О мере своеобразия национальных культур
Джунусов Масхуд Садыконич - доктор философских наук,
главный научный сотрудник Института социологии РАН.
Национальные
культуры в своей непохожести, тем не менее, и составляют мировую цивилизацию.
При этом все нации (а их в современном мире более 3 тыс.) являются равноценными
носителями общечеловеческих ценностей, которые не проявляются в
"чистом", оголенном виде, но создавались и создаются первоначально в
самобытных формах. Более того, каждая национальность способна раскрыть те
стороны мировой цивилизации, которые могут остаться невыявленными в других
культурах. Уникальность, оригинальность нации являются ее преимуществом и в то
же время ущербностью, поскольку предполагают, что она не имеет специфических
черт, присущих другим. Таким образом, мировая культура не будет полнокровной,
если в ней отсутствует "звучание" культуры каждого из народов.
Неслучайно обсуждался принцип дополнительности культур: "... разные
человеческие культуры дополнительны друг другу" [1] [1].
В
культурогенезисе наций имеют место взаимовлияние, взаимодействие и
взаимообогащение уникальных национальных культур. Не существует национальной
культуры, которая была полностью неповторима, абсолютна и самобытна, но при
этом "...каждая национальная культура представляет собой гармоническое
равновесие традиционных условностей, при помощи которых скрытые потенциальные
возможности человеческой жизни могут раскрываться так, что обнаружат новые стороны
ее безграничного богатства и многообразия". Традиции "составляют тот
фон, на котором основывается культурная гармония в разных человеческих
культурах, эти различия исключают всякое простое сравнение между такими
культурами" [там же]. И хотя своеобразие одной национальной культуры
нельзя глубоко понять без ее сопоставления с другими национальными культурами,
учет специфики так понимаемых традиций позволяет обосновать принцип
равноценности всех народов и их культур. Идея любой культуры раскрывается только
через ее конкретность [2].
Следствием
существования национальных ценностей является наличие у каждого народа
"своего аршина", принятых в данной национальной культуре измерителей
явлений жизни. Думается, что возможно использование категории "национальной
мерки" [2]. Извращением или ошибкой, на наш взгляд, следует признать как
абсолютизацию уникальности национальной мерки, так и положение, при котором
национальный "аршин" признается и качестве всеобщего эталона. Особо
следует отметить, что вне национально-специфической мерки "не
работает" ни одна мера [3] в духовной жизни (в таком случае эти меры
являются дополнением к универсальной мере - так проявляется фундаментальная
связь между количеством и качеством). Национальная мерка выражается, например,
в удлиненности или укороченности интервала между бережливостью и жадностью,
требовательностью и придирчивостью, свободой и вседозволенностью,
настойчивостью и назойливостью и т.д. Национальные мерки - это один из
элементов в комплексе тех моментов, которые в совокупности определяют
национальную специфику.
Существуют
национальные особенности также в оценке предела изменения количества, размера,
объема элементов и скорости, частоты, регулярности, последовательности, порядка
связи элементов в динамике явлений. В данной оценке можно выделить разумную
меру, в которой также всегда присутствует национальный момент. Базовыми
являются критерии определения людьми "золотой середины" в мыслях,
поступках и действиях. Объективно стоит нарушить ее границы, меняется качество
явления. Все то, что было полезно, становится бесполезным, а то и вредным. Чем
в большей степени у представителей нации наблюдается отклонение в ту или иную
сторону от "золотой середины" при смене параметров общественного
развития, тем больше надрыв в общественном строе и настрое. Исключительная
выраженность определенных явлений в стране может выступать в определенных
ситуациях как "недостаток". Так, казалось бы, доброта может быть
беспредельной, не знающей ограничения. Однако проявленная там, где нужны
требовательность, наказание за нарушение нравственных норм, она теряет свое
качество: "излишняя доброта становится преступлением" [4]
.
Национальные
мерки функционируют, сопрягаясь друг с другом внутри культур [5]
.
Их связь, взаимодополнение и исключение образуют некую целостность национальной
специфики народов. Естественно, наличие у каждого народа
национально-специфических мерок порождает проблемы в межнациональном общении
людей как на личностном, так и на групповом уровне.
На
наш взгляд, интерпретация в социологии, политологии, этике, эстетике моральных,
политических, эстетических мерок не выражает национальных особенностей динамики
общественных явлений. В этом отношении перспективным, с нашей точки зрения,
является использование оригинального народного опыта, поскольку он содержит,
например, специфические народные приемы и методы трансляции ценностей.
Представляется, что возможна интерпретация и операционализация положений,
содержащихся в языковой культуре. Отметим при этом тождественность основного
смысла, идентичность отраженного жизненного опыта, аналогичность представлений
о мире, например, в пословицах, поговорках (на нащ взгляд, общечеловеческое в
них) народов, живущих в различных географических условиях [3|. Вместе с тем, в
данных жанрах народного творчества отражаются особенности образа жизни,
традиций и обычаев, природных условий [6]
.
Думается,
будет уместным проиллюстрировать вышесказанное, обратившись к реалиям жизни
русских. Русская открытость (душа нараспашку), доверчивость - явления
исключительно положительные, но в определенных ситуациях феномен доверчивости,
в той или иной степени присущий всем народам, может гипертрофироваться,
способствовать появлению его наивной модификации и использоваться для обмана и
против коренных интересов русских. Все дело в том, каков партнер и кто
представляет интересы русских.
Вспомним
примеры из истории. Перед 1812 г. мнение веривших в невозможность войны с
Наполеоном людей нанесло огромный вред стране. В 1940-1941 гг. часть
правительства в какой-то мере поддалась ложным обещаниям гитлеровских
дипломатов. Нечто подобное можно сказать и о роспуске Варшавского
военно-оборонительного договора, роспуске СЭВ. Государственные деятели стран
Варшавского договора обещали, что не будут входить ни в какую международную
военно-политическую организацию. Анализ покажет, что в данном случае
превалировало: наивность или преднамеренная установка на демонтаж.
Представляется также, что необходимо пытливое размышление по поводу веры в посулы
российских псевдореформаторов [7]
. Ложными обещаниями
"сбили" протест народа, сделали вид, что учитывается русский стиль
понимания равенства [8]
. Российский вариант приватизации
собственности - печальное событие в жизни страны. Пожалуй, в мире мало найдется
подобных операций по приватизации. И в данном случае преобладало мнение наивных
доверчивых людей. Этот "недостаток" народа является продолжением его
достоинства, которое в данном случае проявляется не к месту и не ко времени.
Как
мы упоминали, в сознании людей существует предельная мера по отношению к
событиям, явлениям, процессам. Терпимость как общечеловеческая ценность
наличествует у всех народов, но различен диапазон терпеливости, выносливости и
выдержки. В свою очередь, терпеливость может занимать более или менее высокое
место в иерархии национальных ценностей. Русская модель терпеливости сложилась
исторически под влиянием множества факторов, в том числе и религии (в
частности, христианское сознание жалобы по поводу тяжелых времен и всеобщей
материальной и моральной нищеты относит на счет греховности людей). Насколько
крепко и прочно русское терпение, настолько силен русский бунт - один из
вариантов протестных действий, предела "разумной терпимости". Если бы
она была беспредельна, безгранична, то народ не способен был бы противостоять
члотворению , отстаивать социальную справедливость [9]
.
Всякому терпению приходит конец. Исторически русский "размах", если
он не сочетался с мудростью, нередко переходил в негативное явление, разрушение
опережало созидание. Например, в психологическом настрое русских революционеров
не последнее место занимала установка: "Коль любить -горячо, коль рубить -
сплеча". "Злой" дух все доводит до крайности. "Золотая
середина" в действиях русского народа трудно уловима.
Отметим,
что не соответствует действительности утверждение, что все русские терпеливы, а
другие народы, например, американцы - нетерпеливы. Речь идет о национальной
мерке. Нетерпеливые встречаются как среди американцев, так и среди русских.
Эмпирические социологические исследования показывают, например, что существуют
различия между русскими и американцами в отношении их готовности и стремления к
участию в действиях, именуемых "социальными отклонениями". Ошибочно
также предполагать, что американцы ориентированы только на стабильность, а
русские - на девальвацию существующих в стране социально-нормативных систем. По
некоторым опросам, " девальваторов " среди русских только половина.
Другое дело - формы выражения установок. На немедленное осуществление желаний
настроены: среди опрошенных американцев - каждый четвертый, среди русских -
каждый третий.
Таким
образом, важным для исследователя представляется не просто учет (хотя и это
нужно) того, что существует русский или иной стиль доверчивости, терпеливости,
совестливости, приверженности групповым и общегражданским интересам [10]
; особенные манеры выражения национального
достоинства, гордости, национальной чувствительности, патриотической и иной
солидарности, протестных действий и т.д. Главное - определение места данных
феноменов в иерархии национальных ценностей, характера ее изменений и, в
качестве следующего шага, - выявление национальных "мерок".
Итак,
нации равны в том смысле, что являются носителями общечеловеческих ценностей,
которые создаются первоначально в национальных формах. Каждый народ способен
раскрыть уникальные стороны мировой цивилизации, что обусловлено существованием
народных традиций.
Национальное
своеобразие проявляется и в наличии у каждого народа специфических общепринятых
национальных измерителей в отношении явлений жизни ("национальных
мерок"). Национальная специфика распространяется также на оценку предела
изменения количества, размера, объема элементов и скорости, частоты, регулярности,
последовательности, порядка связи элементов в динамике явлений. В данной оценке
существует разумная мера, определяющая "золотую середину" при смене
параметров общественного развития. Национальные мерки сопрягаются между собою,
однако в межкультурном взаимодействии людей сохраняются проблемы, порожденные
несовместимостью национальных мерок. Интерпретация в социологии и других науках
моральных, политических, эстетических мерок сегодня, на наш взгляд, не отражает
национальной специфики динамики общественных явлений, и перспективным в этом
отношении представляется использование народного опыта.
Список литературы
Бор
Н. Избранные научные труды. Т. И. М., 1997. С. 287.
СарсанинЛ.П
. Философия истории. СПб ., 1993. С. 181.
Шахнович
М.И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971. С. 107.
Касъянона К. О русском национальном характере.
М., 1994. С. 167.
[1]
Н. Бор (1885-1962), основатель квантовой теории атома, в 1927 г. сформулировал
принцип дополнительности . Он установил, что в микромире динамические
характеристики объекта обусловливают "существование" друг друга. Бор
изучал действие данного принципа в психологии, биологии и других науках, в
человеческой деятельности.
[2]
Мерка в данном случае - совокупность параметров, определяющих размеры явления.
[3]
Под мерой имеется в виду количественная определенность чего-либо отмеренного,
соразмерного. Мера - это также предел вещи, явления, процесса, которые не могут
быть больше или меньше. Красота, целесообразность в творениях людей - то, к
чему нельзя ни прибавить, ни убавить, не сделав хуже. Сложнее обстоит дело с
мерой нравственных качеств. Говорят о мере поощрения, ответственности и т.д.
[4]
Отсюда параллель: "не будь смирен бездумно,
смиренствуй разумно".
[5]
Например, идея державности , терпеливость, совестливость,
открытость и др. взаимодействуют между собой в сознании русских, занимая
различное место в иерархии национальных ценностей.
[6]
Например, понимание патриотизма, любви к Родине для всех
народов является практически инвариантным, но различаются объекты сравнения:
"дым отечества нам сладок и приятен" (рус.); "дым отечества
лучше огня на чужбине" ( франц .) и т.д. Патриотизм может превращаться в
шовинизм: "в чужом глазу сучок видит, а в своем - бревна не
примечает" (рус.); "свою лысину не видишь, а над чужой плешью
смеешься" (монгол.) и т.д. В данной статье мы используем пословицы и
поговорки для раскрытия предлагаемых читателю положений.
[7]
У руля реформ оказались непрофессионалы, но, видимо, дело
не в том, что "на безрыбье и рак рыба" (рус.), я в том, что
"среди немых и заика - раджа" (тамил.), "среди слепых и кривой -
начальник" (хинди). Далее - сценарий довольно банален: "жнет ничего
не посея " (и/ лт .).
[8]
Несовпадение интересов образовавшихся слоев бедных и
богатых (голодных и сытых) порождает социальные коллизии, и это понятно:
"деньги всех ослепляют" (армян.), и "сытый голодного не
разумеет" (рус.), "сытый нарезает ломти для голодного не спеша"
(суахили), "сытый не знает мучений голодного" (араб,).
[9]
Производитель материальных благ сам зачастую остается без
них ("сапожник без сапог") или не может ими пользоваться. Тамилы,
спящие на циновках, скажут: "плетущий циновки на голой земле
умирает", бенгальцы - "у кровельщика крыша дырявая".
[10]
Достижение личных целей у народов "дозволено"
в различной степени [4].