Aдаб
Aдаб,
оформившееся в 9 в. направление в арабо-исламской культуре, означающее
воспитание через литературу «похвального образа поведения», унаследованного от
предков.
Адиб – это
литератор, взявший на себя обязанность заниматься совершенствованием наиболее
деятельной части общества.
Культура адаба
означала выработку свода светских правил, которым должны следовать люди,
находящиеся на государственной службе, приближенные к власти и желающие сделать
успешную карьеру, т.е. судьи, учителя, чиновники и т.п. Это определяло форму и
содержание «адабной» литературы: сочинения на моральные темы; собрания
изысканных стихов, прозаических отрывков, шуток, анекдотов, которые помогают
вести легкую, непринужденную беседу.
В эпоху
расцвета арабо-мусульманской культуры (9–11 вв.), названной ее исследователем
А.Мецем «мусульманским ренессансом», и позднее, при дворах некоторых
просвещенных халифов и правителей, вечерами проходили встречи ученых,
мыслителей, поэтов. музыкантов, в которых участвовали и их покровители.
Культурная и научная жизнь связана была и с «домами науки», одним из которых
был багдадский «Дом науки», созданный халифом ал-Мамуном.
Здесь была
прекрасная библиотека, содержавшая тысячи книг по разным областям знания.
Почтительное отношение правителей к знанию повлияло на выработку эталона
«светской» культуры, который распространялся и на менее элитарные круги, для
которых подспорьем и была литература адаба.
Существовала
также и специальная профессиональная литература, учебные руководства для людей,
занимающихся интеллектуальным трудом. В основе воспитания, исповедуемого
адабом, лежало следование духовным традициям, прежде всего традициям
религиозным. Но целью адаба было все же образование светское: адаб – литература
не религиозная, а светская, порой весьма пикантная, особенно в той ее части,
которая относилась к куртуазной поэзии и прозе. «Легкая» форма адаба,
отличающая его от сухих, мудреных, скучных трактатов богословов, ученых и
философов, позволяла, развлекая, просвещать, наставлять широкий круг людей.
Адабная
литература, особенно учебники, сообщали читателю начальные знания в области
математики, грамматики, истории и т.д. Ас-Сиджистани (ум. 888), намекая на
отношение к разуму и, в частности, к греческой учености, почитаемой многими
адибами, рассказывает о сне, увиденном халифом ал-Мамуном. В этом сне
происходит встреча халифа с Аристотелем, во время которой античный философ,
отвечая на вопросы ал-Мамуна, апеллирует прежде всего к разуму, как бы
поддерживая своим авторитетом ал-Мамуна в его симпатии к
рационалистам-мутазилитам, противникам богословов-традиционалистов.
Наиболее яркими
предстаквителями адаба были ал-Джахиз, Ибн Кутайба, Абу Хайан ат-Таухиди. Но
если с именем ал-Джахиза (ум. 868) ассоциируется образ искателя, новатора, то
живший полвеком позже Ибн Кутайба воплощает скорее стремление к созданию
упорядоченной системы, канонизации адабных сочинений, призванных сформировать
достойного кади, секретаря, вообще светского человека и хорошего мусульманина. Но
интенции, заложенные в творчестве ал-Джахиза, подхватит уже позже, в 10 в., его
страстный поклонник ат-Таухиди.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/