Искусство Древнего Египта. Среднее царство
В
эпоху Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр
страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон,
позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла
самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к
расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии
фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои
усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами
пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из
кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению.
Недостаток
ровных площадок в окрестностях новой столицы — Фив — способствует развитию
нового типа погребального строения — скальной гробницы, вырубленной в склонах
гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами.
Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого
времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую
композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего
царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины,
дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов.
В
изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические
тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую
композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая
гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью
отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и
птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения
сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа,
конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и
сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под ее тяжестью стебле папируса,
стая птиц с ярким оперением укрывается в ажурной листве деревьев, среди них
выделяется красавец-удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями.
Начиная
с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника
углубленного рельефа (гробница Саренпута I) . Рельефами начинают украшать
саркофаги и другие предметы погребального культа. Одним из самых утонченных
образцов углубленного рельефа является рельеф саркофага принцессы и жрицы Кавит
(Египетский музей, Каир). На одной из сцен изображен процесс дойки коровы, на
соседнем рисунке жрица пробует молоко, в то время как служанка одевает свою
госпожу.
Тенденция
к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном
портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции
отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели,
а иногда и особенности характера (статуя фараона Сенусерта III, статуя фараона
Аменемхета III). Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни
фараона, как например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей,
Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» — голова
фараона с телом лежащего льва (сфинкс фараона Аменемхета III). Во времена
Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура
— небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного
рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины
либо выполняющие работу по дому.
При
Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его
великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В
прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном
слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом
зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В
гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с
уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения.
Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным
является так называемая пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной,
слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и
изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей —
символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных
предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Несомненным шедевром
ювелирного искусства является пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового
золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом.
Около
1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших
большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада.
Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты),
образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII
династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали
освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии
Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов из Египта.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artclassic.edu.ru/