Иностранные колокола в России
Колокола на Русь пришли впервые из Европы и до ХIХ
века отливались иностранными мастерами, приезжавшими к нам для отливок, или
покупались в готовом виде в Европе. Иногда иностранные колокола попадали в
Россию в качестве военных трофеев. Древнейший сохранившийся колокол,
находящийся в собрании Новгородского музея, предание относит к XII веку и
связывает его появление в Новгороде с миссионерским приездом туда Антония Римлянина
в 1116 году. Колокол, привезенный для Руси в качестве особого христианского
дара, весил 1 пуд 10 фунтов и был итальянским. Предания говорят, что именно в
Италии появляются первые христианские колокола – кампаны. Такой кампан и привез
в Новгород Антоний Римлянин. Западным (или, как говорили еще, корсунским)
называют и вечевой Новгородский колокол (смотри статью). И даже тот колокол,
который обычно считают первым известным русским колоколом, привезенным из
Москвы и отлитым в 1342 году мастером Борисом для Софийского собора в
Новгороде, трудно назвать собственно русским колоколом, т.к. по Никоновской
летописи мастер этот был римлянином (Борис Римлянин). Порой иностранных
мастеров называли прозвищем, говорящем о нерусском происхождении мастера:
Николай Немчин, Николай Фрязин.
На Руси долгое время (и после появления русских
колокололитейщиков, а также признанных литейных центров в Пскове, Москве,
Новгороде) пользовались “корсунскими”, “немецкими” колоколами, звонившими
посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола).
Преемственность западноевропейских колокольных традиций выражалась не только в
использовании иностранных колоколов, очепной системы звона, но и в отношении к
самой сути колокола, зафиксированной в колокольной надписи.
Европейские мастера часто писали по латыни “Слава
единому Богу”, как на немецком колоколе 1636 г из собрания Музея колоколов
(колокол находился на церкви Бориса и Глеба в Плотниках в Новгороде. Такая же
надпись и на шведском колоколе 1860 г. (в свое время он звучал на церкви Федора
Стратилата в Новгороде).
Русские мастера ХVI в. наследуют и технологию
колокольного производства, и систему построения формы колокола (что видно по
колоколу 1536 года, отлитому псковскими мастерами Т.Андреевым и П.Григорьевым и
находящемуся в Музее колоколов). При этом мастера ХVI в. переняли у иностранцев
и обычную колокольную надпись: “Слава свершителю Богу”. Она написана по-русски,
но не выходит за рамки европейской традиции, от которой вскоре русские мастера
отойдут, предложив свое понимание колокола и надписи на нем.
И даже если русские заказчики отливали колокол в
Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как
правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской, как в случае с
колоколом К.Клеймана 1648 года. Мастер в надписи указал “Слава единому Богу”,
поставил свое имя, дату, место производства (г. Любек, Германия) и отправил
колокол заказавшим его стрельцам в Новгород вместе с двумя другими работами.
Через двадцать два года, по получении колоколов,
стрельцы вырезали в готовом колоколе свою вкладную надпись, в которой
подробнейшим образом указали назначение колокола (“Бога молить, а по смерти за
их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан
стояти”) и историю его создания, из которой становится ясно, что колокол
заказан в 1647 г, отлит в 1648г, получен в 1669году. В это время в Новгороде
существовала своя литейная школа, но сознание (и многовековой опыт Руси)
подсказывали, что лучшие колокола всегда лили немцы. Поминальный колокол должен
быть лучшим и стрельцы заказали три колокола в Германию Кордту Клейману.
В 1647г. К.Клейман отливал 50-пудовый благовестник для
Клопского монастыря в Новгороде, тогда, видимо сделали свой заказ и стрельцы.
На клопском колоколе тоже есть русская надпись, вырезанная вкладчиком
И.Л.Ланежским в 1653 году.
Колокола ХVII века работы иностранных мастеров имелись
во многих русских городах, в том числе и в Новгороде…
При Георгиевской церкви в Новгороде еще в начале ХХ в.
висел не существующий ныне колокол амстердамского мастера Ассалия Костера 1671
г. Колокола этого мастера имеются и в других русских регионах: Вологде,
Ярославле, Соловецких островах.
Известны работы мастеров А.Путтена (1600 г.),
К.Амелроя (1603-1604 г.г.), Х.Вегеверта (1623г.), К.Вегеверта (1636г.),
Х.Хорста (1638г.) и другие. В Музее колоколов имеется два трофейных шведских
колокола, появившихся в России в начале ХVIII в. в ходе Северной войны. В ХVII
в. шведские войска Делагарди вывезли с оккупированной ими новгородской земли все
возможные памятные колокола ХVI в., на которых были обозначены имена русских
царей – такие колокола были достойны трофея.
Русские войска, захватывая шведские местности, брали в
трофеи тоже колокола, имеющие знаковое значение. Таков колокол 1692 года отлитый
в Стокгольме М.Бадером для местечка Хиетаниеми по заказу короля Карла ХI в.
Колокол того же мастера 1686 г., отлитый для Хиетаниеми, находился в Стрельне
под Петербургом, а в 1885 г. великим князем Константином Николаевичем передан
шведской стороне, ныне (как и изначально) находится в приходе Хиетаниеми.
В Музее колоколов имеется еще один шведский колокол с
изображением объединенных гербов баронов Хеепикрентс – Кройцев и Лайсфи -
свадебный колокол. Надпись его долгое время считалась криптограммой, не поддающейся
расшифровке. Перевод ее может быть таким: “Единому Богу Слава Год 1680. Барон
Хеепикрентс – Кройц господин Кассаритса и пр. Баронесса Мария Флеминг дочь
барона Лайсфи, госпожа Кассаритса и пр. Слава Богу, на небесах. Меня отлили в
Стокгольме”.
Среди иностранных колокольчиков в музее имеются
английские, американские модели колоколов, настольные французские колокольчики,
китайская колокольная подвеска, американский ветровой колокол.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.novgorod.ru