Реферат по предмету "Культура и искусство"


Синергизм – новая концепция культуры

Синергизм –
новая концепция культуры

Алексей Юрьевич
Зоткин

Обратите
внимание, сколько живёт в искусстве явление, обозначаемое понятием «Стиль»: ему
отпущено 25-30 – максимум 40-50 лет. Так было на протяжении последних 400 лет.
Правившая 400 лет до того готика уступила место быстро менявшемуся калейдоскопу
концептуальных подходов к пространству, свету, цвету, звуку, слову...

В ХХ век
человечество ступило под знаменами Его Величества Модерна – и разбрелось по
тернистым дорожкам классической и новой стилистики. Под сводами новостройных
романских замков раздавались звуки рок’н’ролла, в стенах невиданных доселе
сооружений, рожденных безудержной фантазией последователей Ле Корбюзье, Мис ван
дер Роэ и Хюндертвассера – переливы цитолы и клавесина. Бароны скупали
футуристические картины абстракционистов и авангардистов, а крестьяне вешали
над комодами репродукции Рафаэля, Рембрандта и Сезанна. Воистину: «Всё
смешалось в доме Облонских!»

Вот из этой-то
всеядности и народился когда-то - на переломе века прошедшего –
деточка-постмодернизм! Всеядный и всепоглощающий – по версии его
провозвестников. Эклектика не просто вошла в моду – она по-настоящему поднялась
в цене. Бессмысленное смешение стилей само стало стилем. И не просто стилем –
основополагающей стилистикой. Тем, без чего невозможно представить себе
современное творчество. Разбавим чистоту функционального стиля – маркетри среди
контемпорари. Диковинный торшер посреди рококо. Легенда Тёмного Времени под рэп
– на киноэкране. И ешьте меня с кашей! И едим... Культура вкушает культуру.
Самоё себя с хвоста. Долго ли может так продолжаться? Нет – если помнить, что
культура есть прогресс. А в самопоедании долговременного прогресса не обрящешь.
Разве что расчистишь умственную почву для чего-то нового. Вот так это новое
незаметно на рубеже веков и тысячелетий к нам и явилось.

Явилось сразу
на нескольких уровнях.

Во-первых, как
форма индивидуального сознания: работа сразу в нескольких, чтобы не сказать во
многих, областях творческого раскрытия личности стала нормой для художника.
Веб-дизайнер, фотограф, поэт и инсталлятор – один человек. И тем лучше, он так
тонко, так разносторонне и необычно чувствует мир. Свободно переносит
выразительные приемы из искусства в искусство. Дополняет и усиливает одно звено
другим.

Во-вторых,
общественное сознание воспринимает такое «поведение» художника не только
адекватно, или одобрительно. Такой стиль творческой работы – единственно
возможен. Он – парадигма общественного сознания: нет больше живописца, графика,
классического пианиста или кантри-певца, в дизайне работают все мыслимые и
немыслимые категории населения, включая детей, пенсионеров и домохозяек. А
обществу и то правильно – кто понимает нужды домохозяйки лучше самой
домохозяйки. И эта домохозяйка пишет, книгу не книгу, сценарий фильма – только
совсем не фильма, а компьютерной игрушки с бесконечным сюжетом, новую манеру
одеваться, выражаться, делать подарки и строить карьеру. Пишет новую жизнь.
Жизнь, в которой можно быть разным – но обязательно похожим на одного из
персонажей. Общество позволило кухарке править миром – и с умилением взирает на
дело рук своих. Ну да Бог с ним, с суррогатом культуры, если такая позиция
общества позволяет подлинному художнику раскрывать свои таланты ещё более ярко
– недаром вновь обретает популярность подзабытая фраза: «Талантливый человек
талантлив во всём!»

Вот и третье!
Такая концепция культуры приносит пользу ей самой. Развитие искусства опять
синтезировано концептуально и сфокусировано субъективно – в руках одного и того
же человека власть над множеством объектов творчества. В то же время развились
и окрепли за 100 лет синтетические виды творческой деятельности: кино, реклама.
Да – они зависимы от бюджетов и потребностей, а разве древнейшее из
синтетических искусств – театр: не зависел во все времена от меценатов? А
художник или поэт, своим трудом хлеба не производящие? Современные
синтетические искусства и деньги способны зарабатывать.

А главное – все
перечисленное свидетельствует о рождении нового направления в искусстве.

Это
направление: «синергизм» - взаимоусиление всех видов искусства за счет друг
друга.

Каждое
направление, каждый жанр и вид искусства не просто привносят что-то новое в
сокровищницу мировой культуры, они, прежде всего, обогащают другие виды
искусства – и сами обогащаются за их счёт! Переносятся подходы, стилистика
материалы! От ремесленных приемов до способов полёта фантазии.

Эта реальность
– сложившаяся на сегодняшний день ситуация. Глупо было бы отрицать очевидное,
на фоне рассматриваемой нами феерии совмещения несовместимого – совмещения не
эклектического, но синкретического, срастания субкультур; дифференциации
профессиональной при полной всеохватности (заметьте, не «всеядности»)
творческой.

Реклама как
искусство, как субкультура – вот ярчайший пример синергизма. Есть ли на Земле
или во Вселенной что-либо, чего не коснулось бы дуновение рекламных ветров.
Воистину: «Всё в этом мире продается и покупается. Только не всё – за деньги!»

Реклама –
искусство синтетическое, мало того, связанное по рукам и ногам требованиями
экономики (конечно, если это настоящая реклама, а не упражнения в
самолюбовании). И, тем не менее, именно реклама особенно ярко демонстрирует нам
возможности синергизма. Сбылась вековая мечта человечества, мечта о
коллективном творчестве. О совместном созидании, которого раньше и представить
себе было нельзя. Более того, о творчестве, несущем в себе не только
«абстрактно-воспитательную», но и «конкретно-питательную» пользу.

Есть идея,
генерируемая множеством людей; есть слова, которые эти люди придумывают, исходя
из идеи; есть образ – создаваемый для слов на основе идеи; есть весёлый смех,
когда эти люди оттачивают своё детище, придирчиво критикуя недостатки и
пошлости; есть совместная продажа идеи рекламодателю.

Вот что такое
синергизм в рекламе.

А о других
искусствах – в других местах.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://aup.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.