Ассоциация
В. Асмус
В
психологии термин «Ассоциация» означает различные виды соединения простых
представлений в более сложные сочетания психических элементов.
В
руководствах по психологии глава об А. обычно содержит описание общего
механизма таких соединений — в отличие отдела об апперцепции (см.), изучающего
специфическое преобразующее воздействие, которому новые элементы, вступающие в
поле сознания, подвергаются со стороны уже сложившихся ранее психических
образований. — Понятие А. приобрело первостепенное значение в психологии
английских эмпириков, как материалистического (Гертли, Пристли) так и идеалистического (Давид Юм) толков. У
Гертли [1704–1757] и у Юма [1711–1776] термин «А. идей» равносилен термину «А.
представлений».
В
учении об А. представители английской ассоциационной школы исходили из
допущения, будто представления могут возобновляться в сознании с теми же
признаками, что и в первый раз. В связи с этим учение об А. должно было
объяснить механизм воспроизведения представлений, напр. в памяти или в
воображении. Из многообразных видов сочетания психических элементов
ассоциационная школа изучала преимущественно различные формы воспроизведения, в
которых ассоциированные представления следуют друг за другом во времени.
Опираясь
на данную Аристотелем логическую схему для актов припоминания, психологи
пытались наметить классификацию различных видов А. Обычно различают, с одной
стороны, А. по сходству и контрасту, с другой — А. по одновременности и
последовательности. Два последних вида часто объединяют в понятии А. по
смежности. В дальнейшем развитии описательной психологии был сделан ряд попыток
— свести все виды А. к одному основному типу, обычно — к А. по смежности.
С
успехами экспериментальной психологии пало значение ассоциационной теории: было
доказано, что вся теория А. вращается в ложном кругу, ибо представления, которые
рассматривались этой теорией как неделимые элементы, сами оказались продуктом
А. сложных психических образований. Кроме того было доказано, что процессы
воспроизведения, — а они составляли главный объект ассоциационной теории, —
никогда не могут быть тождественным повторением прежних впечатлений. — Теория
А. проникла и в эстетику. Фехнер [1801–1887] ввел понятие А. в изучение
эстетического восприятия.
Анализируя
условия эстетического удовольствия, Фехнер устанавливает шесть эстетических
принципов или законов, в числе которых видное место занимает принцип А., или
материальный принцип, определяющий содержание эстетического удовольствия. Наряду
с «принципом А.» Фехнер ввел в теорию восприятия различие прямых и
ассоциативных факторов эстетического впечатления. По Фехнеру, эстетическое
впечатление складывается, во-первых, из впечатлений, обусловленных свойствами
самого воспринимаемого предмета, и, во-вторых, из представлений, которые не
имеют прямого отношения к воспринимаемому объекту и присоединяются к нему на
основе всего предыдущего опыта личности. Громадная роль ассоциативного фактора
состоит, по Фехнеру, в том, что благодаря ему предмет не просто воспринимается
или усваивается нами, но присоединяется ко всему содержанию нашей жизни, вступает в связь с этим
содержанием и наделяется тем значением и тем смыслом, которых, сам по себе, без
ассоциативной связи с нашим опытом, иметь не может. — Учение Фехнера об
ассоциативных факторах эстетического впечатления разделяет общие недостатки
всех ассоциационных теорий психологии.
Во-первых,
оно не в силах установить специфические признаки, которыми эстетический
ассоциативный фактор отличается от прочих видов А. Осмысливание воспринимаемых
объектов, наделение их жизнью и выражением при помощи ассоциативных связей с
прошлым опытом личности имеет место не только в актах эстетического восприятия,
но характерно для всех без исключения процессов восприятия: эстетических и
вне-эстетических. Поэтому один анализ А., сопровождающих восприятие
эстетического объекта, не может привести к пониманию конститутивных признаков
эстетического впечатления. Во-вторых, даже отказавшись от надежды выяснить при
помощи понятия об ассоциативном факторе спецификум эстетического восприятия и
ограничив задачу изучением роли ассоциативных связей в общих психологических
условиях восприятия, приходится признать, что ассоциационное учение, как всякая
вообще механистическая теория, бессильно объяснить реальную диалектику
конкретной психической действительности. Сочетание представлений не может быть
принципом объяснения душевной жизни. В основе ассоциационной теории лежит
неверное положение, будто сложные психические комплексы могут быть сведены без
остатка и непосредственно к неделимым простейшим единицам (представлениям), из которых
они возникли. Физиологическую сторону процессов соединения представлений
изучает объективная психология в экспериментальном учении об условных
рефлексах.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/