Сущность и социальное назначение свободного времени
Свободное время – часть
внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся
человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов
проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное)
потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также
любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.
Закон РФ о
культуре 1992 года:
Права и свободы человека в
области культуры
Ст.8. В Российской Федерации культурная
деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от
национального и социального происхождения, языка, пола, политических,
религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения,
образования, профессии или других обстоятельств.
Ст. 10. Каждый человек имеет право на все
виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и
способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на
профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области
авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность,
охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда,
поддержку государства.
Ст. 11. Каждый человек имеет право на
свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту
государством своей культурной самобытности.
Ст. 12. Каждый
человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к
государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех
областях культурной деятельности.
Ст. 15. Граждане
имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в
дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению
культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности.
Ст. 16. Граждане имеют право создавать
ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в
порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.
Ст. 20. Народы
и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и
развитие своей культурно - национальной самобытности, защиту, восстановление и
сохранение исконной культурно - исторической среды обитания.
Политика
в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных
национальностей, давших наименования национально - государственным
образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных
этнических общностей, проживающих на данных территориях.
Ст. 21. Российская Федерация гарантирует
право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально -
государственных образований или не имеющим своей государственности, на
культурно - национальную автономию. (Это право этнических общностей на
свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания
национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.)
Национальные культурные центры, общества и землячества
вправе:
а). Разрабатывать
предложения о сохранении и развитии национальной культуры;
б). Проводить
фестивали, выставки.
в). Содействовать организации национального краеведения, охране национальных
исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
г). Создавать национальные клубы, студии и коллективы.
д). Организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению
национального языка.
Говоря о свободном
времени, следует различать три основных его типа: рекреационный (
отдых и восстановление сил после работы), рационально-потребительский (с
материальной и духовной точки зрения) и деятельный ( совмещение
времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности). Работники культуры должны
знать причины и обстоятельства, которыми вызвано посещение людьми учреждения
культуры.
У каждого человека индивидуальные потребности для посещения
КДУ, которые различаются по содержательному принципу: Общественно-политические признаки
Нравственные признаки
Эстетические признаки
Познавательные и ценностно-ориентированные признаки
Творческие признаки
Задача КДУ – организовать свою работу так, чтобы у человека
было желание посещать добровольно выбранное им объединение, участвовать в
творческой работе учреждения культуры. Потенциальной аудиторией
каждого КДУ чаще всего становятся жители того района, где оно находится. Реальной
аудиторией становятся организованные группы, приходящие в КДУ с целью
создать свое объединение.
В наше время повысился
интерес населения к занятиям, связанным с культурой. При этом все больше людей
связывают свободное времяпрепровождение не только с посещением кружков, но и с
обучением различным народным ремеслам, музыке, хореографии и т.д. На сценах не
только провинциальных, но и больших городов нередко выступают наравне с
профессиональными коллективы художественной самодеятельности и любительские
коллективы. Они также принимают участие в различных смотрах-конкурсах и
фестивалях, что дает этим коллективам дополнительный стимул для повышения
исполнительского мастерства. В наши дни появилась тенденция все большего
привлечения в такие коллективы молодежи, ведь не всем по душе и по карману
игорные заведения и ночные клубы. Среди повсеместной бездуховности, многие
представители молодого поколения предпочитают играть в КВН, петь, танцевать,
заниматься театральной и прочими творческими видами деятельности в свое
свободное время.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru