Реферат по предмету "Культура и искусство"


Иностранные колокола в России

Иностранные колокола в России

Колокола на Русь пришли впервые из Европы и до ХIХ
века отливались иностранными мастерами, приезжавшими к нам для отливок, или
покупались в готовом виде в Европе. Иногда иностранные колокола попадали в
Россию в качестве военных трофеев. Древнейший сохранившийся колокол,
находящийся в собрании Новгородского музея, предание относит к XII веку и
связывает его появление в Новгороде с миссионерским приездом туда Антония Римлянина
в 1116 году. Колокол, привезенный для Руси в качестве особого христианского
дара, весил 1 пуд 10 фунтов и был итальянским. Предания говорят, что именно в
Италии появляются первые христианские колокола – кампаны. Такой кампан и привез
в Новгород Антоний Римлянин. Западным (или, как говорили еще, корсунским)
называют и вечевой Новгородский колокол (смотри статью). И даже тот колокол,
который обычно считают первым известным русским колоколом, привезенным из
Москвы и отлитым в 1342 году мастером Борисом для Софийского собора в
Новгороде, трудно назвать собственно русским колоколом, т.к. по Никоновской
летописи мастер этот был римлянином (Борис Римлянин). Порой иностранных
мастеров называли прозвищем, говорящем о нерусском происхождении мастера:
Николай Немчин, Николай Фрязин.

На Руси долгое время (и после появления русских
колокололитейщиков, а также признанных литейных центров в Пскове, Москве,
Новгороде) пользовались “корсунскими”, “немецкими” колоколами, звонившими
посредством раскачивания самого колокола (качающиеся, очепные колокола).
Преемственность западноевропейских колокольных традиций выражалась не только в
использовании иностранных колоколов, очепной системы звона, но и в отношении к
самой сути колокола, зафиксированной в колокольной надписи.

Европейские мастера часто писали по латыни “Слава
единому Богу”, как на немецком колоколе 1636 г из собрания Музея колоколов
(колокол находился на церкви Бориса и Глеба в Плотниках в Новгороде. Такая же
надпись и на шведском колоколе 1860 г. (в свое время он звучал на церкви Федора
Стратилата в Новгороде).

Русские мастера ХVI в. наследуют и технологию
колокольного производства, и систему построения формы колокола (что видно по
колоколу 1536 года, отлитому псковскими мастерами Т.Андреевым и П.Григорьевым и
находящемуся в Музее колоколов). При этом мастера ХVI в. переняли у иностранцев
и обычную колокольную надпись: “Слава свершителю Богу”. Она написана по-русски,
но не выходит за рамки европейской традиции, от которой вскоре русские мастера
отойдут, предложив свое понимание колокола и надписи на нем.

И даже если русские заказчики отливали колокол в
Европе и на изделии при этом делалась обычная латинская надпись, она, как
правило, впоследствии бывала дополнена традиционной русской, как в случае с
колоколом К.Клеймана 1648 года. Мастер в надписи указал “Слава единому Богу”,
поставил свое имя, дату, место производства (г. Любек, Германия) и отправил
колокол заказавшим его стрельцам в Новгород вместе с двумя другими работами.

Через двадцать два года, по получении колоколов,
стрельцы вырезали в готовом колоколе свою вкладную надпись, в которой
подробнейшим образом указали назначение колокола (“Бога молить, а по смерти за
их души их поминать, доколе сей св. церкви Бог благоволит по вере христиан
стояти”) и историю его создания, из которой становится ясно, что колокол
заказан в 1647 г, отлит в 1648г, получен в 1669году. В это время в Новгороде
существовала своя литейная школа, но сознание (и многовековой опыт Руси)
подсказывали, что лучшие колокола всегда лили немцы. Поминальный колокол должен
быть лучшим и стрельцы заказали три колокола в Германию Кордту Клейману.

В 1647г. К.Клейман отливал 50-пудовый благовестник для
Клопского монастыря в Новгороде, тогда, видимо сделали свой заказ и стрельцы.
На клопском колоколе тоже есть русская надпись, вырезанная вкладчиком
И.Л.Ланежским в 1653 году.

Колокола ХVII века работы иностранных мастеров имелись
во многих русских городах, в том числе и в Новгороде…

При Георгиевской церкви в Новгороде еще в начале ХХ в.
висел не существующий ныне колокол амстердамского мастера Ассалия Костера 1671
г. Колокола этого мастера имеются и в других русских регионах: Вологде,
Ярославле, Соловецких островах.

Известны работы мастеров А.Путтена (1600 г.),
К.Амелроя (1603-1604 г.г.), Х.Вегеверта (1623г.), К.Вегеверта (1636г.),
Х.Хорста (1638г.) и другие. В Музее колоколов имеется два трофейных шведских
колокола, появившихся в России в начале ХVIII в. в ходе Северной войны. В ХVII
в. шведские войска Делагарди вывезли с оккупированной ими новгородской земли все
возможные памятные колокола ХVI в., на которых были обозначены имена русских
царей – такие колокола были достойны трофея.

Русские войска, захватывая шведские местности, брали в
трофеи тоже колокола, имеющие знаковое значение. Таков колокол 1692 года отлитый
в Стокгольме М.Бадером для местечка Хиетаниеми по заказу короля Карла ХI в.
Колокол того же мастера 1686 г., отлитый для Хиетаниеми, находился в Стрельне
под Петербургом, а в 1885 г. великим князем Константином Николаевичем передан
шведской стороне, ныне (как и изначально) находится в приходе Хиетаниеми.

В Музее колоколов имеется еще один шведский колокол с
изображением объединенных гербов баронов Хеепикрентс – Кройцев и Лайсфи -
свадебный колокол. Надпись его долгое время считалась криптограммой, не поддающейся
расшифровке. Перевод ее может быть таким: “Единому Богу Слава Год 1680. Барон
Хеепикрентс – Кройц господин Кассаритса и пр. Баронесса Мария Флеминг дочь
барона Лайсфи, госпожа Кассаритса и пр. Слава Богу, на небесах. Меня отлили в
Стокгольме”.

Среди иностранных колокольчиков в музее имеются
английские, американские модели колоколов, настольные французские колокольчики,
китайская колокольная подвеска, американский ветровой колокол.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.novgorod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интернет на службе direct-mail, или... Как попасть в свою целевую аудиторию
Реферат Стимулирование сбыта на предприятии на примере ИП Ворова М.А.
Реферат Корпоративные информационные системы КИС , как инструмент эффективного управления производством
Реферат Естественно-научная база современных информационных технологий Современные средства накопления хранения
Реферат Insomnia Essay Research Paper Thesis StatementIn this
Реферат Моделирование коммерческой деятельности предприятия
Реферат Каково значение анализа финансовой отчетности для принятия управленческих решений
Реферат Прогнозирование энтальпии образования при нормальных и повышенных давлениях
Реферат Роль психологии и педагогики в деятельности экономиста.
Реферат Алтайская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки РФ
Реферат Искусство Северного Причерноморья
Реферат Анализ деловой активности ООО "Художественные материалы"
Реферат Синергетика и принципы самоорганизации
Реферат Правовой режим земель сельскохозяйственных
Реферат Governmental Parties Essay Research Paper The Federalist