О фильме Сиднея Поллока "Три дня кондора"
Вадим Руднев
"Три
дня кондора" - интеллектуальный детектив-триллер американского режиссера
Сиднея Поллака (1982). В этой картине виртуозно сочетаются три детективных
жанра (английский, американский и французский), а детектив сплавлен с восточной
притчей.
Но
вначале о сюжете. Герой фильма, филолог по кличке Кондор (Роберт Рэдфорд),
работает в странной конторе, принадлежащей ЦРУ. Сотрудники этой конторы
занимаются тем, что, анализируя на компьютере массовые детективные романы, ищут
оптимальные ходы для деятельности ЦРУ и прослеживают ошибки в его реальной
деятельности (завязка в духе постмодернизма - художественный текст
представляется первичным по отношению к реальности).
Кондор
- человек обаятельный, но несколько безалаберный, постоянно опаздывает на
работу; при этом у него богатая фантазия и чуткий глубокий интеллект (например,
он догадывается, что в некоем детективе пуля была сделана изо льда, поэтому она
пропала - растаяла), он прекрасно эрудирован, его в шутку называют Шекспиром.
В
этот роковой день он опять опоздал, и раздраженный шеф посылает его под
проливным дождем в бар за бутербродами. Вернувшись в офис, он видит всех
убитыми. Он в ужасе выбегает из офиса, не забыв прихватить пистолет охранника,
и звонит по служебному телефону в ЦРУ, чтобы сообщить о случившемся и спросить,
что ему делать. Но вскоре он понимает, что сам заварил эту кашу. Две недели
назад он послал в Вашингтон отчет о том, что внутри ЦРУ существует тайная сеть,
и вот за это и поплатились все сотрудники конторы, чтобы не совали нос не в
свои дела. Разумеется, за ним теперь будут охотиться. Еще сотрудник по фамилии
Хайдеггер не пришел на работу. Кондор спешит к нему, но находит его убитым. Он
бросается к своему близкому другу, чтобы предупредить его, и на обратном пути в
лифте встречается с убийцей (Кондор интуитивно понимает, что это он) -
сухопарым предупредительным джентльменом с лошадиным лицом (Ханс фон Зюдов). В
лифте не развернуться, поэтому он любезно подает Кондору оброненную им
перчатку. Кондору удается убежать, но деваться ему некуда. Тогда он садится в
машину к первой попавшейся женщине (Фэй Даноуэй) и под дулом пистолета требует,
чтобы она везла его к ней домой. Там он связывает ее и отправляется на встречу
со своим близким другом, который должен свести его с вашингтонским шефом.
Первое, что делает вашингтонский шеф, это стреляет в Кондора, но не попадает,
зато Кондор попадает в него. Умирая, шеф дрожащей рукой расстреливает
растерявшегося друга Кондора, о чем тот узнает, вернувшись в дом своей новой
подруги и включив телевизор, причем в убийстве обвиняют, конечно, его, Кондора.
Он рассказывает свою историю женщине, которая проникается к нему доверием.
Наутро к ним вламывается почтальон-убийца, но общими усилиями его удается
обезвредить. В это время главный убийца сидит дома и под тихую классическую
музыку меланхолично вытачивает какие-то фигурки. Кондору удается выманить
одного из начальников ЦРУ, и тот, опять-таки под дулом пистолета, рассказывает
ему о тайной организации, которую случайно обнаружил Кондор, - в ее задачи
входило "зондирование" восточных стран на предмет наличия нефти - и
заодно дает адрес шефа этой организации, который непосредственно заказал убийство
Кондора и его коллег. Кондор спешит к нему, чтобы уточнить истину и отомстить,
но его опережает главный убийца, который почему-то расстреливает не Кондора, а
этого самого шефа. Оказывается, конъюнктура изменилась, а он, убийца, выполняет
заказы тех, кто больше платит. Кондор ему больше не нужен. Они расстаются почти
друзьями.
В
центре идеологической коллизии фильма - противопоставлевие западного,
рационального, активного мышления восточному, пассивному, фаталистическому (в
духе новеллы М. Ю. Лермонтова "Фаталист"). Западное начало
олицетворяет Кондор, рационалист и аналитик. Хладнокровный, флегматичный и даже
добродушный убийца олицетворяет Восток. В начале фильма, когда всех убивают в
конторе, есть эпизод с девушкой-китаянкой, сотрудницей офиса, которая в отличие
от прочих принимает смерть очень спокойно, глядя убийце в глаза и говоря ему:
"Не бойтесь, я не закричу", на что тот вежливо отвечает: "Я это
знаю". Убийце важно добросовестно справиться с заданием и получить
гонорар. Портить отношения с жертвами не входит в его планы. В одной из
знаменитых притч даосского мыслителя Чжуан-цзы рассказывается о мяснике,
который так искусно отделял мясо от костей, что его нож мог проходить сквозь
тончайшие расстояния между мясом и костями. Философ ставит этого профессионала
в пример. Важно не кто ты - убийца или жертва, а как ты относишься к своей
судьбе. Жертва должна спокойно принимать свою смерть, убийца - добросовестно
выполнять свою работу. Это напоминает также доктрину "незаинтересованного
действия", которую раскрывает бог Кришна воину Арджуне на поле Куру в
бессмертной "Бхагавадгите". Арджуна не хочет убивать своих двоюродных
братьев, что стоят по ту сторону поля битвы. Кришна внушает ему, что,
во-первых, смерти нет, а во-вторых, каждый должен выполнять свой долг, а долг
воина-кшатрия, каковым является Арджуна, - это сражаться.
В
противоположность пассивным жертве и убийце Кондор настроен на четкий анализ и
активное вмешательство в свою судьбу. Впрочем, ореол виктимности окружает его,
особенно в финале фильма, когда он идет отдавать материалы о деятельности
злосчастной организации в газету "Нью-Йорк таймс". Он понимает, что,
выжив после ужасной бойни, он теперь добровольно себя подставляет, но его
мотивы - не восточные, а скорее христианские. Финал проходит под аккомпанемент
уличного хора школьников, который поет рождественские псалмы. Кондор отдает
себя в жертву активно и осознанно, чтобы спасти других людей.
Как
мы уже говорили в начале этого очерка, в фильме сплавлены три классические
детективные традиции. Первая - английская аналитическая. Действительно, только
благодаря своему незаурядному и гибкому интеллекту Кондору удается одновременно
спасти свою жизнь и разгадать тайны противника. Но это же - активная
вовлеченность детектива в действие - является отличительной чертой
американского жесткого детектива. Наконец, экзистенциальная напряженность,
необходимость сделать выбор роднит идеологию фильма с французским
экзистенциальным детективом типа "Дамы в автомобиле" С. Жапризо.
Фильм
"Три дня Кондора" предваряет искусство постмодернизма, для которого
характерен синтез массовой культуры и интеллектуализма.
Список литературы
Руднев
В Культура и детектив // Даугава, 1988 - М 12.
Руднев
В Морфология реальности: Исследование по "философии текста". - М.,
1996.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/