Реферат по предмету "Культура и искусство"


Усадьба "Кусково"

Усадьба "Кусково"

О. Баранова, директор музея “Усадьба “Кусково” XVIII
века”

Архитектурно
- парковый ансамбль Кускова восхищает не одно поколение любителей прекрасного.
Созданный в XVIII веке, он вобрал в себя достижения усадебного строительства
эпохи. Не все дошло до нашего времени. Но главное — архитектурно -
пространственное решение основных строений и парка почти полностью сохранилось.
Уникален и кусковский интерьер — один из самых тонких и художественно выразительных
в XVIII столетии.

Первое
упоминание о Кускове как “подмосковной” бояр Шереметевых относится к началу XVI
века. Небольшая вотчина с землей, малоудобной для обработки, не представляла
хозяйственного интереса, зато часто служила “охотной забаве”. С 1715 года ею
владел Б. П. Шереметев — видный военачальник, сподвижник Петра I. При нем здесь
был разбит большой сад, построены деревянные оранжереи.

Сын
фельдмаршала, Петр Борисович Шереметев, отдавая дань новым формам быта —
торжественным приемам, пышным ассамблеям, многолюдным праздникам, превращает
Кусково в “летний загородный увеселительный дом”.

Кажется,
что усадьба создана в один прием — так целостна она по художественному замыслу.
Однако Кусково строил не один архитектор. До 1754 года всеми работами руководил
Юрий Иванович Кологривов, долго живший в Италии и хорошо знавший итальянскую
архитектуру. После его смерти ведущим архитектором усадьбы становится 23-летний
крепостной Шереметева Федор Семенович Аргунов. С 1765 по 1780 год в Кускове
“смотрение имел” известный московский зодчий Карл Иванович Бланк. Деловая
переписка владельца усадьбы называет еще несколько имен архитекторов —
“собственных его сиятельства” и вольных. А рядовые исполнители? cотнии
крепостных и наемных мастеров — каменщиков, плотников лепщиков, резчиков,
декораторов, имена которых, за редким исключением, остались нам неизвестными,
работали тут. Кусково — это памятник и их труду, и таланту.

Усадьбу
строили, перестраивали и совершенствовали более 30 лет — с конца 1740-х годов.
План-панорама Кускова, выполненный несколько лет назад по планам и чертежам
XVIII века, дает хорошее представление о пространственной организации ансамбля.
С юго-запада на северо-восток его пронизывает главная планировочная ось,
связывающая воедино три части усадьбы — запрудную, регулярную и пейзажную.
Композиционным центром является средняя часть — регулярный парк (от латинского
слова “регула” — правило). Элементы “правильности” внесены и в запрудную часть:
три прорезывающие ее просеки направлены на главный портик дворца. Кроме
Большого пруда, в водную систему усадьбы входили пруды малые и канал,
опоясывающий регулярный парк. Еще один канал, в запрудной части, заканчивался
пышно декорированной белокаменной стенкой с фонтанами — “каскадами”. Он
открывал вид на Вешняковскую церковь XVII века — организующую вертикаль
ансамбля.

Лучше
всего сохранилась регулярная часть с парадным двором, асимметрично
расположенные постройки которого придают композиции живописность. Большой пруд
усиливает эмоциональную выразительность пейзажа, отражая в своем зеркале дворец
— главное сооружение усадьбы. Из окон его в дни празднеств открывалась картина
театрализованных представлений, главной ареной которых был пруд. Под звуки
рогового оркестра и хора песенников по водной глади скользили расцвеченные
ялики и челноки, с острова-крепости палили пушки, в волнах отражались огни
затейливых фейерверков.

Дворец
построен под руководством К. И. Бланка на месте старого “хоромного строения”.
Чертежи фасадов, отмеченных четкостью горизонтальных и вертикальных членений,
были заказаны, как полагают, парижскому архитектору Шарлю де Вайи. Но здание
возведено из дерева — традиционного материала русских мастеров. Дворцу, словно
солисту, подчинена вся архитектура парадного двора: нарядная, похожая на пар
ковый павильон церковь ; кухонный флигель, украшенный портиками и высокими, в
фигурных наличниках, окнами; колокольня с высоким золоченым шпилем.

Интерьеры
дворца уникальны по сохранности архитектурного и декоративного убранства.
Вестибюль, или парадные сени, создает впечатление торжественности. Широкая тяга
делит зал на два яруса. В нижнем — ниши с монументальными вазами в виде
греческих амфор, в верхнем — живописные панно на античные темы, имитирующие
скульптурные рельефы. Стены и пилястры расписаны под мрамор, поэтому кажется,
будто зал — мраморный.

Вестибюль
открывает анфиладу парадных комнат, которые были обязательной принадлежностью
усадебных домов XVIII века. Отдавая дань моде, вельможи стремились “удивить
чувства людей, кои не видывали и не слыхивали о превосходнейшем”. Каждая из
комнат имеет свое назначение, объем, освещенность, эмоциональный строй.
Постепенно у зрителя складывалось впечатление театра, где одна декорация
сменяется другой, каждый раз новой и неожиданной.

Большую
роль в создании образного строя гостиных играет цвет. Самая нарядная —
Малиновая получила такое название по цвету шелка, которым обиты стены и мебель.
На белых панелях стены лепной золоченый декор в виде классически уравновешенных
венков. Сочетание белого и малинового придает комнате особую живописность. Все
здесь торжественно: паркет в звездах, хрустальный дождь высоких торшеров,
мебель на тонких, изящно выгнутых ножках, зеркала в резных золоченых рамах,
парадные портреты. Когда-то зеркала отражали пышные наряды гостей, а застывшие
на портретах вельможи и дамы в традиционных позах тоже как бы участвовали в
театрализованном приеме.

Наконец,
пышное великолепие Танцевального зала! Принцип иллюзорного раздвижения
пространства роднит его с версальской зеркальной галереей. Одна стена всеми
окнами выходит в сад, другую занимают зеркала — и зал кажется открытым в парк с
двух сторон. Рисунок цветного паркета, составленный из перетекающих один в
другой кругов, словно приглашает к танцу. Но главное украшение интерьера —
освещение. Две огромные люстры кажутся невесомыми в этом “бесконечном” зале.
Усыпанные дождем хрусталя жирандоли сменяются стеклянными фонарями с букетами
“слезинок”, дрожащих на тонкой проволоке, настенные бра — величественными
канделябрами в виде задрапированных в античные одежды женских фигур с
золочеными ветвями светильников в руках. Можно представить, как эффектен был
зал при зажженных свечах, когда свет играл в хрустале всеми цветами радуги, а
зеркала бесконечно множили сверкающие огни!

Высокие
стеклянные двери Танцевального зала как бы зовут нас выйти в сад. Кусковский
регулярный парк был одним из самых больших в России. Его называли
“французским”, так как создатели ориентировались на парки Франции и прежде
всего на Версаль. В основу планировки положена центричная схема. Однако строгая
симметрия всех элементов только кажущаяся : части парка, расположенные по обе
стороны партера, разнятся по величине и плану. Западная меньше, зато
диагональных аллей здесь гораздо больше, и это создает впечатление глубины
пространства. К тому же гуляющим легче было стекаться к боковой “аллее игр”.
Противоположная часть парка служила местом отдыха. Тут располагались зеленый
театр, вольер с певчими птицами и менажереи для водоплавающей птицы.

Самая
торжественная часть парка — партер с мраморной скульптурой и цветочным ковром —
боленгрином. Огороженный, словно стенами, ровными линиями шпалер и фасадами
дворца и Оранжереи, он производит впечатление огромного зала под открытым
небом. Одинаковая высота шпалер и четкий ритм бюстов на высоких постаментах
придают композиции спокойную уравновешенность. И все же зрителей неизбежно
охватывает ощущение движения, царящего здесь. Его создают скульптуры, которые
благодаря ясному и выразительному силуэту хорошо “читаются” на расстоянии.
Резкие повороты торса, головы, рук особенно естественны среди колеблющейся под
ветром листвы, в вечной игре света и тени.

Большой
ансамбль парка разделен на малые. Первый из них — голландский. На берегу
небольшого пруда стоит красный домик под высокой черепичной крышей —
своеобразная декорация уголка старой Голландии. Когда-то к дому примыкал
“голландский сад” с тюльпанами, а у входа была набережная с лестницей, ведущей
к воде. На берегах пруда стояли две беседки: Пагоден-бург, построенная в
“китайском” стиле, и Столбовая, представляющая собой открытую колоннаду.

Этому
ансамблю в плане парка противостоит ансамбль итальянского пруда, объединявший
похожий на маленький дворец Итальянский домик, павильон Грот и менажереи.
Итальянский домик построен под руководством Ю. И. Кологривова в стиле раннего
классицизма. Пропорции его просты и изысканны, поверхность стен членят
пилястры, создающие завершенность пластического объема.

Архитектура
Грота, проект которого принадлежит Ф. С. Аргунову, необычайно живописна и
динамична. Фасады обильно декорированы колоннами, карнизами, фронтонами, в
нишах стен установлены белокаменные статуи. Круглые линии стилобата как бы
омывают здание, и оно вторит своему отражению в ряби пруда. Предназначенный для
отдыха в жаркие дни. Грот имитировал сказочное “Нептуново царство”. На стенах
его кабинетов выложен узор из ракушек — фантастические животные и растения, а
решетки на окнах и дверях напоминают морские водоросли.

Изящество
классицизма и барочную пышность сочетает кусковский Эрмитаж, построенный по
проекту неизвестного художника. Плавной линией опоясывает объемы здания лепной
в гирляндах антаблемент. Павильон кажется легким и стройным благодаря
увеличенным пропорциям второго этажа и сферическому куполу. Эрмитаж
предназначался для приема избранных гостей и был оборудован механизмами, с
помощью которых на второй этаж можно было поднять стол, накрытый на 16 персон,
и гостей на специальном канапе.

Неподалеку
от Итальянского домика хорошо сохранились очертания Воздушного театра. Все
здесь было сделано из земляных насыпей, покрытых дерном, и стриженого
кустарника : сцена, кулисы, оркестровая яма, места для зрителей. Авторами и
исполнителями многих пьес были крестьяне Шереметева. На кусковской сцене
блистали крепостные актрисы Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова и Татьяна
Васильевна Шлыкова-Гранатова.

Разнообразные
затеи были устроены и в пейзажном парке — так называемом “английском”, разбитом
позади Оранжереи. Были в нем “храм тишины” и “турецкая киоска ”, “ философский
домик” и “пещера дракона”. В 1787 году под руководством крепостного архитектора
А. Ф. Миронова здесь выстроили “Новый театр” — по тому времени один из самых
совершенных как по устройству раздвижного амфитеатра, так и по технике
машинерии.

Кускову
нельзя отказать в художественной ценности собраний живописи. Наибольший
интерес, пожалуй, представляют произведения талантливых крепостных художников
Ивана Петровича Аргунова и его сына Николая, творчество которых сыграло немалую
роль в становлении русского реалистического портрета. Но самая крупная
коллекция музея — собрание фарфора, фаянса, стекла от античности и до наших
дней. Сегодня она насчитывает 22 тысячи произведений зарубежной, русской и
советской керамики и стекла.

...Теперь
Кусково входит в черту столицы. Но время, зачарованное его красотой, похоже,
замедлило здесь свой бег. Огромные дома нового района выросли поодаль, словно
бы отступив перед шедевром XVIII столетия... Сейчас в усадьбе идут большие
реставрационные работы: архитектурно - парковый ансамбль Кускова решено
возродить во всей полноте. Недалек день, когда вновь заструятся “каскады” на
канале, линию парадного двора очертит легкая балюстрада, а на дерновом ковре
Воздушного театра “оживут” старинные пьесы и, как прежде, зазвучит музыка.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.chat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Animals In The Eyes Of Th Essay
Реферат Теории Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Т. Мальтуса. Историческая школа в Германии
Реферат Статистические методы оценки значимости компонент педагогической системы учителя
Реферат Great War Essay Research Paper The Great
Реферат Restorative Justice Essay Research Paper RESTORATIVE JUSTICEByConnie
Реферат Системний підхід до планування підготовки кваліфікованих працівників
Реферат Антидепрессанты: нейрохимические аспекты механизма действия
Реферат Cleopatra Essay Research Paper Cleopatra Egyptian QueenCleopatra
Реферат Проблема перекладу в зарубіжній літературі
Реферат Управление как социальная технология
Реферат «Нечеткая логика в системах управления»
Реферат Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом.
Реферат Китайско-российское региональное сотрудничество
Реферат Интересы и занятия дворянской молодежи по роману АС Пушкина Евгений Онегин
Реферат Грамматический анализ субстантивированных прилагательных и причастий