Мавзолей В.И.Ленина
Когда
В.И. Ленин скончался (21 января 1924 года), была создана Специальная комиссия
под председательством Ф.Э. Дзержинского, и члену этой комиссии — В.Д.
Бонч-Бруевичу была поручена организация похорон. Сам В.И. Ленин никаких записей
или устных распоряжений на этот счет не оставил, и никто не слышал о его
завещании относительно своего захоронения. У тогдашнего руководства страны и
мыслей не было о длительном бальзамировании тела В.И. Ленина. Достоверно
известно, что после доставки тела покойного из Горок в Кремль патологоанатом
академик А.И. Абрикосов провел обычное вскрытие, установил причину смерти и
выполнил необходимый объем работ по минимальному бальзамированию, пока тело
будет находиться в Колонном зале Дома союзов для церемонии прощания. 25 января
ЦИК СССР принял постановление, в котором говорилось:
1.
Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным
для посещения.
2.
Склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади среди братских могил
борцов Октябрьской революции.
Уже
на другой день после смерти В.И. Ленина архитектор А.В. Щусев получил задание
всего за трое суток спроектировать и построить «склеп» — именно так в
официальных документах называлось тогда место захоронения вождя революции.
«Склеп» должен был быть таким, чтобы туда могли пройти все, кто захочет
проститься с Владимиром Ильичей. Желающих было очень много, и, несмотря на
сильные морозы, длинный людской потом не уменьшался, а потом стали прибывать и
представители со всех концов СССР и из-за рубежа.
Как
только было выделено место у Кремлевской стены, перед могилой Я.М. Свердлова —
на месте сооруженной в 1922 году кирпичной трибуны, и сделана разметка, сразу
приступили к рытью котлована. Но земля была такой мерзлой, что ее не брали ни
лом, ни кирка, и тогда на помощь призвали военных саперов. Взрывники так точно
расположили снаряды, что после маломощных направленных взрывов основная масса
грунта была выброшена в сторону площади и не повредила рельефа на Сенатской
башне, могилы Я.М. Свердлова и фигуры рабочего, установленного к 5-летию
Октябрьской революции правее Сенатской башни. К этому времени и А.В. Щусев
определился со своим проектом, задумав возвести на фоне Кремлевской стены с ее
зубцами и башнями склеп-мавзолей в виде ступенчатой пирамиды.
К
рассвету 26 января котлован для склепа был готов, и строители приступили к его
сооружению. Работы велись днем и ночью при свете прожекторов и при 30-градусном
морозе. На строительстве Мавзолея самоотверженно трудились и многие
добровольцы, в том числе революционеры-эмигранты: австрийцы, венгры, поляки,
финны и др.
Но
к вечеру того же дня на Красной площади уже завершались работы по сооружению
первого Мавзолея, который по своему внешнему виду ничего общего не имел с
современным. Основание его было почти кубической формы (высота около 3 м), а
над ним возвышались еще три ступени небольшой пирамиды. Мавзолей был
деревянный, справа от него располагалась постройка (тоже деревянная) — вход в
подземный траурный зал, слева — такая же постройка для выхода из него. Наружная
поверхность Мавзолея была обшита вагонкой в «елку» и имела светло-коричневую
окраску. И только по углам доски были выкрашены в черный цвет, образуя траурную
рамку. На фасаде Мавзолея выделялись крупные рельефные буквы «ЛЕНИН»,
выкрашенные в черный цвет.
Утром
27 января из Колонного зала Дома союзов траурная процессия с телом В.И. Ленина
направилась на Красную площадь. Гроб был установлен для прощания на постаменте,
а потом ближайшие соратники Владимира Ильича опустили его в Траурный зал,
находившийся на глубине трех метров. Оформлен он был в черный и красный цвета,
как было задумано художником И.И. Нивинским. Затем гроб с телом В.И. Ленина
установили в саркофаг, накрытый стеклянной пирамидальной крышкой (работа К.С.
Мельникова). У входа и выхода впервые встали на Пост №1 часовые.
Уже
в феврале 1924 года, когда первый деревянный Мавзолей был открыт для посещения,
началась подготовка к созданию нового монументального сооружения. Первый
«склеп» считался временным, а для вождя революции нужен был более
монументальный Мавзолей. Его тоже решили построить из дерева и с максимальным
использованием конструкций уже существующего сооружения. А.В. Щусеву поручили
создать новый проект, согласно которому предполагалось объединить склеп и
боковые вход и выход. К тому же архитектору надо было учесть предложения,
который поступали от соратников вождя. Например, Л.Б. Красин, один из первых
советских дипломатов, предложил придать Мавзолею форму народной трибуны. Его
поддержал и А.В. Луначарский. Так появился проект второго Мавзолея, который
сочетал в себе ступенчатую пирамиду, усыпальницу, памятник и трибуну. Размеры
второго Мавзолея, по сравнению с центральным объемом первого, увеличились более
чем в два раза.
Этот
Мавзолей в общих чертах был уже похож на современный, и хотя он тоже был сделан
из дерева, но ступеней у него было больше. Центральный вход находился в
середине фасада Мавзолея, а слева и справа от него размещались боковые трибуны,
куда вели две лестницы. Дубовая обшивка второго Мавзолея была покрыта лаком, и
общий цвет всего сооружения был светло-коричневым, а на нем контрастно
выделялись сделанные из черного дуба колонны портика, двери, фриз над нижним
объемом и т.д.
В
конце 1924 года комиссия по увековечению памяти В.И. Ленина обсуждала доклад
А.В. Луначарского и Л.Б. Красина «О постоянном Мавзолее». В ходе обсуждения
комиссия сформулировала ряд принципиальных предложений, которые затем вошли в
программу объявленного конкурса. Основным помещением Мавзолея должен был стать
зал, в центре которого будет установлен саркофаг; кроме того, предусматривались
подсобные помещения и залы, а также «большие залы ожидания», которые «могут
находиться и в верхнем этаже, то есть над землей, и составлять главное
содержание самого корпуса здания». Стены внутренних помещений должны были быть
украшены фресками, изображающими «главные этапы мировой революции, в
особенности рабочего движения, и социалистического служения ему Владимира
Ильича». Кроме того, «в композицию всего сооружения должна была входить
трибуна, как центр Красной площади. Трибуна должна быть рассчитана на вмещение
президиума всего народного собрания... с самостоятельно выдвинутой кафедрой для
оратора».
К
составлению проекта решено было привлечь лучших советских и зарубежных
архитекторов, и на конкурс поступило много интересных проектов. Например, Ф.О.
Шехтель представил композицию, отдаленно напоминавшую Мавзолей в Га-ликарнасе:
прорезанный арками стилобат, на котором стоит колоннада, поддерживающая высокую
пирамиду, облицованную камнем.
В
конкурсе приняли участие не только профессиональные архитекторы, но и люди
самых разных профессий — рабочие, крестьяне, служащие, студенты... И если их
самодеятельные проекты с архитектурной точки зрения были несовершенны, то
тексты к ним представляют большой интерес как подлинные документы эпохи и
свидетельствуют об отношении народа к идее увековечения памяти В.И. Ленина.
Например, в проекте под девизом «Пролетарское единство» монумент изображен в
виде трибуны-винта (с лозунгами на витках резьбы) с двумя гайками и
скульптурной группы «Ленин среди представителей III Интернационала». В
пояснительной записке автор проекта писал: «Жизнь и деятельность Ильича так
многообразны, что отражают собой целую эпоху: вождь и борец, гуманист и реформатор
в одинаковой мере выступает на первый план, превращая жизнь в легенду, а
личность в миф». По мнению автора, «...в памятнике В.И. Ленину должен был найти
отражение тот факт, что вождь революции уделял большое внимание индустрии,
символом которой могут служить колесо, рычаг и винт».
Проект
под девизом «Декабристы» представлял монумент в виде корабля с названием
«Октябрь», на капитанском мостике которого должна был стоять фигура В.И.
Ленина, указывающего путь. В проекте под девизом «Центр мира» предлагалось
возвести на Красной площади огромное сооружение в виде пятиконечной звезды.
Трибуны размещаются со стороны всех фасадов здания, что давало возможность
одновременно выступать нескольким ораторам.
После
второго бальзамирования тела В.И. Ленина за его состоянием и соблюдением нужной
температуры и влажности в Траурном зале установили тщательное наблюдение.
Теперь этим занималась специальная комиссия Мавзолея, которая к 1929 году
установила, что тело покойного можно сохранять и более длительное время, поэтому
решено было построить каменный Мавзолей из отечественных материалов. Работа
была поручена все тому же архитектору А. В Щусеву, а помогали ему архитекторы
И.А. Француз и Г.К. Яковлев.
Сохранилось
большое количество чертежей, которые свидетельствуют о кропотливой работе над
проектом, о том, как от варианта к варианту проект каменного Мавзолея все
дальше отходил от своего деревянного прототипа и приобретал все более крупные
масштабы. И хотя постоянный Мавзолей в основном сохранил все формы деревянного,
но пропорции его существенно изменились.
А.В.
Щусев побывал в каменоломнях страны и сам отобрал камни необходимых пород и
расцветок (мрамор, гранит, Лабрадор, порфир и др.). Самый крупный монолит
серо-черного Лабрадора с васильково-черными прожилками был добыт в Головинском
карьере под Житомиром. Сначала эту 60-тонную громадину везли на восьмиколесной
телеге до железной дороги, а потом — на специальной платформе, в Первую мировую
войну перевозившей подводные лодки. На этом монолите, занявшем в Мавзолее место
над центральным входом, разместилось имя «ЛЕНИН». Буквы были изготовлены из
полированного красного кварцита, добытого на берегу Онежского озера.
Строительные работы по сооружению Мавзолея продолжались 16 месяцев и были
закончены в октябре 1930 года.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://subscribe.ru/archive/history.alltheuniverse