Усадьба "Кусково"
О. Баранова, директор музея “Усадьба “Кусково” XVIII
века”
Архитектурно
- парковый ансамбль Кускова восхищает не одно поколение любителей прекрасного.
Созданный в XVIII веке, он вобрал в себя достижения усадебного строительства
эпохи. Не все дошло до нашего времени. Но главное — архитектурно -
пространственное решение основных строений и парка почти полностью сохранилось.
Уникален и кусковский интерьер — один из самых тонких и художественно выразительных
в XVIII столетии.
Первое
упоминание о Кускове как “подмосковной” бояр Шереметевых относится к началу XVI
века. Небольшая вотчина с землей, малоудобной для обработки, не представляла
хозяйственного интереса, зато часто служила “охотной забаве”. С 1715 года ею
владел Б. П. Шереметев — видный военачальник, сподвижник Петра I. При нем здесь
был разбит большой сад, построены деревянные оранжереи.
Сын
фельдмаршала, Петр Борисович Шереметев, отдавая дань новым формам быта —
торжественным приемам, пышным ассамблеям, многолюдным праздникам, превращает
Кусково в “летний загородный увеселительный дом”.
Кажется,
что усадьба создана в один прием — так целостна она по художественному замыслу.
Однако Кусково строил не один архитектор. До 1754 года всеми работами руководил
Юрий Иванович Кологривов, долго живший в Италии и хорошо знавший итальянскую
архитектуру. После его смерти ведущим архитектором усадьбы становится 23-летний
крепостной Шереметева Федор Семенович Аргунов. С 1765 по 1780 год в Кускове
“смотрение имел” известный московский зодчий Карл Иванович Бланк. Деловая
переписка владельца усадьбы называет еще несколько имен архитекторов —
“собственных его сиятельства” и вольных. А рядовые исполнители? cотнии
крепостных и наемных мастеров — каменщиков, плотников лепщиков, резчиков,
декораторов, имена которых, за редким исключением, остались нам неизвестными,
работали тут. Кусково — это памятник и их труду, и таланту.
Усадьбу
строили, перестраивали и совершенствовали более 30 лет — с конца 1740-х годов.
План-панорама Кускова, выполненный несколько лет назад по планам и чертежам
XVIII века, дает хорошее представление о пространственной организации ансамбля.
С юго-запада на северо-восток его пронизывает главная планировочная ось,
связывающая воедино три части усадьбы — запрудную, регулярную и пейзажную.
Композиционным центром является средняя часть — регулярный парк (от латинского
слова “регула” — правило). Элементы “правильности” внесены и в запрудную часть:
три прорезывающие ее просеки направлены на главный портик дворца. Кроме
Большого пруда, в водную систему усадьбы входили пруды малые и канал,
опоясывающий регулярный парк. Еще один канал, в запрудной части, заканчивался
пышно декорированной белокаменной стенкой с фонтанами — “каскадами”. Он
открывал вид на Вешняковскую церковь XVII века — организующую вертикаль
ансамбля.
Лучше
всего сохранилась регулярная часть с парадным двором, асимметрично
расположенные постройки которого придают композиции живописность. Большой пруд
усиливает эмоциональную выразительность пейзажа, отражая в своем зеркале дворец
— главное сооружение усадьбы. Из окон его в дни празднеств открывалась картина
театрализованных представлений, главной ареной которых был пруд. Под звуки
рогового оркестра и хора песенников по водной глади скользили расцвеченные
ялики и челноки, с острова-крепости палили пушки, в волнах отражались огни
затейливых фейерверков.
Дворец
построен под руководством К. И. Бланка на месте старого “хоромного строения”.
Чертежи фасадов, отмеченных четкостью горизонтальных и вертикальных членений,
были заказаны, как полагают, парижскому архитектору Шарлю де Вайи. Но здание
возведено из дерева — традиционного материала русских мастеров. Дворцу, словно
солисту, подчинена вся архитектура парадного двора: нарядная, похожая на пар
ковый павильон церковь ; кухонный флигель, украшенный портиками и высокими, в
фигурных наличниках, окнами; колокольня с высоким золоченым шпилем.
Интерьеры
дворца уникальны по сохранности архитектурного и декоративного убранства.
Вестибюль, или парадные сени, создает впечатление торжественности. Широкая тяга
делит зал на два яруса. В нижнем — ниши с монументальными вазами в виде
греческих амфор, в верхнем — живописные панно на античные темы, имитирующие
скульптурные рельефы. Стены и пилястры расписаны под мрамор, поэтому кажется,
будто зал — мраморный.
Вестибюль
открывает анфиладу парадных комнат, которые были обязательной принадлежностью
усадебных домов XVIII века. Отдавая дань моде, вельможи стремились “удивить
чувства людей, кои не видывали и не слыхивали о превосходнейшем”. Каждая из
комнат имеет свое назначение, объем, освещенность, эмоциональный строй.
Постепенно у зрителя складывалось впечатление театра, где одна декорация
сменяется другой, каждый раз новой и неожиданной.
Большую
роль в создании образного строя гостиных играет цвет. Самая нарядная —
Малиновая получила такое название по цвету шелка, которым обиты стены и мебель.
На белых панелях стены лепной золоченый декор в виде классически уравновешенных
венков. Сочетание белого и малинового придает комнате особую живописность. Все
здесь торжественно: паркет в звездах, хрустальный дождь высоких торшеров,
мебель на тонких, изящно выгнутых ножках, зеркала в резных золоченых рамах,
парадные портреты. Когда-то зеркала отражали пышные наряды гостей, а застывшие
на портретах вельможи и дамы в традиционных позах тоже как бы участвовали в
театрализованном приеме.
Наконец,
пышное великолепие Танцевального зала! Принцип иллюзорного раздвижения
пространства роднит его с версальской зеркальной галереей. Одна стена всеми
окнами выходит в сад, другую занимают зеркала — и зал кажется открытым в парк с
двух сторон. Рисунок цветного паркета, составленный из перетекающих один в
другой кругов, словно приглашает к танцу. Но главное украшение интерьера —
освещение. Две огромные люстры кажутся невесомыми в этом “бесконечном” зале.
Усыпанные дождем хрусталя жирандоли сменяются стеклянными фонарями с букетами
“слезинок”, дрожащих на тонкой проволоке, настенные бра — величественными
канделябрами в виде задрапированных в античные одежды женских фигур с
золочеными ветвями светильников в руках. Можно представить, как эффектен был
зал при зажженных свечах, когда свет играл в хрустале всеми цветами радуги, а
зеркала бесконечно множили сверкающие огни!
Высокие
стеклянные двери Танцевального зала как бы зовут нас выйти в сад. Кусковский
регулярный парк был одним из самых больших в России. Его называли
“французским”, так как создатели ориентировались на парки Франции и прежде
всего на Версаль. В основу планировки положена центричная схема. Однако строгая
симметрия всех элементов только кажущаяся : части парка, расположенные по обе
стороны партера, разнятся по величине и плану. Западная меньше, зато
диагональных аллей здесь гораздо больше, и это создает впечатление глубины
пространства. К тому же гуляющим легче было стекаться к боковой “аллее игр”.
Противоположная часть парка служила местом отдыха. Тут располагались зеленый
театр, вольер с певчими птицами и менажереи для водоплавающей птицы.
Самая
торжественная часть парка — партер с мраморной скульптурой и цветочным ковром —
боленгрином. Огороженный, словно стенами, ровными линиями шпалер и фасадами
дворца и Оранжереи, он производит впечатление огромного зала под открытым
небом. Одинаковая высота шпалер и четкий ритм бюстов на высоких постаментах
придают композиции спокойную уравновешенность. И все же зрителей неизбежно
охватывает ощущение движения, царящего здесь. Его создают скульптуры, которые
благодаря ясному и выразительному силуэту хорошо “читаются” на расстоянии.
Резкие повороты торса, головы, рук особенно естественны среди колеблющейся под
ветром листвы, в вечной игре света и тени.
Большой
ансамбль парка разделен на малые. Первый из них — голландский. На берегу
небольшого пруда стоит красный домик под высокой черепичной крышей —
своеобразная декорация уголка старой Голландии. Когда-то к дому примыкал
“голландский сад” с тюльпанами, а у входа была набережная с лестницей, ведущей
к воде. На берегах пруда стояли две беседки: Пагоден-бург, построенная в
“китайском” стиле, и Столбовая, представляющая собой открытую колоннаду.
Этому
ансамблю в плане парка противостоит ансамбль итальянского пруда, объединявший
похожий на маленький дворец Итальянский домик, павильон Грот и менажереи.
Итальянский домик построен под руководством Ю. И. Кологривова в стиле раннего
классицизма. Пропорции его просты и изысканны, поверхность стен членят
пилястры, создающие завершенность пластического объема.
Архитектура
Грота, проект которого принадлежит Ф. С. Аргунову, необычайно живописна и
динамична. Фасады обильно декорированы колоннами, карнизами, фронтонами, в
нишах стен установлены белокаменные статуи. Круглые линии стилобата как бы
омывают здание, и оно вторит своему отражению в ряби пруда. Предназначенный для
отдыха в жаркие дни. Грот имитировал сказочное “Нептуново царство”. На стенах
его кабинетов выложен узор из ракушек — фантастические животные и растения, а
решетки на окнах и дверях напоминают морские водоросли.
Изящество
классицизма и барочную пышность сочетает кусковский Эрмитаж, построенный по
проекту неизвестного художника. Плавной линией опоясывает объемы здания лепной
в гирляндах антаблемент. Павильон кажется легким и стройным благодаря
увеличенным пропорциям второго этажа и сферическому куполу. Эрмитаж
предназначался для приема избранных гостей и был оборудован механизмами, с
помощью которых на второй этаж можно было поднять стол, накрытый на 16 персон,
и гостей на специальном канапе.
Неподалеку
от Итальянского домика хорошо сохранились очертания Воздушного театра. Все
здесь было сделано из земляных насыпей, покрытых дерном, и стриженого
кустарника : сцена, кулисы, оркестровая яма, места для зрителей. Авторами и
исполнителями многих пьес были крестьяне Шереметева. На кусковской сцене
блистали крепостные актрисы Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Татьяна
Васильевна Шлыкова-Гранатова.
Разнообразные
затеи были устроены и в пейзажном парке — так называемом “английском”, разбитом
позади Оранжереи. Были в нем “храм тишины” и “турецкая киоска ”, “ философский
домик” и “пещера дракона”. В 1787 году под руководством крепостного архитектора
А. Ф. Миронова здесь выстроили “Новый театр” — по тому времени один из самых
совершенных как по устройству раздвижного амфитеатра, так и по технике
машинерии.
Кускову
нельзя отказать в художественной ценности собраний живописи. Наибольший
интерес, пожалуй, представляют произведения талантливых крепостных художников
Ивана Петровича Аргунова и его сына Николая, творчество которых сыграло немалую
роль в становлении русского реалистического портрета. Но самая крупная
коллекция музея — собрание фарфора, фаянса, стекла от античности и до наших
дней. Сегодня она насчитывает 22 тысячи произведений зарубежной, русской и
советской керамики и стекла.
...Теперь
Кусково входит в черту столицы. Но время, зачарованное его красотой, похоже,
замедлило здесь свой бег. Огромные дома нового района выросли поодаль, словно
бы отступив перед шедевром XVIII столетия... Сейчас в усадьбе идут большие
реставрационные работы: архитектурно - парковый ансамбль Кускова решено
возродить во всей полноте. Недалек день, когда вновь заструятся “каскады” на
канале, линию парадного двора очертит легкая балюстрада, а на дерновом ковре
Воздушного театра “оживут” старинные пьесы и, как прежде, зазвучит музыка.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.chat.ru/