Что такое
«от кутюр»?
Большинство
терминов, относящихся к моде и швейному искусству, французского происхождения.
Стаж Парижа, как диктатора моды, внушает уважение. Часто встречются термины
haute couture (от кутюр) и pret-a-porter (прет-а-порте). На них стоит
остановиться немного подробнее.
«От кутюр» –
швейное искусство высшего качества. В более узком значении – это уникальное
творчество ведущих парижских салонов мод, которые задают тон в международной
моде. Это французская «высшая мода». Естественно, «высшая мода» есть и в других
странах, как, например, в Италии – alta moda. «От кутюр» – это также и
отдельные уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по
заказу клиента.
«Прет-а-порте»
означает «готовое для носки». Модели одежды, входящие в эту группу,
производятся большими партиями и продаются в маленьких магазинах – boutique
(бутик), принадлежащих салонам мод «высшей моды», а также крупным универсальным
магазинам. Разница в ценах между моделью «от кутюр» салона мод и «прет-а-порте»
той же фирмы значительна. «Прет-а-порте» также называются модели одежды
создаваемые вне салонов мод для массового производства, которые раньше
назывались confection – готовое платье. Этому названию обычно сответствует та
часть массовой продукции, в которой острее всего проявляется мода текущего
момента и которая не производится огромными тиражами, как обычные
унифицированные массовые изделия.
Понятие «от
кутюр» появилось в середине XIX века, когда возникли первые Салоны мод в
сегодняшнем понимании и появились модельеры, часто окруженные мистическим
ореолом. Несомненно, что эти чародеи, создававшие шедевры из шелка, бархата,
кружева и жемчуга, ориентировались прежде всего на высокопоставленных дам.
Одной из самых ярких личностей эпохи кринолинов был англичанин Уорт, который
покорил своими идеями парижское общество и даже Евгению, супругу Наполеона III.
Благодаря своим бессчетным туалетам Евгения вошла в историю моды. Зарождение
«высшей моды» связано с именем Уорта.
Фантастические
творения Уорта и его коллег котировались так высоко не только из-за дорогих
материалов и великолепного исполнения. Самым важным было имя создателя,
который, «подписывая» платье, делал его произведением искуства, а обладательница
этого туалета обеспечивала себе высокое положение в обществе. В 1868 году был
создан Парижский комитет Профсоюза швейной промышленности, который и до
сегодняшних дней объединяет самые видные салоны мод и фирмы Парижа и решает
правовые вопросы, касающиеся моды. Но мода все еще не была признана искусством,
равноправным среди других. Лишь в 1943 г. был издан закон, по которому
модельеры получили равные права с деятелями литературы и искусства.
После Уорта
знамя «высокой моды» перешло к другим модельерам. Нужно было обладать огромным
талантом, чтобы суметь отразить в одежде идеи своего времени, сформировать
облик женщины (и мужчины) согласно своему идеалу. В начале XX века в
декадентских салонах царствовал Пуаре. В его пламенных оранжевых и лиловых восточных
эскизах проявлялись модернистская гибкость и драматизм. Почти полвека угадывала
желания женщин легендарная мадам Шанель. В 20-е годы она одевала женщин в
обыкновенные серые, черные и бежевые платья-рубашки, в трикотажные пуловеры и
кардиганы, украшала их фальшивыми драгоценностями, разрешала им носить платья
из ситца, которые до этого носили лишь служанки. Она увековечила свое имя
духами «Шанель N 5», а в 50-е годы подарила своим почитателям знаменитый костюм
«Шанель».
В 30-е годы на
арене «высокой моды» скрестили шпаги мадам Вионе и мадам Скиапарели. Первая из
них пропагандировала крой платья по диагонали, вторая ввела квадратные плечи,
которые в течние 15 лет считались обязательным элементом в одежде. Лишь в 1947
г. Кристиан Диор отказался от них и этим вызвал настоящую революцию в моде.
Силуэт, предложенный Диором, с подчеркнутой талией и длинной свободной юбкой
был диаметрально противоположен господствующему тогда короткому и угловатому
силуэту и, очевидно, соответствовал послевоенным идеалам женщины. В 1955
появилось сенсационное «робсак», то есть платье-мешок. В 60-е годы наделала
шума мини-юбка, которая в продолжение десяти лет задавала тон в моде. С
мини-юбкой тесно связано имя Андре Куража. Архитектор по образованию, он и в
одежду стремился внести конструктивные элементы, светлые тона, геометрические
поверхности, веря, что он создает моду будущего. В 60-е и 70-е годы, без
сомнения, наибольшим успехом пользуются модели Ив Сен Лорана. В его коллекциях
чувствуется влияние абстрактного искусства, ностальгического настроения,
цыганской романтики, военной униформы, песков Сахары и степей Киргизии. Но
вместе с фантастикой он предлагает и классику.
Французское
искусство моды с его традициями и историей всегда было ярким зрелищем,
собирающим большое количество репортеров, кинозвезд и богатых покупателей.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://afield.ru/