Романсеро
Предания и
легенды о крушение вестготского королевства носили на себе печать двойственного
влияния: арабского и христианского (северные провинции). Примешивались и
отголоски европейской рыцарской интерпретации. Одна из легенд о далёких
трагических событиях связана с личностью последнего вестготского короля – цикл
романсов о Родриго:
Родриго
открывает заколдованную толедскую пещеру.
Как король дон
Родриго влюбился в Ла Каву, когда она мыла волосы в роднике.
Родриго и Ла
Кава.
“Говорят
влюблён Родриго…”
Ла Кава
оплакивает свой позор.
Граф Хулиан
клянётся отомстить Родриго за бесчестье дочери.
Плач о гибели
Испании.
Потерянное
королевство.
Покаяние короля
Родриго.
В этом цикле
прослеживаются три фазы легенды о начале завоевания арабами Испании:
Дон Родриго
попадает в заколдованный замок в Толедо – “жилище Геркулеса”, - куда никто не
смел проникать. Там, на стене, были изображены арабские воины, а под ними
надпись, гласящая, что Испания будет завоёвана народом, здесь изображённом,
едва лишь кто-нибудь войдёт в запретное это помещение.
Ла Кава
(Флоринда), дочь графа Хулиана, наместника Сеуты и Танжера (историческое имя
графа Олиан, Ильян, Орбан), была обесчещена вестготским королём Родриго во время
её пребывания при королевском дворе в Толедо. Ла Кава поблекла от горя и
позора. Она пишет отцу письмо с просьбой отомстить за бесчестье. Получив
письмо, граф Хулиан входит в сговор с маврами, чтобы сокрушить королевство
Родриго.
После разгрома
войск в битве под Гвадалете король Родриго бежит в Португалию. Возле городка
Визео он встречает монаха, которому исповедуется в грехах. Монах накладывает на
него такое покаяние: лечь в гроб с многоглавой змеёй. В момент смерти Родриго
колокола Визео зазвонили сами собой, и душа грешного короля обрела вечное
блаженство.
Такова легенда.
Как бы плохо не согласовывались с ней исторические данные, они тем не менее,
проступают сквозь толстый слой поэтического вымысла. Так, в Толедском дворце
была какая-то сокровищница. Полагают, что готовясь к войне с басками, Родриго
решил завладеть сокровищами, принадлежавшими церкви, и именно в тот час, когда
он там находился, было получено известие о нападении отрядов мавра Тарика. В
народной памяти события смешались, появились новые мотивировки.
Трагедия короля
так бесславно потерявшего своё королевство, ярко воспроизведена в драме Лопе де
Вега “Последний гот Испании”. До сих пор в Толедо показывают туристам часть
берега у реки Тахо под навесом скалы, называемая Баньо де ла Кава (Купание
Кавы), где будто бы купалась Флоринда. На скале возвышается массивная башня,
называемая башней Родриго, - по преданию, из её окон король впервые увидел дочь
графа Хулиана.
Мотив
предательства тоже подсказан реальными историческими фактами. После смерти
предпоследнего готского короля Витицы в 710 году на престол самоуправно взошёл
правитель Бетики дон Родриго. Сыновья Витицы и их единомышленники выступили
против Родриго. Граф Хулиан держал сторону сыновей Витицы. Он вступил в
соглашение с маврами. Согласно договору было решено вторгнуться в Испанию и
возвести на престол сыновей Витицы. В результате в апреле 711 года
мусульманские полчища переправились через пролив и начали свой победоносный
поход, быстро разгромив Родриго, преданного своими сторонниками. Что касается
заключительного эпизода, то дело обстояло так: Родриго, согласно единственной
хронике того времени – “Анонимной кордовской хронике” (“Cronica del anonimo de
Cordova”), погиб в бою. Поэтическая легенда предпочла толкование более
эффектное: Родриго бежал, решив искупить свою вину с помощью столь страшного
покаяния. “Хроника Альфонса III Великого” (“Cronica de Alfonso III el Mango”,
880 г.) утверждает, что в Визео была найдена скромная гробница со следующей
надписью: Hic requiescit Rudericus ultimus Rex Gothorum (Здесь покоится
Родриго, последний король готов). Согласно предположениям Менендеса Пидаля,
надпись эта появилась в результате искажённого перевода другой надписи,
сохранившейся в старинной арабской хронике. Надпись сообщала всего-навсего о
том, что в такой-то могиле был заживо погребён такой-то. Дело в том, что
согласно древнеримскому закону, с некоторыми изменениями воспринятому
вестготским законодательством, отцеубийство наказывалось так: преступника
зашивали в мешок и бросали в море либо сажали в яму со змеями.
Так или иначе,
в Визео имеется могила, которую выдают за могилу дона Родриго. Отголоски
сведений о покаянии, наложенном согласно легенде, на короля Родриго,
сохранились во многих позднейших романсах. В частности, один из таких романсов
цитируется в XXXIII главе “Дон Кихота” Сервантеса: “Она грызёт меня, грызёт моё
сердце – средоточие моих прегрешений, источник великого моего несчастья”.
Своими корнями
легенда уходит в исторические хроники (начиная с VIII и кончая “Сарацинской
хроникой” 1430г.), которой в основном и вдохновлялись сочинители романсов о
доне Родриго.
Список
литературы
Романсеро. М.,
Художественная литература. 1970, в т.ч. и послесловие Н.Томашевского к этому
роскошному изданию.
Малицкая К.М.
Толедо старая столица Испании. М., Искусство 1968.
В.И.Ленин.
Собр.соч. в 55-и томах, 5-е издание.
Паша
“Мерседес”. Избранная лирика.
Усама бен
Ладен. Семь стихотворений, собственноручно им написанные на русском языке.
MANGA.
Избранные тексты. Пер. с японского.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ru68guit.km.ru/