информационного общества наводят на мысль о необходимости дополнить эту схему
симулякром следующего порядка – симулятивной коммуникацией.
Тогда
схема этапов развития симулякров будет выглядеть следующим образом:
«подделка
– производство – симуляция – симулятивная коммуникация».
Симулятивная
коммуникация подменяет не только свой предмет, но и самого коммуникатора,
имитируя взаимодействие там, где оно уже закончилось или не начиналось вовсе.
Например, Ж. Дилез пишет: «Наблюдатель становится частью самого симулякра, а
его точка зрения трансформирует и деформирует последний». Например, Интернет,
где коммуникации не имеют временных и пространственных координат. Посетителю
страницы не известно, где он фактически находится, на родном сервере, сервере
провайдера или в памяти собственного компьютера, с кем, где и когда он на самом
деле вступает в коммуникацию.
Симулятивная
коммуникация обладает еще одним важным свойством – она преобразует симулякры
нижних порядков, разрозненные и фрагментарные, в систему, связанную
определенным кодом. Код порождался еще симулякрами третьего порядка, однако в
соответствии с представлениями семиотики и структурной лингвистики он выполняет
роль фиксатора (фотографа) времени. Симулякр-коммуникация, напротив,
осуществляется во времени и с его помощью.
Следовательно,
симулятивную коммуникацию можно рассматривать уже как симуляцию таких базовых
онтологических категорий, как время, пространство, энергия, информация.
Симулятивная
коммуникация управляет нашими контактами с миром вещей, идей и смыслов. По
каналам независимого информационного потока из социально-культурной среды
поступают образцы симулятивных коммуникаций, определяющих способы
интерактивного общения с реальностью, в результате которого осуществляется
дальнейший шаг к свертыванию в код образов реальности. Этот циклический процесс
разворачивается по мере развития информационного общества.
В
качестве иллюстрации приведем эволюцию задач рекламы, которая прошла следующие
стадии:
1)
реклама изделия (товара);
2)
формирование потребности, которую могут удовлетворить функциональные свойства
данного товара (1);
3)
реклама имиджа изготовителя товара (1), формирование бренда (1-2);
4)
позиционирование имиджа на рынке (3);
5)
связывание имиджа и бренда (3-4) с образом жизни;
6)
реклама образа жизни (5), нагруженного атрибутами рекламируемых объектов (1-5);
7)
мифодизайн образа жизни (6).
Этот
процесс можно представить как порождение последующего симулякра предыдущим, в
результате которого последующие симулякры начинают детерминировать весь
предыдущий ряд, двигаясь в направлении свертывания в каждом последующем уровне
предыдущих уровней, или создания некого универсального кода, с помощью которого
аудитории предлагается осуществлять коммуникацию с реальностью. Что может
получиться из такого свертывания, убедительно иллюстрирует язык планеты
Кин-дза-дза из одноименного кинофильма, в котором все сообщения сводились к
одному слову: «КУ!»
Важно
отметить, что если рассматривать современные социально-коммуникативные
технологии (публичную политику, журналистику, технологии PR, интегрированные
маркетинговые технологии и т.п.) как результат развития рекламных технологий,
то можно прийти к выводу, что они транслируют уже не имиджи и не рыночные
отношения, а собственно коды симулятивной коммуникации. При этом коды
симулятивных коммуникаций активно внедряются в цивилизационные процессы и
трансформируют социокультурную реальность.
Человек
информационного общества все в большей степени контактирует с симулякрами,
порядок которых меняется в направлении потери вещественности и все большего
обобщения в сторону симуляции самой по себе коммуникации. У теряющего
вещественность симулякра нет не только материального тела, но и явленной
идеальной сущности, от которой он оторвался и которую безнадежно стремится
догнать.
Такой
человек все в меньшей степени оказывается способным к реконструкции значений,
так как знаки чаще оказываются симулякрами. Вот почему он скорее откажется от
самой идеи реконструкции, чем попытается выяснить, что существует, а что ему
показывают под видом реальности. Происходит нивелирование понятия и значения
смысла и автоматическое приятие навязываемых симулятивных кодов. Ясно, что
последствия – психологические, педагогические и, в целом, культурологические –
этих процессов далеко не позитивны.
Вместе
с тем, тот же человек, как бы противостоя личностному уничтожению, развивает
способности к сотворению собственных симулякров, эволюционирующих в том же
направлении, как и те, что создаются во внешней социокультурной среде. Эти
«авторские» симулякры наделяются смыслами частной человеческой жизни и уже этим
заявляют о своем существовании в глобальных коммуникативных пространствах.
Отношение
индивидуальной симулятивной реальности и системы симулятивных реальностей
цивилизации, вероятно, и является главной антропологической проблемой
современности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/