Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)

Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)

И.Лосева

Второе
тысячелетие до н.э. является интересным, но еще относительно мало изученным
периодом в истории Передней Азии.

В
это время приходят в движение степные скотоводческие племена, а также и народы
горной части Передней Азии. Важную роль в истории сыграло Хеттское государство.
Обычно именем хеттов называют конгломерат народов, основавших во 2 тысячелетии
до н.э. могущественное государство в Малой Азии.

Хеттское
государство было рабовладельческой монархией, в общественной жизни которой еще
сильно сказывались пережитки первобытно-общинного строя.

Государство
хеттов было неоднородно по составу. Областью собственно хеттов являлась долина
реки Галис в Малой Азии, где государство процветало с 18 до начала 12 в. до
н.э.- времени падения Хеттского царства. В 12 - 8 вв. до н.э. в ряде княжеств
на территории северной Сирии произошло новое возрождение Хеттского государства.


Искусство
хеттов не едино. Различают малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша,
Язылы - Кая), датируемое 18 — 12 вв. до н.э., и искусство хеттов северной
Сирии, представленное памятниками городов Самаля, Кархемиша и других,
датируемое 12 - 8 вв. до н.э. Своеобразием многих северносирийских хеттских
городов было применение эллиптической или круглой планировки (Самаль, Кархемиш)
с внутренним членением города крепостными стенами в целях усиления
обороноспособности. Впервые в архитектуре Передней Азии хеттами была применена
так называемая циклопическая кладка (Хаттушаш, 2 тысячелетие до н.э.).
Характерной для хеттской архитектуры была и отдельно стоящая колонна с каменной
базой. Оригинальной особенностью этой хеттской базы была трактовка ее в виде
одного из двух животных (обычно львов или сфинксов), выполненных в технике
высокого рельефа. Интересен также новый тип здания, так называемый «битхилани»,
- крытый вход перед дворцом, состоявший из портика с двумя колоннами,
фланкированного двумя четырехугольными башнями.

В
украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура
монументального характера. Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из
каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу),
предвосхищают портальную пластику ассирийцев. Эти рычащие чудовища, тела
которых выполнены в рельефе, а протомы (передняя часть туловища) в технике
круглой скульптуры, должны были, вероятно, производить устрашающее впечатление.
Трактованы они схематично и тяжеловесно. В ином духе исполнена фигура «царя»
или бога Тешуба на внутренней стороне так называемых «царских ворот» Хаттушаша,
трактованная значительно более мягко и пропорционально.

К
наиболее важным памятникам хеттской скульптуры относятся рельефы в Язылы-Кая
(13 в. до н.э.). На скалах, образующих стены открытого сверху святилища, были
высечены изображения двух процессий, двигающихся навстречу друг другу.
Изображения находятся в нескольких помещениях, но связаны в единый ансамбль. В
центральном помещении развертывается главная часть рельефного фриза с
изображением шествующих с двух сторон второстепенных богов и идущих за ними
быстрым шагом воинов (илл. 26 б). Размеры изображенных увеличиваются по мере их
приближения к центру, где в наиболее крупном масштабе даны основные персонажи —
мужское и женское божества, — а также юный бог, сопровождающий богиню.
Верховный бог изображен стоящим на головах двух людей, судя по одежде — жрецов.
Богиня и юный бог помещены на пантерах. В рельефах Язылы-Кая, при общей
условности композиции, есть несомненное стремление к передаче ритма движения
(особенно в изображении воинов), к торжественной приподнятости центральной
сцены.

Влияние
хеттского искусства можно проследить на ряде памятников других народов Малой
Азии и Закавказья, а также Ассирии. К искусству хеттов близко искусство Митанни
- хурритского государства, основанного в 17 в. до н.э. в северном Двуречье — в
центре торгового пути, соединяющего южное Двуречье с Ливаном, финикийские
города с Малой Азией, а также Ассирию с берегом Средиземного моря. Наивысший расцвет
государства Митанни падает на 16 - 14 вв. до н.э. В это время Митанни тесно
связано экономически и политически с Египтом. Социальный строй государства
Митанни еще плохо изучен. Известно лишь, что во главе его стояли цари,
опиравшиеся на военную аристократию. Этнический состав государства был
неоднороден: оно состояло из различных племен, не связанных единой экономикой.

Наиболее
интересным памятником позднемитаннийского искусства является дворцовый комплекс
царя Капара в Тель Халафе (11 - 9 вв. до н.э.). Зодчество здесь тесно связано с
монументальной скульптурой, имевшей, в отличие от сооружений Двуречья, не
только декоративное, но и архитектурно-конструктивное значение.

Статуи
богов, стоявших на животных, поддерживали перекрытие входа в святилище (илл. 25
б). Фигуры, выполненные из темносерого камня, с глазами, инкрустированными
кусочками белых раковин, чрезвычайно своеобразны. Статичные, приземистые, они
имеют непропорционально большие головы в высоких уборах и производят
величественное и устрашающее впечатление. Теми же чертами отличаются и рельефы,
покрывающие наружные стороны больших каменных блоков (ортостатов), составлявшие
фриз в нижней части стены святилища. По характеру исполнения памятники
искусства Митанни очень близки хеттским. Много общего, особенно в строительных
приемах, есть и с зодчеством государства Урарту.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://artyx.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.