КУЛЬТУРА
РЕЧИ: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПИНЫ
1.
Культура речи как учебная дисциплина
Культура речи изучается в
высших учебных заведениях как составная часть цикла гуманитарных дисциплин,
предназначенного для студентов всех специальностей.
В современную эпоху высшее
образование имеет особо важное значение для обеспечения устойчивого развития
общества по пути экономических реформ, построения правового государства и
гуманизации социальных отношений.
Эта особая роль высшего
образования состоит не только в подготовке квалифицированных кадров, способных
эффективно управлять экономикой и правовыми институтами в современном динамично
меняющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в
повышении культуры социальных и межличностных отношений. Эта задача может быть
решена только в том случае, если выпускник вуза получит необходимые знания и
навыки образцового владения литературно грамотной и красивой речью на
государственном языке Российской Федерации - русском языке.
Предметом культуры речи как
учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его
принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы
искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы
современного состояния речевой культуры общества.
Важнейшими
задачами дисциплины являются:
Закрепление
и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
Формирование
коммуникативной компетенции специалиста;
Обучение
профессиональному общению в области избранной специальности;
Развитие
навыков поиска и оценки информации;
Развитие
речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения
(ведение переговоров, дискуссии и т.п.);
Повышение
культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и
поддержания доброжелательных личных отношений.
Главной целью курса культуры
речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного
специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам,
отличается выразительностью и красотой.
Курс культуры речи нацелен на
формирование и развитие у будущего специалиста - участника профессионального
общения комплексной коммуникативной компетенции на русском языке,
представляющей собой совокупность знаний, умений, способностей, инициатив
личности, необходимых для установления межличностного контакта в
социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.)
сферах и ситуациях человеческой деятельности.
Достижение этой цели в полном
объёме требует не только внимательного изучения литературы по темам курса, но и
дальнейшего самообразования, с методами которого знакомит данный курс.
Культура
речи включает три аспекта:
Нормативный;
Коммуникативный;
Этический.
Нормативный аспект культуры
речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание
литературных норм и умение их применять в речи. Однако эффективность общения не
всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован
текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата. Язык
располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для
объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо
выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные
задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект
культуры речи.
Соблюдение норм поведения,
уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность
составляют этическую сторону общения.
Этические нормы составляют
необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является
важной частью общей культуры человека.
"Итак, культура речи -
это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определённой
ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения
позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных
коммуникативных задач" - так определяет понятие культуры речи известный
современный лингвист Е.Н.Ширяев (Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Мы
сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995, С. 9-10).
Термин
культура речи многозначен. Среди его основных значений выделяют следующие:
"Культура
речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи
незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач
общения" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение,
1995, С. 15);
"Культура
речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её
совершенстве" (там же, С. 15);
"Культура
речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств
речи" (там же, С. 16).
2.
Культура речи как обновляющаяся область научно- практических исследований
Культура речи как особая
научная дисциплина начала складываться в 20-ые годы 20 века благодаря работам
В.И.Чернышова, Л.В.Щербы, Г.О.Винокура.
Изменение социального порядка
после 1917 года вызвало новую культурно-языковую ситуацию. В публичном общении
стали принимать участие широкие слои населения, ранее не владевшие грамотой.
Произошло изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой культуры
общества в целом.
Все эти процессы стали
предметом внимания учёных. Стали появляться научные труды, содержавшие анализ
речевой практики общества и его отдельных социальных сред, а также работы, в
которых предлагались методы повышения грамотности и развития речевой культуры
участников публичного общения.
Среди важнейших работ того
времени следует назвать работы Г.О.Винокура "Культура языка" (1929),
С.И.Карцевского "Язык, война и революция" (1922), А.Горнфельда
"Новые словечки и старые слова" (1922), А.М.Селищева "Язык
революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917-1926)"
(1928). Эти работы были посвящены изучению факторов, ведущих к разрушению норм
литературного языка, выявлению и описанию участков языковой системы, наиболее
чувствительных к нарушению литературной нормы, и методам повышения грамотности,
распространения знаний о языке, воспитания уважения к правильной речи.
Затем после длительного
перерыва интерес к проблемам культуры речи вновь повышается в 1960-ые годы.
Особую роль в это время сыграли работы В.В.Виноградова, С.И.Ожегова,
Д.Э.Розенталя.
В 1957 году издаются
"Избранные работы по русскому языку" академика Л.В.Щербы. В состав
этого сборника вошел ряд статей, посвященных речевой деятельности и проблемам
обучения языку. В 1959 году в "Избранных трудах" А.М.Пешковского
переиздаётся его статья, написанная в 1923 году, "Объективная и
нормативная точка зрения на язык", посвященная научному определению
понятия языковой нормы. В 1960 году в "Избранных работах по русскому
языку" С.П.Обнорского печатается его работа "Культура русского
языка".
В.В.Виноградов в статье
"Русская речь, её изучение и вопросы речевой культуры" ("Вопросы
языкознания" 1961, № 4) и других работах обратил внимание на проблемы
изучения культуры речи: существование субъективно-вкусовых оценок, присущих
определённому времени и определённой среде, динамичность нормы и её
стилистическое разнообразие.
В этот период проблемы
нормирования языка, пропаганды речевой культуры исследуются в работах
Б.Н.Головина "Как говорить правильно. Заметки о культуре речи"
(1966), В.А.Ицковича "Языковая норма" (1968), В.Г.Костомарова
"Культура языка и речи в свете языковой политики" (1965) и других
учёных. Выходят сборники научных статей "Вопросы культуры речи",
"Язык и стиль".
В 1970-ые годы выходят работы
В.Г.Костомарова "Русский язык на газетной полосе" (1971), С.И.Ожегова
"Лексикология. Лексикография. Культура речи" (1974), Л.В.Успенского
"Культура речи" (1976). Интерес к вопросам культуры речи в науке
увеличивается после нового изменения языковой ситуации в конце 1980-ых годов.
Среди наиболее известных научных работ о состоянии речевой культуры общества на
рубеже 20-21 веков можно отметить коллективную монографию "Русский язык
конца ХХ столетия" (1996), работы О.А.Лаптевой "Живая русская речь с
телеэкрана" (2000), В.Г.Костомарова "Языковой вкус эпохи"
(1994), а также учебники по риторике Н.Н.Кохтева, Ю.В.Рождественского и других
авторов, учебники по культуре речи.
Культура
речи исследуется в нескольких разделах языкознания.
Функциональная
стилистика изучает особенности речевых норм в связи с различными функциональными
стилями речи, владение стилями, стилистические изменения в языке и речи.
Теория
речевых актов изучает речевые действия говорящего и слушающего и правила
эффективного ведения диалога и подготовки монолога.
Лингвистическая
прагматика изучает цели участников общения и методы их достижения, отношение
человека к собственной и чужой речи.
Лингвистика
текста занимается нормами построения целого текста и ролью текста в общении
людей, структурными и стилистическими особенностями текстов.
Социолингвистика
исследует языковую ситуацию в обществе, влияние общественных факторов на
культуры речи и культуры речи на общественную жизнь.
Как область
научно-практических исследований культура речи включает объяснение
существования языковых норм и речевых ошибок и разработку рекомендаций по
закреплению и преодолению недостатков речи. Поэтому проблемы культуры речи
освещаются как в монографиях, адресованных лингвистам, так и в
учебно-практических пособиях, предназначенных для массового читателя. При этом
практические рекомендации опираются на теоретическую разработку проблем
культуры речи, а выводы теоретического характера - на знание речевой практики
общества.
Так как общественная жизнь не
стоит на месте, то специалистам по культуре речи требуется постоянно следить за
происходящими социально-языковыми процессами и оперативно учитывать проблемы
речевого взаимодействия людей в своих рекомендациях. Поэтому работа
исследователей в области культуры речи сочетает в себе накопление объективных
данных о состоянии речевой культуры общества, объяснение этих данных при помощи
новейших лингвистических методов и разработку методов обучения речевым нормам и
навыкам эффективного общения широких общественных слоёв. Такая работа
основывается на систематическом обновлении фактических данных и методического
инструментария, что и делает культуру речи постоянно обновляющейся областью
научно-практических исследований.
3.
Основные понятия культуры речи
Для того чтобы разобраться в
путях и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно
представлять содержание и объём понятий данной дисциплины.
Центральным понятием этой
дисциплины является понятие о языке. Язык - "естественно возникшая в
человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых
единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и
предназначенная прежде всего для целей коммуникации" (Арутюнова Н.Д. Язык
// Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997, С. 652).
Способность соотносить звук и
значение - главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время - система
знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в
себе духовный опыт людей.
С языком тесно связано понятие
речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое
в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью
принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса,
т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или
письмом" (Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997, С.
417).
Речь воспринимаема, конкретна
и неповторима, преднамеренна и направлена к определённой цели, она обусловлена
ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в
различных сочетаниях с преобладанием одной из них.
Общение между людьми является
и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации.
Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация.
Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс,
поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения.
Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвую
коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие
их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание
высказывания адресатом.
Результатом речевой
деятельности говорящего является текст. Текст - это законченное речевое
произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются
цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии
требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности
своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность
восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их
соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.
Важным является понятие о
качествах речи. Качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность
коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
В филологии
различают
речевую
культуру личности;
речевую
культуру общества.
Речевая культура личности
индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и
представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура
личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире
речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает
собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Речевая культура общества есть
отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование
литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания
речевой культуры придерживается Ю.В.Рождественский (Общая филология. М.: 1996,
С. 14).
Конечно, в рамках науки о
культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения
литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в
речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества.
Успешное общение между людьми
требует коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная
компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и
восприятия действительности в различных ситуациях общения.
Основными понятиями культуры
речи являются также такие понятия как литературный язык, нормы языка, стиль,
языковой стандарт, языковая личность, виды и формы речи, речевой этикет.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/