Реферат по предмету "Культура и искусство"


А. П. Павлова

А. П.
Павлова
Методическая
работа для студентов техникума культуры, училища культуры, школы искусств,
танцевальных коллективов художественной самодеятельности
Министерство культуры республики Башкортостан
Башкирский республиканский Техникум культуры
Хореографическое отделение
г. Стерлитамак 1999 г.

Посвящается А.
П. Павловой – русской балерине.

12 февраля 1881
года в Петербурге в семье солдата из крестьян и прачки родилась дочь Анна.

Жизненная цель
появилась у Анны Павловой, когда ей было 8 лет. Эта цель обрела облик «красивой
дамы», танцевавшей на сцене Петербургского театра в «Спящей красавице» - первом
спектакле, который в своей жизни увидела маленькая Анна. Мать Анны, очень
бедная женщина хотела сделать из своей дочери портниху. И только, горячие
просьбы, упорство, твердость характера, проявившегося вдруг в тихой, хрупкой
девочке, заставили мать дважды пойти с ней на улицу Росси в дирекцию
императорских театров (в дирекцию императорской балетной школы). Восьмилетнюю
Анну нашли очень слабой, физически неподготовленной для сурового режима
казенной балетной школы. Только через два гола ее приняли в эту школу. В
балетной школе Анна была очень старательной ученицей. В те годы в моде были
виртуозность, технически эффектные танцы итальянских образцов «Стальной носок»
считался главным качеством исполнительницы. Павлова с ее хрупкой, воздушной
фигурой была не в духе времени, она это понимала и всеми силами старалась
овладеть бравурным блеском танца. И она достигла цели – по окончании училища
танцовщица Павлова могла исполнять любую сложную партию балетного репертуара
Маршанского театра. Однако очень скоро стало ясно, что состоит не автогенной
безукоризненной технике. Молодая танцовщица привлекала внимание публики яркой
индивидуальностью, поэтичностью своего танца.

Павлова
выходила на сцену лукавой, шаловливой девушкой в балете «Тщетная
предосторожность», изысканным снегом в балете «Камарго» с очарованием молодости
исполняла партии четырех сказочных фей в балете «Спящая красавица», а затем
саму принцессу Аврору – мечту своего детства. Танец А. Павловой в этих балетах
был полон непринужденной грации, беззаботной радости жизни. Но вот на сцене
появилась Павлова – Жизель и зритель был потрясен трагической силой ее игры.

Огромную роль в
творческом формировании Павловой сыграл ее товарищ по балетной школе – Михаил
Фокин. Это он помог ей понять, что ее «сила», ее обаяние не в том или ином
трюке, не в финальном пируэте, а в ее способности создать художественный образ.
Как балетмейстер реформатор, Михаил Фокин нашел в Анне Павловой горячую
сторонницу своих идей. Танец может и должен не только радовать глаз, он должен
проникать в душу. Эти слова были сказаны по поводу танца, поставленного Фокиным
для Анны Павловой. Это был «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Павлова и
Фокин дали ему бессмертную жизнь.

Как раз в это
время в творческой биографии Анны Павловой наступает переломный момент. Она уже
знаменитая балерина с мировым именем. За четырнадцать лет службы на сцене
Мариинского театра она исполнила партии с сорока с лишним балетах. С триумфом
проходят ее гастрольное турне по странам Европы и Америки, ее часто видят в
Париже и Лондоне, она во всеоружии блеска, славы поклонения….

В 1913 году
Анна Павлова порывает с императорским театром. Павлова уезжает из Петербурга
вырвав хореографическое искусство из позолоченной рамки придворного зрелища.

Она вынесла
свои танцы на широкий простор, отдала их простым людям всей земли.

Она поставила
перед собой цель доказать, что классический балет не является искусством
доступным лишь немногим знатокам. Она создала свою труппу в распоряжении этой
маленькой балетной труппы не было ни самолетов, ни кино, ни телевидения…. И
надо было быть не только великой артисткой, но и бесстрашной женщиной, чтобы
отказаться от постоянного театра. Ее английский дом – Айви Хауз – служил лишь
пристанищем для краткого отдыха между гастрольными поездками, которые длились
по несколько месяцев. Павлову никогда не смущало, где, в каких условиях будет
она танцевать. Ее выступления в США (Павлова исполняла «Умирающего лебедя»)
проходили на ипподроме и были объявлены вместе с дрессированными собачками и
другими цирковыми аттракционами.

В Панаме она
танцевала в здании портового пакгауза. В Мексике – на арене для боя быков. Ее
не смущала и 25 тысячная толпа мексиканцев заполнивших трибуны, после
исполнения танца к ее ногам со всех сторон полетели сомбреро – знак наивысшего
одобрения.

Для гастролей
она выбирала самые не протоптанные маршруты. Она забиралась вглубь таки стран,
как Индия, Египет, Китай, была в Японии, Бирме, Малайе, на Кубе, Филиппинах,
выступала перед зрителями, которые до нее не видели балета вообще. «Я хочу
танцевать для всех» - повторяла она. И крупнейшие города всех пяти континентов
для нее значили столько же, сколько затерянное в горах индийское селение. Она
несла людям всей земли свое любимое искусство, прокладывала первые пути, по
которым классический балет получил доступ в широкую жизнь. Стары киноленты
запечатлели несколько выступлений Анны Павловой в «Умирающем лебеде».

Каждое
выступление Анны Павловой, каждый ее танец пробуждал в душах зрителей целый мир
мыслей, чувств радостных, горестных, но всегда поэтичных. Во всех странах, где
проходили ее гастроли, Анна Павлова интересовалась народными и ритуальными
танцами. Она их изучала, брала уроки у местных учителей, вводила их в свой
репертуар, знакомила с ними зрителей других стран.

Основанная
Павловой в Англии небольшая хореографическая школа и созданная ею труппа по
существу открыли первую страницу, с которой начал свою историю Английский
балет.

Деятельность
Анны Павловой выходит далеко за пределы ее исполнительского творчества.

Владея в
совершенстве виртуозной техникой классического танца, Павлова оставалась
старательной прилежной ученицей. Но где бы не находилась Анна Павлова, какое бы
начинание не требовала, она для всех оставалась деятелем русского балета.
Маршруты ее путешествий, пересекшие все континенты земли, были маршрутами, по
которым русская хореографическая культура проникла в жизнь народов разных
стран. Это было триумфальное шествие русской Терпсихоры, которой зрители всего
мира безоговорочно отдали пальму первенства. В лице Анны Павловой русская
балетная школа получила мировую славу и признание.

Сама же Анна
Павлова ведя скитальческую жизнь, мыслями постоянно обращалась к своей Родине.
На вопрос, где бы она хотела жить, она неизменно отвечала: «Где-нибудь в
России». Но этому желанию не суждено было сбыться. Павлова ушла из жизни в год
своего пятидесятилетия. Она скончалась в дороге, в самом начале нового
путешествия. Это произошло в Гааге, в январе 1931 года. Но и сегодня ее жизнь,
ее искусство вызывают во всем мире горячий живой интерес. Имя Анны Павловой до
сих пор обладает огромной притягательной силой. Это имя стало для всех людей на
земле символом прекрасного, вдохновенного искусства танца, которому великая
балерина отдала всю свою жизнь до последнего дня.
Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.